
Апостол Павел
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание не устаёт напоминать нам о том, что каждого человека ждёт суд Христов, и нам не стоит забывать об этом среди житейских забот. Сегодня мы снова можем услышать слова о суде Христовом, они звучат во время литургии в православных храмах, взяты они из 14-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
В только что прозвучавшем отрывке из Послания апостола Павла к Римлянам мы услышали прекрасно знакомую из Евангелия мысль: судить других людей нельзя, хотя бы по той простой причине, что «каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:12), следовательно, стоит думать не о несовершенстве и грехах других людей, а о себе самих, в частности, о том, чтобы «не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14:13).
По большому счёту, слова апостола — это комментарий к словам Христа из 7-й главы Евангелия от Матфея, в которой содержится ставшая «крылатой» фраза о бревне в собственном глазу, мешающем воспринимать других людей неискажёнными (см. Мф. 7:3–5). «Бревно», если следовать апостолу Павлу, — это не только совокупность грехов человека, это ещё и та неосторожность в словах и действиях, которые могут послужить соблазном для других. Здесь же апостол привёл актуальный для его адресатов пример: Павел написал про чистую и нечистую пищу, а так как адресатами Послания к Римлянам были, в первую очередь, римские христиане из числа евреев, то и под чистотой пищи стоит понимать ритуальную чистоту с точки зрения закона Ветхого Завета, а не что-либо иное.
Апостол Павел сообщил, что он не верит в разделение пищи на чистую и не чистую, более того, он знает и «уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим. 14:14), ритуальное разделение пищи не носит абсолютный характер, оно актуально лишь для тех, кто готов его принимать: «только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Здесь, конечно же, апостол Павел мог бы сказать об окончании эпохи Ветхого Завета с его ритуальными ограничениями и предписаниями, сказать о свободе во Христе, пристыдить тех, кто, будучи христианином, остаётся приверженцем иудейских пищевых ограничений, но апостол всего этого не сделал, напротив, он написал, что вопрос пищи совершенно не имеет значения, тогда как тот, кто подаёт повод для соблазна ближнему, совершает тяжёлый грех, и нельзя идти на это сознательно, ведь есть риск, что, соблазнившись, другой человек впадёт в осуждение и через это будет отлучён от Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема