Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Смотри, Паша, как удивительно. Мы с тобой находимся в самой маленькой комнате Воронцовского дворца в Алупке. А картина на стене открывает перед нами перспективу в бесконечность!
— Ты говоришь про полотно Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее», дядя Андрей?
— Именно так. О работе замечательного художника девятнадцатого столетия.
— Но где же здесь бесконечность? Бесконечность — это про вселенную. А перед нами просто южный пейзаж. В долине среди гор укрылся небольшой городок. Дома из белого камня. На переднем плане путники движутся по каменистой тропинке — на верблюдах, на ослике, пешком. Всё вполне земное.
— Однако, племянник, само название картины оспаривает твои слова. Ведь Назарет — это то место, где прошло детство Иисуса Христа. А Он — Богочеловек, который своим Воскресением изменил вселенную, открыл людям Небесное Царство. И пейзаж Никанора Чернецова несёт память об этом.
— Это иллюстрация к Евангелию?
— Отчасти. Среди людей, бредущих по горной тропе, можно угадать главных участников евангельских событий — Богородицу, Отрока Христа, старца Иосифа. Вот так же они ходили с другими паломниками из Назарета в Иерусалимский храм. Но вместе с тем, на полотне присутствуют приметы девятнадцатого века.
— Это какие же?
— А вот, к примеру, здание с высокой башней-минаретом — Белая мечеть. Во времена Спасителя её просто не могло быть, ведь мусульманство возникло спустя несколько веков после Воскресения Христова. Мечеть построили в Назарете в 1815 году.
— Так какое же время отобразил Никанор Чернецов в своей работе — девятнадцатый век или первый?
— Замечательный вопрос! По сути, он — ключ к пониманию картины. Художник, поместив в современный ему пейзаж семейство Спасителя, дал зрителю подсказку. Господь во все времена рядом с нами. С Богом ты прикасаешься к вечности.
— Никанор Чернецов был глубоко верующим?
— Безусловно! Именно поэтому он совершил вместе со старшим братом Григорием паломничество на Святую Землю в 1841 году. Григорий Чернецов также был художником.
— Подожди! Ты говоришь в 1841-ом? А вот здесь на табличке указано, что картина «Вид Назарета в Галилее» была написана в 1869-ом!
— Так и есть. В путешествии братья сделали немало набросков. К этому материалу они обращались всю последующую жизнь. Полотно, перед которым мы с тобой стоим, Никанор Григорьевич создал в шестьдесят пять лет, уже будучи зрелым человеком.
— Поэтому, наверное, и картина получилась такая глубокая — размышление о вечности.
— Художник вложил в своё произведение не только мысли, но и чувства, чаяния верующего сердца. Ты обратил внимание, какие нежные, тёплые оттенки он использовал?
— О, да! Лиловые горы, оливковые холмы, чуть розоватое небо.
— И всё это залито медовым светом. Позолота здесь — символ Божьего участия в нашей жизни. Картина Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее» дарит надежду, что во все времена, и даже за пределами земного бытия, Христос будет сопутствовать любящим Его.
Картину Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее» можно увидеть в Воронцовском дворце Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Все выпуски программы: Краски России
1 ноября. Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника
В 7-й главе Евангелия от Луки есть слова сотника, сказанные Христу: «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника — протоиерей Илья Кочуров.
Сотник, а это, сразу надо сказать, не иудей, не человек, живущий по закону Моисея, а язычник, который трудится и работает на Римскую империю. Он приходит ко Христу, чтобы просить его не за какого-нибудь своего близкого, родственника или друга.
Отрок, как здесь имеется в виду, — это слуга. Сотник, довольно высокопоставленный военный чиновник, обращается ко Христу, то есть он превозмогает свою гордыню, переступает через своё положение и идёт заботиться о слуге.
Это, конечно, для нас очень яркий пример того, как мы должны относиться ко всем своим ближним. Не только тот, кто нам близок или очень дорог, а любой человек, кто находится рядом с нами в данный момент, заслуживает нашего особого внимания и нашего милосердного участия.
И как мы видим в данном случае в Священном Писании, Господь тут же отвечает на веру сотника. Он действительно говорит лишь одно слово, и слуга тут же исцеляется.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О помощи святого преподобного Иоанна Рыльского при молитвенном обращении к нему

Сегодня 1 ноября. Церковь празднует Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.
О помощи святого при молитвенном обращении к нему — священник Николай Конюхов.
К этому святому в своё время обращалось множество людей, у которых были дети вольны беснованием. И, как и многие древние подвижники, у него получалось с помощью молитвы, с помощью своей глубокой веры и подвижнической жизни исцелить их от этого недуга.
И пускай сейчас мы не всегда наблюдаем вот это такое страшное явление беснования открыто, хотя до сих пор в некоторых местах есть такие свидетельства. Тем не менее, даже просто в нашей повседневной жизни мы сами иногда заболеваем неким недугом, который со стороны выглядит как беснование. Когда мы в злобе кричим на детей, когда мы находимся в состоянии какой-то надменности и гордыни, когда у нас случаются какие-то греховные приступы, мы сами как одержимы злым духом.
И как важно иметь таких важных помощников, защитников, как преподобный Иоанн, которые могут нам в эту минуту помочь. И вспомним о том чудодейственном даре, которым обладал преподобный Иоанн, и попросим его о помощи, чтобы нам избавиться от этого злого одержания.
Есть надежда, что преподобный Иоанн поможет нам вместо продолжающегося беснования остановиться и, от сердца помолившись, очиститься от вот этого злого духа и проявить к ближним любовь, а не злобу.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов

Сегодня 1 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов — игумен Лука (Степанов).
После великой битвы на Куликовом поле князь Дмитрий Донской, получивший благословение самого преподобного Сергия на эту победоносную, важнейшую для нашего Отечества битву, велел поминать воинов, отдавших жизни свои за наше Отечество, церковным чином, поскольку не все имена погибших воинов были известны.
О тех, кто был поименован, возносились усердные молитвы, но общее церковное поминовение о всех вождях и воинах, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших, было установлено совершать в субботу, накануне празднования Дня Ангела благоверного князя Дмитрия, Дня памяти великомученика Димитрия Солунского, мироточивого, образ которого предшествовал нашим войскам и благодатная помощь которого всегда исповедовалась самим нашим благоверным князем.
Так вот, в субботу, накануне Дня памяти великомученика Димитрия, установлено с тех времен совершать эту вселенскую панихиду, всеобщее поминовение усопших, в которой мы единодушно молимся об упокоении душ наших героев, в прежние века и в наше время отдавших жизни свои за други своя, защищая наше православное Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема







