
Апостол Павел. Мозаика
Еф., 222 зач., II, 19 - III, 7.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек, к сожалению, способен совершать страшные ошибки, руководствуясь, при этом, благими причинами. За примером далеко ходить не нужно. Когда в XVII веке английские колонисты начали заселять Северную Америку, они на основании Библии посчитали, что индейцев можно подвергнуть геноциду. Англичане решили, что индейцы — это аналог древних хананеев, против которых воевали ветхозаветные евреи. О национально-религиозном вопросе идёт речь в отрывке из второй и третьей глав послания апостола Павла к Эфесянам. Этот отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Глава 3.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
Конечно же, упомянутые в начале программы английские колонисты совершили трагическую ошибку. Те меры, которые применялись в эпоху Ветхого Завета, после Рождества Христова перестали действовать. Об этом, в частности, пишет апостол Павел в прозвучавшем отрывке из послания к Эфесянам. Первоначальные читатели апостола были выходцами из языческой среды. А потому по определению презирались иудеями как люди, Богом отверженные. Но Павел воодушевляет эфесских христиан, говоря им о том, что древнее разделение человечества на народ избранный (евреев) и прочие народы благодаря Христу прекратило своё существование.
Спаситель, Которого принято именовать новым Адамом, духовно объединил разрозненное человечество. И теперь вместо многих народностей появился единый народ Божий — Церковь Христова, в которой нет уже ни эллина, ни иудея. Все люди, вне зависимости от своего происхождения, в Церкви получают возможность на равных служить Богу и ближнему. Павел пишет об этом не просто так. Дело в том, что в Эфесе вели миссионерскую деятельность иудейские проповедники. Они убеждали эфесских христиан (в прошлом язычников) в том, что те якобы являются людьми второго сорта. И хоть как-то улучшить положение позволит принятие традиций и обрядов Ветхого Завета.
Павел всячески отговаривал своих читателей от подобного шага, объясняя, что в корне аргументации упомянутых проповедников лежит не пастырская забота, а страсть властолюбия. Потому эфесским христианам нужно исполнять не устаревшие и ненужные обряды, а заповеди Евангелия о любви к Богу и ближнему. Не обрезание или правила кошерной пищи, а вера во Христа Спасителя, соединённая с деятельной любовью, позволит эфесянам стать частью Церкви как нового избранного народа Божия.
Нас же прозвучавшее чтение учит тому, что каждый человек рождается по воле Божией и является Его творением. А потому нет и не может быть никаких причин (даже основанных на тексте Библии) к тому, чтобы кого-то презирать или угнетать, исходя из мысли о превосходстве одного народа над другим. А ещё не нужно искусственно выстраивать параллели между священной историей и современными событиями. Особенно тогда, когда в основании данного стремления лежит не желание исполнить правду Господню, а достичь исключительно земной выгоды.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великий Четверг. Тайная Вечеря». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в студии руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о смыслах Великого Четверга и об истории установления таинства Причастия Спасителем на Тайной вечери накануне Своей Крестной смерти.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Третья беседа со священником Андреем Щенниковым была посвящена тому, как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и тому, как Иуда предал Спасителя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Великий Князь Сергей Александрович». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Наша гостя рассказала об удивительной исторической находке в Москве — обнаруженном основании давно разрушенного храма Преображения Господня при братском кладбище жертв Первой Мировой войны, который был построен знаменитым архитектором Алексеем Щусевым, по просьбе княгини Елизаветы Федоровны.
Также разговор шел о выставке «Августейший хозяин Москвы», посвященной Великому Князю Сергею Александровичу и о его роли в истории города.
А также об установке памятника Великокняжеской чете Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне, установленном в Климентовском переулке города Москвы осенью 2024 года в день 160-летия со дня рождения Великой Княгини. И о многочисленных трудах Великокняжеской четы, благотворительных и социальных начинаниях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Императора Николая II. Забытая война
В нашей программе мы рассказываем о «Музее Императора Николая II», расположенном в центре Москвы, рядом с площадью трех вокзалов, неподалеку от Елоховского Собора, в Токмаковом переулке, 21. В этом музее собрана уникальная коллекция вещей, связанных с семьей последнего Российского Императора Николая II, с Домом Романовых, членами Царской семьи. Этот музей, как и, созданный на основе этого частного собрания, трудами коллекционера, реставратора, искусствоведа, Александра Васильевича Ренжина, Фонд Императора Николая II проводит потрясающе интересные лекции, центральной темой которых является тема возрождения России, правда о семье последнего Царя, и укрепление Святой Руси. В программе рассказывается о Первой Мировой войне, с историей которой мы можем познакомиться, благодаря книге «Забытая война. Россия в 1914-18 годы. Цифры, факты, подвиги героев», кандидата исторических наук, научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, советника Фонда Императора Николая II, Андрея Анатольевича Борисюка. И этот рассказ не оставит равнодушным никого из тех, кто по-настоящему любит Россию.

с благословением Государя


Все выпуски программы Места и люди