«Хор Заиконоспасского монастыря». Георгий Сызранцев, Владимир Зырянов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Хор Заиконоспасского монастыря». Георгий Сызранцев, Владимир Зырянов

* Поделиться

У нас в гостях были руководители проекта «Православная филармония»: регент Заиконоспасского монастыря Владимир Зырянов и организатор гастролей Георгий Сызранцев.

Мы говорили с нашими гостями об истории Заиконоспасского монастыря и его бывшем наместнике архимандрите Петре (Афанасьеве), а также о церковном пении и русской духовной музыке.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, это «Светлый вечер» на Светлом радио! Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать и с удовольствием представляю наших сегодняшних гостей: в ближайший час эту часть «Светлого вечера» вместе с вами и вместе с нами проводят руководители проекта «Православная филармония» Владимир Зырянов, также регент Заиконоспасского монастыря, руководитель хора «Архангельский глас». Здравствуйте, добрый вечер.

В. Зырянов

— Здравствуйте.

А. Пичугин:

— Георгий Сызранцев, продюсер проекта, организатор гастролей. Здравствуйте, добрый вечер.

Г. Сызранцев:

— Доброго здравия.

А. Пичугин:

— Сегодня у нас несколько интересных тем: это Заиконоспасский монастырь, это личность бывшего уже, к сожалению, покойного наместника архимандрита Петра, мы будем говорить про любопытный проект «Православная филармония», который призван объединять различные православные коллективы, мы об этом ещё не говорили никогда и очень интересно, я думаю, будет, но давайте по порядку. Вы к нам приехали из Заиконоспасского монастыря. Заиконоспасский монастырь, если не считать кремлёвские монастыри, уже, в общем, несуществующие, поэтому мы их считать не можем, это самый центральный монастырь в Москве, он находится на Никольской улице, буквально в ста метрах максимум от Кремля, меньше, чем в ста метрах от Красной площади. Но давайте я вам передам слово, вы расскажете про монастырь, про отца Петра, тем более, что буквально недавно, совсем в конце года, в ноябре, 85 лет бы ему исполнилось и возрождение Заиконоспасского монастыря, безусловно, связано с ним, с его личностью.

В. Зырянов

— Всё верно. История Заиконоспасского монастыря начинается с упоминания его во времена, кажется, Бориса Годунова ещё, и тогда это была, конечно же, окраина Москвы. Ну, а, наверное, самая важная веха в истории Заиконоспасского монастыря — это то время, когда на его территории рядышком с ним была организована Славяно-греко-латинская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, которое дало толчок и старт для всего фактически высшего образования в нашей стране.

А. Пичугин:

— Но, более того, мы даже, наверное, можем говорить о том, что она продолжается, поскольку современная Московская духовная академия ведёт своё летоисчисление именно от Славяно-греко-латинской.

В. Зырянов

— Конечно, это абсолютно верно, и в 1813 году, если мне не изменяет память, Московская духовная академия переехала вот туда, где она сейчас находится, то есть в Сергиев Посад, это было связано, конечно же, понятно, с какими событиями — с событиями войны 1812 года, которые уже были больше двухсот лет назад, и после этого, однако, на территории Заиконоспасского монастыря продолжало функционировать духовное училище вплоть до событий начала XX века. Далее, конечно же, оно было закрыто, монастырь тоже был закрыт, и вот он получил своё возрождение благодаря трудам замечательного нашего батюшки, архимандрита Петра (Афанасьева), при котором этот монастырь был заново открыт, заново восстановлен и, быть может, про него даже подробнее расскажет мой коллега Георгий, который с ним, наверное, даже дольше, чем я общался.

Г. Сызранцев:

— Да, батюшка для нас для всех это большая величина.

А. Пичугин:

— Как вы познакомились?

Г. Сызранцев:

— Это такая, знаете, очень добрая, хорошая история: я, будучи ещё человеком, заканчивающим школу, не знал, куда путь мой выведет, это была Волгоградская губерния, мальчик, который совершенно не знал, что когда-то он поедет в Москву, и одна из прихожанок Заиконоспасского монастыря жила у нас в деревне, она сказала, что есть такой батюшка замечательный, было бы здорово, чтобы ты когда-то...

А. Пичугин:

— Это какие годы были?

Г. Сызранцев:

— Это был 2006-2005 год. «Было бы здорово, чтобы ты с ним познакомился, увиделся». Мы сели с моей мамой и приехали в город Москву, не имея ничего за плечами, только одну котомку, сумочку. К батюшке было очень трудно попасть, потому что прихожане всегда после службы, каждый хотел задать какой-то вопрос, и у батюшки всегда находилось время, и он на каждый вопрос мог ответить, и в том числе мне посчастливилось, что он принял нас, я рассказал, что я просто учусь в музыкальной школе, но очень хочу как-то постигать знания музыкального мира. После этого я поступил в училище при консерватории на дирижерское хоровое отделение.

А. Пичугин:

— А жили?

Г. Сызранцев:

— Тут же все Господь управил так, что он попросил нескольких матушек развесить объявления в монастыре, и совершенно на безвозмездной основе мы какой-то промежуток времени жили в Москве, я уже учился, тут же он благословил меня встать на клирос того самого Заиконоспасского монастыря, и спустя определенный промежуток времени, когда я уже хоть как-то понимал нотную грамоту, батюшка благословил встать в мужской хор «Благозвонница», который тогда тоже существовал в стенах монастыря. Как вам сказать, батюшка знал, можно, конечно, сказать, что он провидец в какой-то степени, потому что люди, которые обращались к нему, пытались найти ответы на очень сложные вопросы в своей жизни, и в том числе и я, неоднократно приходя к нему с какими-то своими потребностями, вопросами, и те пути, которые он открывал, они были действительно единственно верные.

А. Пичугин:

— Надо сказать, что он, будучи еще мирянином, ну и вообще в юности закончил консерваторию и всю жизнь был связан с музыкой, то есть я так понимаю, что мы с вами говорим про создание «Православной филармонии», мы с вами говорим про хор Заиконоспасского монастыря, и это во многом благодаря тому, что он сам тонко чувствовал музыку, понимал и был с ней связан.

Г. Сызранцев:

— Он с юных лет пел на клиросе, его семья была глубоко верующая, мама потом стала монахиней. Соответственно, он жил простой мирской жизнью, возглавлял московскую филармонию порядка двадцати лет, на базе Московской филармонии он создал не один музыкальный коллектив...

В. Зырянов

— Я уточню: Московская областная филармония.

Г. Сызранцев:

— Да. Имея высшее музыкальное образование и как дирижер, он был многогранен, и он был профессионал в каждом направлении своей деятельности, он был замечательный администратор в плане поднятия монастыря, был огромный приход, было всё замечательно. Нам, честно, батюшки очень не хватает, потому что, повторюсь, что с любым вопросом мы могли прийти и получить тот ответ, который был единственно верным.

В. Зырянов

— Я бы хотел тоже добавить и рассказать свою историю знакомства с отцом Петром: это был 2010 год, даже 2009 год, конец 2009 года, я тогда как раз закончил высшее учебное заведение — Академию хорового искусства имени Попова, и думал, что мне делать, в какую сторону развиваться, может быть, даже в другой регион переехать, к себе на родину, в город Пермь, такой вариант уже рассматривал, и даже на какое-то время переехал, и тоже там занимался творческой деятельностью, но вот пришло понимание, что, наверное, нужно возвращаться обратно в Москву, и вот тут как раз в Заиконоспасском монастыре открылась вакансия регента и меня порекомендовали батюшке, порекомендовал меня мой педагог по дирижированию Вера Ивановна Сафонова, которая с ним была ранее знакома, и вот рассказала о нём, так, в двух словах, что он не только священник, а в прошлом он был музыкантом интересным, мне это показалось интересным. И вот в диалоге с батюшкой выяснилось, что также он готов меня взять хормейстером и регентом в хор концертный, хор «Благозвонница», который тогда функционировал при Заиконоспасском монастыре, это был большой концертный коллектив, порядка 30-40 человек, который существовал примерно с начала 2000-х годов, и давал концерты, и участвовал в гастрольных поездках различных, и вот я стал регентом как в монастыре Заиконоспасском, так и стал участвовать в концертах «Благозвонницы» как дирижёр, и проводить с хором «Благозвонницы» ряд патриарших богослужений, первая служба у нас была в монастыре Заиконоспасском, Святейший Патриарх Кирилл очень положительно тогда отнёсся к нашему пению, насколько я знаю, и далее мы участвовали в нескольких тоже службах в Зале Церковных Соборов, в храме Христа Спасителя, в Успенском соборе Кремля, в Благовещенском соборе Кремля, ну и так далее. Вскоре после этого, через некоторое время у меня вектор деятельности немножко сменился, я стал заниматься немножко другими делами, но с 2017 года вновь я вернулся уже в стены Заиконоспасского монастыря как регент, и теперь хор «Благозвонница» уже, по сути, не существует, он распался как коллектив...

А. Пичугин:

— А хор «Архангельский глас»?

В. Зырянов

— Да, вместо этого я занимаюсь сейчас продвижением своего коллектива, это мужской хор «Архангельский глас», который был организован мною примерно в 2014 году в стенах храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Павловская Слобода Московской области. Храм, кстати, очень интересный, он находится недалеко от малой Родины выдающегося церковного композитора Павла Григорьевича Чеснокова, и мы обязательно в наших концертах стараемся исполнять музыку Чеснокова. И с 2017 года основной состав нашего коллектива является праздничным хором Заиконоспасского монастыря.

Г. Сызранцев:

— Я бы хотел добавить всё-таки по поводу батюшки: нельзя не отметить, что лично мою семью батюшка вёл от начала до конца, я познакомил его с своей супружницей, сейчас мы счастливые родители двух замечательных деток, батюшка благословил нас на венчание, мы в венчаном браке существуем и живём, и, конечно же, батюшка курировал мою семью как родителей, это максимально такой важный для нас момент.

А. Пичугин:

— Владимир Зырянов и Георгий Сызранцев, руководители проекта «Православная филармония», Владимир Зырянов также регент Заиконоспасского монастыря, Георгий Сызранцев — организатор гастролей и продюсер проекта «Православная филармония» в гостях у Светлого радио, здесь мы говорим о монастыре, говорим о проекте «Православная филармония», вспоминаем архимандрита Петра (Афанасьева), первого наместника Заиконоспасского монастыря. Надо сказать, что Заиконоспасский монастырь, я уже говорил в самом начале, что это самый центральный монастырь Москвы. Наверное, даже люди, которые никогда не бывали в Москве, но видели Красную площадь, всё равно где-то там мельком показывали Никольскую улицу и показывали колокольню монастыря, недавно восстановленную, воссозданную. Те, кто бывал в Москве, ну совершенно точно не могли пройти мимо, просто, может быть, не зная, что там за поворотом монастырь, но в подворотню если зайти, там внутри монастырь, но, тем не менее, всё равно видели обязательно. Сразу напрашивается вопрос: а как организована монашеская жизнь в таком центральном московском месте, где сплошные бутики, магазины, ГУМ напротив, как там вообще живут монахи и вот как это происходит?

Г. Сызранцев:

— Мы с батюшкой Петром, когда он ещё был жив, неоднократно в гастролях говорили на эту тему. Это сложно, потому что здесь, с одной стороны монастырских стен — келейная молитва, спокойствие, достоинство, а с той стороны — громкая музыка, женщины и достаточно тяжело было и самому батюшке контролировать данный вопрос. А особенно в рамках чемпионата мира по футболу, когда Никольская гудела, там яблоку некуда было упасть, и в этот же самый момент за стенами монастыря происходили и Божественные Литургии, и всенощные бдения, и, конечно, монахам и служителям монастыря приходилось достаточно сложно. И по сей день, конечно, хорошо, что Москва, наш любимый город, наша столица расширяется, и город становится не узнать, но с каждым днём всё сложнее и сложнее, соответственно, монастырю, на мой взгляд, служить. Я даже вспоминаю, когда были репетиционные процессы, репетиции самого хора, мы физически не могли даже открыть окна, потому что здесь мы, соответственно, поём того же Бортнянского и Чеснокова, а там кто-то отбивает бит, поэтому...

А. Пичугин:

— Ну, это, я думаю, жизнь, знаете, ведь не только в Москве монастыри находятся так, настолько в центре, в центре светской жизни, но для Европы, для старых европейских городов это абсолютная норма, и там тоже вот люди живут и служат. Давайте про хор поговорим Заиконоспасского монастыря, вот непосредственно сама традиция, она когда была заложена? Наверное, надо начать, знаете, с чего: когда отец Пётр, тогда ещё протоиерей Александр, насколько я понимаю, попал в Заиконоспасский монастырь? Монастырь-то там был достаточно поздно организован именно как монастырь, насколько я понимаю, а поначалу это был приход. Или нет, или я что-то путаю?

В. Зырянов

— Вы знаете, не совсем так. На самом деле статус монастыря Заиконоспасский монастырь действительно получил не сразу, но монашеская жизнь там была уже как минимум с середины-конца 90-х годов, поэтому тут уместно говорить о том, что Заиконоспасский монастырь, он не на пустом месте возродился, и постепенно-постепенно то, что вот говорят монахи, эта соль земли, вот это всё пребывало и пребывало в монастыре, и наконец-то получил официальный статус примерно во времена, когда вот уже патриархом стал Кирилл, Святейшим Патриархом, и вот он как раз и дал благословение своё на то, чтобы подворья бывшего Заиконоспасского и Никольского монастырей стали официально именоваться Заиконоспасским ставропигиальным монастырем.

Г. Сызранцев:

— Но в то же самое время надо отметить, что здесь самое главное, безусловно, это заслуга нашего батюшки, потому что его упорство, целеустремлённость, стремление, молитвенность и круг общения его позволил, чтобы монастырь выглядел именно так, как выглядит он сегодня. Вот батюшка большой молодец в этом вопросе. А что касательно хоровой музыки, дело в том, что лично я был и по ту сторону хоровой музыки, и по эту, то есть...

А. Пичугин:

— Это как?

Г. Сызранцев:

— А это так, сейчас я вам расскажу. Это, наверное, на протяжении 10-15 лет я был артистом хора, и в том числе Заиконоспасского монастыря, соответственно, такую маленькую деталь хочу сказать: как артист, я всегда, как и многие мои коллеги — по времени, то есть выбирается как: побыстрее, скажу откровенно, подороже, да? И ты вот сегодня там, завтра там. А когда получилось стать прихожанином и просто стоять в храме, я, оказывается, услышал те же самые песнопения совершенно под другим углом — так вот оно, оказывается, о чем мы поем, так вот почему такая последовательность песнопений, так вот это какой многогранный мир! И чтобы понять это, мне пришлось уже сойти с клироса и встать с прихожанами в храме. А что касательно «Архангельского гласа», здесь сейчас и Владимир тоже подскажет, ребята все дипломированные специалисты, высокого профессионального уровня, и Владимир отбирал этих артистов достаточно долгий промежуток времени, и сейчас вот, Володя, ты побольше расскажи по возможности о самом хоре.

А. Пичугин:

— Да, да.

В. Зырянов

— Да, что касается хора «Архангельского глас» — это, конечно, мужской хоровой коллектив. Сейчас мужское хоровое пение последние годы, последние десятилетия переживает большой-большой подъём в Русской Православной Церкви. Дело в том, что традиция пения именно мужскими голосами это традиция древнейшая, с ранних времён христианства.

А. Пичугин:

— Но то, что «Девушка пела в церковном хоре», это как раз к временам Блока было таким модернизмом неким.

В. Зырянов

— Да. Конкретно в Русской Православной Церкви женщины появились в конце XIX века, и первым композитором, который стал привлекать для исполнения своих произведений женские голоса, это был композитор Александр Архангельский.

А. Пичугин:

— Это вы сразу говорите, когда было.

В. Зырянов

— Это было в конце XIX века. Сначала немножко штыки восприняли, потому что до этого в храмах пели только мужчины и мальчики с некоторых пор, а ещё ранее, до Синодального периода, конечно же, только мужчины пели знаменный распев в основном, преимущественно у нас, в Русской Православной Церкви, да и в других Поместных Церквях тоже. В период Синодальный Церкви, в период конца XIX-начала XX века появилось большое количество композиторов, которые стали сочинять, создавать для хоровых коллективов интересные, уникальные, замечательные шедевры музыкальные, и всё это вместе получило такое наименование, как новое направление в русской духовной музыке, и для того, чтобы исполнить это всё, конечно же, уже возможности мальчиков, у которых век певческий совсем-совсем короткий: от десяти до тринадцати-четырнадцати лет, уже стало не хватать, поэтому стали привлекать женские голоса, и сначала сопротивлялись этому, но со временем это стало нормой, а в XX веке, более того, во времена лихолетья, в тяжёлые времена для Церкви, в основном, женщины-«белые платочки» и пели на клиросах.

А. Пичугин:

— Хотя были профессиональные хоры в советское время, в больших соборах очень часто пели театральные коллективы за большие деньги, и даже неважно: верили-не верили, но пойти в церковь подработать это было достаточно престижно, поэтому многие желали попасть.

В. Зырянов

— Всё верно. И тут нельзя не отметить, что расцвет, пожалуй, именно такого пышного, яркого стиля в русской духовной музыке, в исполнительском именно отношении — это, наверное, были 70-80-е годы XX века, как ни странно. А почему? Потому что в Москве тогда, если мы берём Москву, было очень немного открытых храмов, и народа, прихожан в этих храмах...

А. Пичугин:

— Народу было много.

В. Зырянов

— Было достаточно много, и несмотря на то, что государство обкладывало их солидными налогами, тройными тарифами на электричество, несмотря на это, всё равно, конечно же, оставалось довольно много пожертвований, которые направлялись в том числе на то, чтобы содержать большие концертные хоровые коллективы. В то время так, чтобы на клиросе было меньше двенадцати человек, такого вообще не было. А также было несколько известных храмов, в первую очередь, конечно же, это Богоявленский Елоховский собор в Москве и во вторую очередь это также храм в честь иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, там были большие, крупные концертные коллективы, которые исполняли и циклические произведения это и «Литургия» Чайковского, и «Всенощное бдение» Рахманинова они как минимум раз в год исполняли именно на богослужениях. И также иногда давали концерты, конечно же, редко очень, и делали записи, которые до сих пор являются шедеврами русской духовной музыки. Но вот, к сожалению, время прошло, в 90-е, 2000-е годы стало открываться большое количество храмов, и таких больших хоровых церковных коллективов уже стало все меньше и меньше. И сегодня храмов, где хотя бы двенадцать человек есть на клиросе в Москве, можно пересчитать под пальцем, к сожалению.

А. Пичугин:

— Ну да, это правда, конечно.

Г. Сызранцев:

— Но в то же самое время у нас существует плеяда больших хоровых коллективов православной музыки, о которых мы все с вами знаем, это и хор Сретенского монастыря, хор Валаамского монастыря, хор Даниловского монастыря, и как зритель, я понимаю, что у зрителя есть возможность сходить на эти замечательные хоровые коллективы, но в рамках больших каких-то московских или региональных концертов.

А. Пичугин:

— Мы про это рассказываем.

Г. Сызранцев:

— И как раз таки почему-то забывается, что практически при каждом храме есть свои клиросы, свои талантливые ребята, которые очень идейные, но, к сожалению, у них нет возможности свой профессионализм, свое творчество как-то реализовать, показать широкой аудитории.

А. Пичугин:

— Это вы меня постепенно подводите к тому, что пора говорить про «Православную филармонию», да?

В. Зырянов

— Да, конечно, конечно.

А. Пичугин:

— Мы об этом обязательно поговорим в следующей части нашей программы, сейчас небольшой перерыв, но каждый раз, когда к нам приходят гости, связанные с музыкой, мы просим, чтобы что-то музыкальное из их наследия, творчества, прозвучало, и вот сегодня не исключение, мы будем слушать «Молитву о Руси» Чайковского да?

В. Зырянов

— Да. Дорогие друзья, я хотел бы предложить на ваш суд исполнение произведения «Молитва о Руси» на музыку Петра Ильича Чайковского из «Детского альбома» и на слова, которые были уже позже придуманы к этой музыке, это наш коллектив исполняет, хор «Архангельский глас» под моим руководством.

А. Пичугин:

— Владимир Зырянов, Георгий Сызранцев, руководители проекта «Православная филармония», сегодня в гостях у «Светлого радио», Алексей Пичугин, мы через несколько мгновений вернёмся, пока слушаем «Молитву о Руси» Чайковского.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию Светлого радио. Друзья, напомним, что в гостях сегодня у нас Владимир Зырянов и Георгий Сызранцев, руководители проекта «Православная филармония», Владимир Зырянов — регент Заиконоспасского монастыря московского и Георгий Сызранцев — продюсер проекта «Православная филармония», организатор гастролей. Да, «Православная филармония», вот мы уже почти полчаса поговорили, но несколько раз вас представили, как руководителя этого проекта, что же это такое? Во-первых, что такое филармония? Может быть, уже кто-то это слово и подзабыл. Для некоторых людей это что-то такое, знаете, устаревшее, смысл чего приходится уже, наверное, сейчас пояснять.

Г. Сызранцев:

— Эта идея данного проекта, она не нова, потому что мы обсуждали, что в Москве должна появиться некая площадка концертная, интересная, форматная, правильная, небольшая, для того, чтобы ежедневно наши замечательные православные зрители могли прийти и послушать и хоровую духовную музыку, и симфоническую музыку в стенах, соответственно, некоего концертного зала. Лично я занимаюсь с 2010 года организацией гастролей и понимаю, что, конечно же, вывести хор того же Сретенского, Валаамского, Даниловского монастыря это достаточно большие затраты, и в то же самое время платежеспособность населения упала, к сожалению, и поэтому собрать на такой коллектив большой зал достаточно сложно, нежели сделать это здесь, стационарно, в Москве. Проехав достаточно большое количество нераскрученных площадок, мы остановились вот с Владимиром и с нашими партнерами, коллегами на зале гостиницы «Даниловская», это метро Тульская.

А. Пичугин:

— Тоже центр фактически, и гостиницу «Даниловскую» все знают.

Г. Сызранцев:

— Да, это шаговая доступность от метро «Тульская», буквально три минуты, это Староданиловский переулок, дом 5, и на базе этого концертного зала мы создаём проект под названием «Православная филармония». Зал, я его вот так называю: «вкусный», потому что он действительно интересен. В каком зале у нас, кроме Зала Церковных Соборов, ещё мы увидим непосредственно в концертном зале иконы в пол, в потолок? Там, соответственно, представлены иконы, хорошее световое и звуковое оборудование. Не буду говорить о плюсах площадки, самое главное — наполняемость событий данной площадки. Как только мы заговорили о данном проекте, к нам стали обращаться ребята с разных хоровых коллективов с желанием: «а давайте, и нас тоже возьмите в афишу». Соответственно, из этого как-то вырисовывается уже целая некая афиша событий, расписанная чуть ли не до конца этого сезона. И первым концертом, которым мы бы хотели заявить о «Православной филармонии», будет тот самый концерт седьмого января, рождественский концерт, вечером, в 19.00, на базе гостиницы «Даниловская», в концертном зале «Православной филармонии», хора «Архангельский глас». Мы тщательно сейчас подбираем репертуар к этому концерту, мы думаем, как порадовать зрителей и что будет отличительной особенностью данного концерта от сотен других концертов, которые пройдут, в том числе, и седьмого числа, потому что и пасхальное богослужение, и рождественское богослужение, оно, конечно же, я не скажу, что не то, что отнимает силы — люди успеют и послужить ночью, и отдохнуть, и вечером, после того, как разговеются дома, отпразднуют, придут вместе с нами порадоваться этому празднику. Володя, подскажи, пожалуйста, что же нас за сюрпризы там ожидают в ходе программы?

А. Пичугин:

— Ну, сюрпризы на то и сюрпризы, но про что-то, наверное, надо рассказать.

В. Зырянов

— Я думаю, что мы, конечно, все карты раскрывать не будем, но, как минимум, это будет мужской хор, это будет два больших блока в программе — это, конечно же, песнопения, посвященные празднику Рождества Христова, там есть уникальные песнопения, которые звучат только раз в году, на большой праздник, один из самых-самых главных праздников для всех нас, православных христиан, и также вторая часть концерта — это будет исполнение колядок. Колядки — это особый, уникальный жанр, и, кстати говоря, они не только украинские бывают, но еще и бывают южно-русские, и также во многих-многих странах, белорусские колядки бывают, и на многих других языках, и мы постараемся исполнить их, собственно, на разных языках, чтобы это было максимально интересно и необычно. Ну, а что касается дальнейших наших творческих планов, то мы не хотим в составлении программ ограничиваться только хоровыми коллективами, только хоровой музыкой, потому что, на самом деле, что такое православная современная музыкальная культура? Это ведь не только хоровые коллективы, это еще и большое количество исполнителей и священнослужителей. Допустим, мы хорошо все знаем об иеромонахе Фотии, который так ярко о себе заявил на «Первом канале», стал победителем проекта «Голос».

А. Пичугин:

— Да, он у нас бывает периодически.

В. Зырянов

— Но кроме него есть и немало других достойных священников, батюшек, которые поют либо под гитару, и под гусли даже такие священнослужители исполняют.

А. Пичугин:

— Прямо поют под гусли?

В. Зырянов

— Конечно, да. Допустим, замечательный мой хороший знакомый иеродиакон Феофил исполняет духовные стихи под гусли. Далее, кстати говоря, если говорить о гуслях, есть большое количество православных гусляров-исполнителей, которые ассоциируют напрямую себя с Русской Православной Церковью, являются чадами Русской Православной Церкви и исполняют, кроме инструментальных композиций каких-то, духовные стихи, канты и, в общем, развивают это очень интересное направление, следуя завету пророка и царя Давида, который в своих псалмах говорил «Хвалите Его (Бога, то есть) в псалтири и в гуслях», потому что гусли — это инструмент, который родственен псалтири и вообще, это большое семейство инструментов, которые есть практически во многих очень народах мира.

Г. Сызранцев:

— Да, и задача проекта — сделать так, чтобы зрителю максимально интересно было посещение данного проекта «Православной филармонии»: сегодня это гусли, завтра это хоровые коллективы, послезавтра это оркестры и так далее.

А. Пичугин:

— А вы определили площадку в гостинице «Даниловская» как свою домашнюю площадку, но мы вас представляем как организатора гастролей, соответственно, вы предполагаете, что под эгидой «Православной филармонии» какие-то коллективы будут ездить по России, возможно, даже за пределы России, и таким образом продвигать православную музыкальную культуру?

Г. Сызранцев:

— Безусловно. На сегодняшний момент есть ряд крупных концертных площадок, таких как Большой зал консерватории, «Зарядье», вот совсем недавно я был, и для меня было открытием, что в центре Москвы наконец-таки появился тот самый замечательный концертный зал.

А. Пичугин:

— Так уже давно.

Г. Сызранцев:

— Просто я тут немножечко отсутствовал.

А. Пичугин:

— Ну нет, он на самом деле появился года четыре назад, если не лет пять, это как «Зарядье» открыли, так и он...

Г. Сызранцев:

— Да, то есть мы, в принципе, с коллегами знали об этом и в какой-то момент работали, но чтобы прийти как зритель в сам концертный зал...

А. Пичугин:

— Я тоже не был, мы несколько раз говорили о мероприятиях, которые будут проходить в зале «Зарядье», но я, к сожалению, еще ни разу не побывал, но я слышал, что там действительно очень хорошая акустика, очень хороший звук.

Г. Сызранцев:

— Да, все сделано максимально достойно, красиво. Но, опять же, повторюсь: Большой зал «Консерватории», «Зарядье», «Московская филармония», «Дом музыки», то есть те киты, на которых сегодня держится концертная индустрия Москвы именно в формате классической музыки.

А. Пичугин:

— Но мы про Москву. А мы вещаем почти во всех регионах России.

Г. Сызранцев:

— Вот. И задача такая, чтобы сделать это якорно в Москве, набирая те самые коллективы, но иметь возможность региональным партнерам с нашей стороны вывозить их для того, чтобы и люди в регионах могли понимать, что — «а смотрите как, смотрите, сколько всего интересного!» И я думаю, что Господь управит так, что этот проект будет жить. И вот, уважаемые зрители, тоже ищите «Православную филармонию» в социальных сетях и присоединяйтесь, подключайтесь с разными идеями, мы открыты к предложениям, и чем больше этих предложений будет, тем и у нас спектр деятельности тоже расширится.

А. Пичугин:

— Все равно у вас же есть какая-то планка наверняка, которой надо соответствовать, вы же не можете брать всех. Вот нас слушают люди, которые видят в себе определенный творческий потенциал, музыкальный, они пишут вам письма и говорят, что «вот мы хотим с вами сотрудничать».

Г. Сызранцев:

— Ну, смотрите, с одной стороны, от того, что человек обратится к нам, мы сами поймем коллегиально, это в том же векторе или не в том, а если не в том, то мы подскажем, к кому лучше обратиться, потому что круг организаторов, он широк, наши партнеры, соответственно, есть, кому мы могли бы порекомендовать тот или иной проект.

В. Зырянов

— На самом деле, я уверен, что для того, чтобы нести на высоком уровне православное музыкальное искусство, не только в Москву, но и в регионы, для этого, конечно же, нужен высокий профессиональный уровень, это неизбежно. Как правило, все музыканты, которые с нами будут сотрудничать — это, конечно же, выпускники высших учебных заведений, это специалисты своего дела.

А. Пичугин:

— То есть необходимо образование?

В. Зырянов

— Естественно, как и везде. То есть халтура, в данном случае это слово неприемлемо.

А. Пичугин:

— Но вы говорите про священнослужителей, которые поют свои песни — сразу возникает образ батюшки с гитарой, далеко не у всех батюшек с гитарой есть академическое образование.

В. Зырянов

— Да, всё верно, но это немножко другое направление, которое тоже будет присутствовать, оно не будет главным в нашей деятельности. Пожалуй, всё-таки магистральной главной линией будут именно концерты хоровой духовной музыки. Но направление священнослужителей поющих, его нельзя исключать из этого спектра, потому что слишком оно особенно интересно. Это, знаете, я бы даже назвал, здесь что-то общее с бардовским таким направлением: православная бардовская песня. И, кстати говоря, под гитару поют не только батюшки, но ещё и замечательные другие исполнители, и с ними тоже мы будем выстраивать отношения, приглашать их сотрудничать с нашими концертными проектами.

А. Пичугин:

— Сразу напрашивается вопрос: каков критерий православия в музыке? Что за православный метр? Чем измеряется вот то, что это православное, это не православное, это христианское, это не христианское? Когда речь идёт о песнопениях, богослужебных ли, или использующих какой-то нарратив христианский в своей тематике, тут всё понятно. Но дальше, если слово «Бог» не звучит, если понятия Бога в произведении нет, оно как, может быть православным или нет? Вот как вы для себя этот критерий определяете, а вы наверняка его как-то определяете.

В. Зырянов

— Вы знаете, на самом деле всё, конечно же, индивидуально, но всё-таки мы люди опытные и музыканты тоже квалифицированные, поэтому вот этот внутренний камертон, он присутствует, и невозможно обмануться данной ситуацией. Конечно, рамки так называемой православной музыкальности, они могут быть довольно широкие. И, конечно, исполнители, с которыми мы будем сотрудничать, в любом случае эти люди должны уважительно относиться к Церкви, и тематика Бога, вечности, вечных ценностей, она должна присутствовать в их творчестве в той или иной степени. Мы не будем настаивать, чтобы они каждое воскресенье и каждую субботу были в храме, мы не можем это проверить, но вот наш внутренний такой камертон, он, я думаю, что не даст нам возможности ошибиться в выборе репертуара и подборе исполнителей.

А. Пичугин:

— Напомню, друзья, что в гостях у Светлого радио сегодня организаторы, создатели проекта «Православная филармония»: продюсер этого проекта, организатор гастролей Георгий Сызранцев и регент Заиконоспасского монастыря и руководитель хора «Архангельский глас» Владимир Зырянов. Мы говорим о «Православной филармонии», о том, что это такое. А какие преференции, как вы думаете, у тех исполнителей, которые с вами сотрудничают? Просто я почему такой вопрос задаю, может быть, он не совсем правомерен, но он идёт от моего представления о том, что такое была филармония в советские годы. Всё-таки, наверное, такой максимальный расцвет этого понятия пришёлся на поздние советские годы, когда артисты, сотрудничавшие с той или иной филармонией, имели зелёный свет, вот они могли выступать там, здесь, они были обеспечены гастролями, соответственно, куском хлеба. А не сотрудничавшим с филармонией, с Москонцертом, было несколько сложнее.

В. Зырянов

— Я понял, о чём вы спрашиваете, о чём вы говорите. Но тут, на самом деле ситуация такова, что, конечно же, зарплату мы платить не сможем никому.

А. Пичугин:

— Ну, времена изменились, это уже сейчас не советские годы.

Г. Сызранцев:

— Мы не государственная структура.

В. Зырянов

— Да, мы не государственная структура. Мы даже и не церковная структура, хотя о нашем проекте знает Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества, и вот мой коллега Георгий, он лично рассказывал о нём руководителю этого Синодального отдела Владимиру Романовичу Легойде и получил положительный отзыв на деятельность нашего проекта. И тут мы можем что сделать? Мы можем посодействовать этим исполнителям просто в организационных моментах, то есть вот как выглядит сегодня картина и вообще сценарий жизни обычного среднестатистического церковного хорового корректива города Москвы...

А. Пичугин:

— Да, это, кстати, интересно.

В. Зырянов

— Это, как правило, люди профессиональные, музыкальные, достаточно неплохого, может быть, даже и творческого уровня, но совершенно не знающие, как же правильно подойти к вопросу организации концерта. И они, может быть, и рады были выступать как-то регулярно или, может быть, несколько раз в году готовить программы концертные, посвящённые, например, Рождеству или Великому посту, или Пасхе, но вот как это всё реализовать и собрать во что-то такое единое, вот это всё сложно, и как раз вот эту боль мы планируем закрыть, правильно я говорю, Георгий?

Г. Сызранцев:

— Да, абсолютно верно, потому что с чем сталкивается, особенно молодёжь, которая выпускается из высших учебных заведений и в театральных вузах, и в музыкальных вузах: вот мы талантливые, мы замечательные, мы что-то сделали, мы собрались, сообразили, и кто тот самый финальный зритель? Каким чудесным образом можно донести зрителю, слушателю, что такой проект существует? Как разрекламировать, как пригласить, как обзавестись правильными знакомствами, как обзавестись правильными партнёрами? А здесь же, пройдя уже определённый опыт, мы готовы делиться информацией, опытом и рука об руку, соответственно, двигаться с теми коллективами, которые к нам придут или которых мы уже сами для себя определили, что да, они вместе с нами.

А. Пичугин:

— Перед началом программы вы сказали такую вещь, с которой я что-то не мог никак согласиться, что сейчас время так вот поменялось, когда в 90-е годы храмов было не так много, и храмы возрождались, было гораздо больше профессиональных исполнителей и церковных коллективов, которые внутри церкви, за богослужениями пели. Вот сейчас, например, я вижу другую картину, что когда я начинал ходить в церковь, клиросы тех храмов, где я бывал, или того храма, куда я ходил постоянно, это были в основном прихожане, они были не профессионалы, они пели не за деньги, они пели, исходя из большой любви к храму, к Богу, считали это послушанием, получалось не профессионально, но зато от души, а от души — это, знаете, не критерий. Сейчас храмов стало много, и вот где я ни бываю, я про себя отмечаю, что — да, профессионализм, он гуляет, но всё равно есть какая-то планка, ниже которой, по крайней мере, в московском регионе и вокруг крупных городов есть такая планка, ниже которой обычно не опускаются. Во-первых, уже те прихожане, которые начинали сами самостоятельно петь в 90-е годы, где-то остались те самые костяки, которые постепенно нотную грамоту выучили, подтянулись, позанимались и уже достигли определённого уровня, где-то появилась возможность нанимать профессионалов, то есть везде по-разному, вот я вижу, наоборот, рост. Вы, как профессионалы, наверное, действительно, видите снижение этой планки, потому что смотрите на ситуацию в целом, потому что у вас был Елоховский собор, Успенский собор Кремля, какие-то другие, храм святителя Николая в Хамовниках, Заиконоспасский монастырь, и можно подставить там ещё десяток московских храмов, где пели профессионалы, которые там и остались. Конечно, до этой планки многие храмы не добираются, но тем не менее, всё равно, извините, что я так долго говорю, и мысли свои выражаю...

Г. Сызранцев:

— Правильные мысли абсолютно.

А. Пичугин:

— Вопрос-то вот в чём заключается: вы думаете, что в идеале филармония может способствовать повышению этой планки? Потому что одно дело — концертные выступления, а она всё-таки рассчитана на концертные выступления, но может ли это помочь повышению уровня профессионализма церковных хоров, которые в храмах работают?

В. Зырянов

— Бесспорно. И более того, это одна из задач, которую мы в долгосрочной перспективе перед собой ставим — это как раз создать для коллективов, которые пока не могут, может быть, выразить в себя, как вот концертные коллективы, есть дополнительный стимул для совершенствования. Отвечая на ваш развернутый вопрос, хотелось бы сказать следующее: да, действительно, был период, вот я уже говорил в прошлой части программы: 70-е, 80-е годы, когда в храмах преимущественно пели профессионалы за деньги. Да, не все из них были, может быть, воцерковлённые, но общий уровень именно профессионализма конкретно в храмах Москвы, ну и можно, наверное, обобщить: в крупных соборах кафедральных практически всех епархий России, конкретно профессиональный уровень был действительно высок. Исполнялись полотна, исполнялись шедевры русской духовной музыки, которые были написаны композиторами в расчёте на большие хоровые составы. И если мы говорим про московские храмы, то меньше, чем двенадцать человек — не было такого, а сейчас, увы, к сожалению, в основном квартеты да трио.

Г. Сызранцев:

— Я ещё слышал, по мнению прихожан и неоднократно с этим сталкивался: когда прихожанин входит в новый для себя храм, он отличает, соответственно, красоту, убранство, чистоту и правильность хорового пения. И когда заходишь в новый для себя храм и слышишь качественный, хороший, профессиональный хор, то, конечно же, тебе хочется туда вернуться.

В. Зырянов

— И это оставляет неизгладимое впечатление.

А. Пичугин:

— А можно не соглашусь? Я ходил в один московский храм когда-то, замечательный московский почти центральный храм, никогда не закрывавшийся, и там как раз те самые профессиональные театральные хоры работали, которые, я не знаю уровень церковности тех или иных людей, это неважно в данном случае, но это был такой концерт, был такой оперный театр, что от богослужения там ничего не оставалось. Одно дело, когда я это слышу, сидя в кресле где-то в концертном зале, я пришёл именно на концерт, а другое дело, когда я это слышу во время литургии, и это абсолютно разные настроения, абсолютно разные вещи.

В. Зырянов

— Это, быть может, определённая крайность, которая бесспорно была вот в той эпохе, о которой я говорил, ну а с наступлением уже более близкого к нам времени: 90-е годы, 2000-е годы, конечно, ландшафт стал меняться. Вот вы правильно сказали, что стало открываться большое количество храмов, и общий уровень, наверное, стал выравниваться где-то. То есть, с одной стороны, уже нет такого, что совсем-совсем плохо где-то звучат клиросы в храмах, но, с другой стороны, и крайне мало осталось ярких коллективов, которые могут исполнить, которые не просто могут существовать как церковный хоровой коллектив, но и также могут выйти на концерт и исполнить песнопение во внебогослужебное время так, чтобы это было действительно на хорошем профессиональном уровне, и вот этому как раз и посвящена будет наша деятельность — выискивать такие коллективы и поддерживать их, и стимулировать их к тому, чтобы их профессиональный уровень постоянно рос.

Г. Сызранцев:

— Здесь дело в том, что очень тонкая грань, я уловил в вашем вопросе вот какой момент: здесь есть понятие молитвенности.

А. Пичугин:

— Безусловно.

Г. Сызранцев:

— Когда хор поёт, во-первых, он должен понимать, о чём он поёт, и преподносить этот материал именно с точки зрения молитвы.

А. Пичугин:

— Знаете, я тоже так всегда думал, но потом я решил, что всё-таки, наверное, профессиональный актёр, он может создать это настроение, даже если он не понимает: вот набрали людей из театра, профессионалов, высочайших профессионалов, они вам споют и изобразят этот молитвенный настрой, и он будет ощущаться, пускай не для них, пускай для тех, кто действительно пришёл молиться в храм, вот эти люди почувствуют.

Г. Сызранцев:

— Да, здесь Господь, во-первых, всё видит, это раз, никого не обманешь, и когда те же хорошие голоса, голоса академического вокала, хоровики вышли, собрались и грянули, но нет за душой молитвенности той самой в произведении, то это читается, это прихожанину видно, слышно. Но в то же самое время большое количество примеров, когда действительно большие составы могут позволить себе красивое и качественное исполнение.

А. Пичугин:

— Уже мало времени у нас остаётся, я всё-таки под конец программы хотел бы спросить, об этом чуть-чуть поговорить: за пределами больших городов, вот мне часто приходится видеть и бывать в храмах, которые находятся в русской глубинке, там тоже по-разному бывает с хором, но очень много мест, где — да, сейчас с развитием интернета, телевизоров люди слышат, но у них нет возможности вживую послушать. Вот вы, скажем, приезжаете куда-то, действительно, в глубинку с концертом, и люди, которые поют в храме, которые ходят в храм, которые не имеют возможности послушать, как это должно звучать в идеале, так, как это задумал тот композитор, который написал, могут это сделать — вот это же, мне кажется, очень важная миссия.

В. Зырянов

— Конечно, конечно, и именно в этом и заключается наша задача — дать возможность людям, слушателям познакомиться с профессиональным исполнением русской духовной музыки, что иногда не получается услышать, может быть, у себя в регионе. Хотя надо сказать, что везде есть талантливые люди, и, конечно же, есть талантливые музыканты и в регионах, и везде тоже функционируют академические капеллы, хоры театров и музыканты, которые там работают, они параллельно многие, конечно же, также и поют в храмах. Но не зря всё-таки Москва — это первопрестольный град, и сюда стекаются, может быть, самые талантливые люди со всех концов нашей страны, поэтому, наверное, здесь у нас шанс организовать что-то яркое, и действительно, на высокопрофессиональном уровне, он чуть-чуть выше, чем в глубинке.

А. Пичугин:

— Вы как-то так сказали про Москву, что я сразу вспомнил почему-то, даже не глядя в листочек подсказку про «Ты помнишь, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром...», мы сейчас будем слушать, в конце программы уже, хор «Архангельский глас», которым руководит Владимир Зырянов, — «Бородино» на стихи Лермонтова, знаменитое стихотворение, которое все знают, а вот теперь в переложении хора «Архангельский глас». Спасибо вам большое за то, что вы к нам сегодня пришли... Да, вот вы хотели дополнить.

Г. Сызранцев:

— Да, во-первых, хотел поблагодарить за то, что вы нас позвали, нам очень приятно, спаси Господь.

А. Пичугин:

— Приходите к нам.

Г. Сызранцев:

— И всех слушателей, всех зрителей мы с огромным удовольствием и радостью ждём седьмого января на нашем концерте.

А. Пичугин:

— Да, спасибо, что напомнили: седьмого января, в гостинице «Даниловская», в 19.00, приходите. А мы вас ждём с отчётом о том, спустя какое-то время, когда уже проект, я надеюсь, заработает на полную и встанет на ноги, вы придёте, расскажете, какая реакция, какой эффект он производит. Спасибо. Георгий Сызранцев и Владимир Зырянов, руководители проекта «Православная филармония», Владимир Зырянов — регент Заиконоспасского монастыря московского и руководитель хора «Архангельский глас». Георгий Сызранцев — продюсер проекта «Православная филармония», организатор его гастролей. Мы прощаемся с вами и слушаем в исполнении хора «Архангельский глас» песнопение «Бородино» на стихи Лермонтова. До свидания.

Г. Сызранцев:

— Всего самого доброго. Храни Господь.

В. Зырянов

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем