
В 6-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою».
О клятве Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В Ветхом Завете Бог являлся людям тем способом, который им был доступен для восприятия. Так, Бог являлся несколько раз Аврааму из купины горящего куста. И потом на горе Синай голос Божий слышал пророк Моисей. Принимающая сторона должна была убедиться, что к ней действительно обращается высшее существо — Бог. Это проверялось чудесами и исполнением обещанного. Для доказательства, что обещанное сбудется, Всевышний употреблял способ, принятый у людей — клятву. Но если люди для утверждения своих слов апеллировали к высшим авторитетам, то Господь, наивысшая ценность, может для утверждения слов клясться только самим собой. Именно об этом и говорит апостол Павел. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся самим собою. Но всегда эта клятва подтверждалась делами, которые и свидетельствовали об истинности Божьего обещания. Так Сын Божий, Господь Иисус Христос, однажды и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Будем верить Божьим обещаниям, ибо они подтверждены делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. О почитании Преподобного Симеона (Поповича)

Сегодня 1 апреля. День памяти Преподобного Симеона (Поповича), жившего в ХХ веке в Черногории.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Когда заходишь в пещерные монастыри, то погружаешься в далекую древность. Когда ты проходишь вглубь пещер, подходишь к мощам подвижника, то ты думаешь, что погрузился на тысячи лет, словно ты идешь в Киево-Печерской лавре, в пещерах Каппадокии. Но когда ты оказываешься в Черногории и заходишь в монастырь Дайбабе, тебе кажется, что ты тоже попал в такую глубокую древность, хотя он совсем недавний. Ведь преподобный Симеон, чью память мы сегодня совершаем, жил буквально на поколение старше нас, дожил до начала Великой Отечественной войны. Преподобный Симеон, который так тесно связан с русской церковью, который учился в России, который традиции подвижничества, того самого, которое он видел в Киево-Печерской лавре, той самой тысячелетней традиции преподобного Антония Печерского и Феодосия ученика его, он перенес на Черногорскую землю, которая восстанавливалась после гнета турецкого завоевания. Да, Черногория сохраняла независимость, но это была дикая независимость в лесах, в горах, где дикие кланы вырезавшие порой не турок, а друг друга. И после того, как Черногория смогла вернуть свои исторические земли, и древние монастырские пещеры вернулись в лоно православной церкви, то там древность соединилась с современностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. Об обличениях

В 15-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Ненавидящий обличение погибнет».
Об обличениях — священник Родион Петриков.
Эти слова звучат как предупреждения из древнего мира, который, однако, идеально вписывается в наш век бесконечных советов, критики и так называемых экспертных мнений. Однако, давайте честно: не всякое обличение полезно. Одни слова могут стать толчком к росту, а другие только ранить и унизить. Сегодня, когда каждый может высказать свое мнение в комментариях, в социальных сетях или личных сообщениях, очень важно научиться фильтровать. Конструктивное обличение — это как зеркало, которое показывает где ты споткнулся и при этом дает понять, что ты можешь стать лучше. Оно мотивирует, даже если сначала больно. А вот деструктивное обличение — это зеркало, которое бьет тебя осколками в лицо. Оно не помогает, а только разрушает. Так как же относиться к обличениям? Во-первых, не бояться их. Во-вторых, задавать себе вопрос: кто говорит это и зачем? И если человек искренне хочет вам помочь, его слова, да пусть даже резкие, стоит принять к сведению. Если же это просто попытка самоутвердиться за ваш счет, можно это смело пропускать мимо. И нужно помнить, что мудрость не в том, чтобы избегать критики обличений, а в том, чтобы научиться извлекать из них пользу. Правда, сказанная с любовью — это лекарство, а правда, сказанная со злостью — это яд. Будем мудры в выборе, что принимать, а что оставлять за дверью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. О личности и творчестве Иллариона Прянишникова

Сегодня 1 апреля. В этот день в 1840 году родился русский художник-жанрист, автор масштабного полотна «Спасов день на Севере» Илларион Прянишников.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Илларион Михайлович более 20 лет преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества. Был учредителем товарищества передвижных знаменитых художественных выставок, оставаясь бессменным членом его правления. Русский север стал его вечной любовью. Действительно, многие передвижники путешествовали в северные губернии, где и находили обильный материал для своих жанровых картин. Константин Коровин, знаменитый наш импрессионист, вспоминал Прянишникова. Главная черта его была ясность ума, трезвость понимания. Все сентиментальное, сладкое было ему просто противно невмоготу. Он не любил уменьшительных суффиксов: красочки, этюдики, уголек. Тотчас поправлял. Его эстетики, говорил Коровин, мешало все расслабленное. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы. Замечательная характеристика, которая свидетельствует о том, что всякий творческой человек, особенно художник, должен найти самого себя в творчестве, обрести свой собственный стиль, далекий от подражания, приспособленчества, копирования, хотя начинается труд художника всегда с подражания. Но обрести себя — значит оставить свое слово в живописи. Именно это свойство мы обретаем в картинах Иллариона Прянишникова. От его картин веет удивительным теплом, любовью к Отечеству, к русскому народу. Многоцветная палитра и тщательно выписанные персонажи.
Все выпуски программы Актуальная тема