«Церковь и светское образование». Священник Александр Кузнецов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Церковь и светское образование». Священник Александр Кузнецов

* Поделиться

У нас в гостях был клирик храма святого Александра Невского при МГИМО, ответственный за образовательную и катехизическую работу в Западном викариатстве города Москвы священник Александр Кузнецов.

Наш гость рассказал, как Церковь участвует в сфере образования сегодня, а также как можно объединять получение знаний по разным предметам и духовное развитие личности.

Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева


К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона моя коллега Кира Лаврентьева...

К. Лаврентьева

— Добрый вечер.

К. Мацан

— И я Константин Мацан, добрый вечер. В гостях у нас сегодня священник Александр Кузнецов, клирик храма Александра Невского при МГИМО, член Координационного совета Департамента образования и науки города Москвы по вопросам духовно-нравственного образования детей и молодежи на основе ценностей православной культуры, эксперт Всемирного Русского Народного Собора по вопросам образования, ответственный за образовательную деятельность в Западном викариатстве города Москвы. Добрый вечер!

о. Александр

— Добрый.

К. Мацан

— И, как ни парадоксально, говорить мы будем про образование сегодня. (смеются)

К. Лаврентьева

— Отец Александр, ну вот да, действительно, количество и качество ваших послушаний очень громко говорит о том, что тема образования вам, конечно, небезразлична, и очень вы как-то глубоко в нее подключены. И наше с вами общение до программы, вне программы, все наши дискуссии об образовании, они, конечно, такое впечатление на меня произвели, что у вас есть некая такая уже четко оформленная картина, как наше образование, как наша система образования, такое уже болезненное словосочетание, которое для многих жителей нашей страны так вот как-то триггером является, к сожалению, определенным, и у вас есть эта картина, как это все образование, как это все в принципе — школа и все, что в нее включается, должно выглядеть. Вот мне бы очень хотелось вас спросить, если возможно как-то обрисовать этот тезис, то я бы, наверное, попросила вас сегодня как-то вот с нами поделиться этими мыслями.

К. Мацан

— А можно я один уточняющий вопрос сразу задам? Как правило, когда у человека складывается какая-то идея, новая или свежая концепция, допустим, образовательной программы — это всегда ответ на какую-то проблему, то есть какая-то лакуна существует незакрытая, или проблема, которая не решена, и вот чтобы эту лакуну заполнить, проблему решить, нужно что-то предложить новое. Вот от какой проблемы вы отталкиваетесь?

о. Александр

— Да, дорогие друзья, вопросов много, ответов мало. Конечно, я не буду дерзать говорить, что у меня есть ответы на эти вопросы, скорее всего это как раз вот некие наблюдения, внутренние рассуждения, может быть, анализ, исходя из знания прошлого, ну и, безусловно, всё-таки взгляд в будущее, потому что дети, которые сегодня приходят в школу — это наше будущее, и поэтому всё-таки образование — это не самостоятельная такая область деятельности человеческого общества, а это подготовка тех, кто придёт на смену, будущее поколение, и с этим мы связываем всегда какие-то наши ожидания. Поэтому именно в таком русле я хотел сегодня с вами поделиться своими наблюдениями, потому что, действительно, храм Александра Невского был построен по программе, инициированной Святейшим Патриархом Кириллом, она называется «Программа 200», когда Святейший Патриарх, как правящий архиерей города Москвы, озаботился тем, чтобы, действительно, возможность соприкосновения с тем кладезем знаний о человеке, который хранится в тысячелетней истории Церкви, стала ближе к людям, и поэтому эта программа предусматривает строительство в основном храмов там, где люди обитают, а это спальные районы, потому что мы знаем, что много храмов в центре, в историческом центре, но там офисы, там люди работают, а вот свой досуг, семьи, конечно, они сосредоточены на периферии, и, как правило, наследие нашего прошлого недавнего, что там в инфраструктуре отсутствовал такой элемент общественной и социальной жизни, как храм, и поэтому вот наш храм тоже был построен по этой программе. В 2012 году мы пришли на площадку парка, и буквально через короткое время, в 2013 году, мы, уже построив малый храм, посмотрели вокруг и увидели, что у нас вокруг много школ, и поняли, что наша просветительская деятельность должна, конечно, сопрягаться с пространством, где дети познают мир. И как раз вот той лакуной, которую вы обозначили, Константин, на наш взгляд, является такая вот неполноценная информационная основа, с которой знакомятся дети, познавая мир. В основном, это только научная, так сказать, картина мира открывается детям, а всё-таки, наверное, мы со школой связываем не только знаньевую основу, я думаю, что многие родители надеются, чтобы школа дала знания, которые помогут ребёнку в дальнейшей его взрослой жизни, не только с точки зрения профессии, профессиональных навыков, компетенций, модное слово сегодня, но и в каком-то смысле вооружит его достаточными знаниями, чтобы он был счастливым человеком, а вот понятие счастья уже больше относится к категории личностного, нравственного, духовного состояния или мировоззрения человека. И вот мне кажется, что в этой области сегодня школа испытывает дефицит знания, навыков, умений для того, чтобы вооружить ребёнка, дать ему возможность увидеть полноценную картину мира, где он может выстраивать систему отношений со всеми участниками окружающего его пространства. Поэтому вот такой был посыл, и когда мы пошли в школу, то мы очень долго знакомились, потому что у нас, к сожалению, до сих пор существует преграда в виде того самого декрета от 1918 года, где формально было объявлено, что Церковь отделена от государства, не понимая вообще тех предпосылок, которые туда были вложены в то время, потому что Церковь являлась частью государственной системы управления, именно в этом контексте, и было провозглашено отделение, а до сегодняшнего дня оно сохранилось именно как то, что Церковь вообще исключается из общественного пространства, в этом смысле это является ущербной на сегодняшний день, на мой взгляд, позицией, но она вот в наследие нам досталась, и поэтому мы долго пили чай, разговаривали. Необходимо было просто сломать психологический барьер, что мы обычные, нормальные люди, что мы не мракобесы, что мы не маргиналы.

К. Лаврентьева

— Вы имеете в виду — церковные деятели?

о. Александр

— Ну да, священнослужители, все, кто в необычной одежде приходят в школу или ходят по улицам. И, как ни странно, тот курс, который был инициирован, опять-таки, Святейшим Патриархом Кириллом — это изучение курса «Основы православной культуры и светской этики», ОРКСЭ в простонародье, и в частности, курс «Основы православной культуры», это стало такой маленькой дверью, которая приоткрылась для взаимодействия общества, школы, как института общественного, и Церкви, где потихонечку мы имели возможность привносить вот в это знаниевое пространство знание о человеке. Мы изучаем всё, что угодно, но только мало знаем самих себя. А Церковь, как раз она является хранителем и кладезем знаний о человеке, и, в первую очередь, конечно, его внутреннем духовном, нравственном пространстве, мире, и через эту дверцу мы потихонечку начали выстраивать отношения и изучать, смотреть внимательно, что же происходит сегодня в школе. И вот стали как раз подмечать, что потребность, то есть как бы даже сама логика развития сегодняшней общественной ситуации, она подсказывает, что есть многие вопросы, на которые у официальной школьной программы ответов нет, и особенно у детей, которые открыты миру, у них нет барьеров, у них нет преград, они задают неудобные вопросы и зачастую не находят для себя ответов, потому что всё-таки наука, она оперирует определёнными такими формальными знаниями, и вот именно здесь мы для себя увидели возможность взаимодействия. Но это, знаете как, повезло, случай подвернулся: в 2014 году на государственном уровне праздновалась дата — 700-летие Сергия Радонежского, когда наш президент Владимир Владимирович Путин ездил в Лавру, к этому времени там проводилась большая работа реставрационная, и, как обычно у нас бывает, если что-то происходит, то сразу по административной вертикали приходят указания в школы: срочно провести мероприятие с детьми, посвящённое этой теме. Ну и там как раз мы подвернулись, «О, ваша тема!» — сказали нам, — «Ну-ка, давайте, спляшите нам тут, станцуйте, что-нибудь изобразите». И Господь так сподобил, потому что времени было катастрофично мало, но вот попался нам хороший сценарий, не помню сейчас уже педагога, но низкий поклон ему, (может быть, он услышит и себя узнает) был представлен сценарий, где рассказ шёл на детском уровне о детстве преподобного, когда он был отроком Варфоломеем, это известная история, когда ему не удавалось справиться с наукой чтения, и встреча с монахом, та помощь, которую он получил, это всё легло в основу небольшого мини-этюда такого театрального. Но что удивительно: мы просто для себя увидели, насколько органично вписаны вот эти подходы, ценности, хранящиеся в церковном предании, они воспринимаются как естественная часть нашего культурного пространства. Мы в этот сценарий привнесли две молитвочки, в нем их не было, первая молитвочка — «Отче наш», когда наш герой, мальчик, мы нашли такого мальчика, собственно говоря, обратился к Богу с таким внутренним порывом, чтобы Господь дал ему этот дар, всё-таки откликнулся на него, и он прочитал эту молитвочку. А потом вместе с монахом, когда они встретились на опушке, известная картина — «Видение отроку Варфоломею» Васнецова, и вместе они уже прочитали молитвочку «Царю Небесный», и никто нас не заподозрил в церковной пропаганде, в клерикализме, настолько это было органично, настолько это было естественно, и аудитория, и педагогическая, она, в общем-то, как-то так раз, и восприняла это. Ну а дальше-больше, при том, что это было общешкольное мероприятие, где были дети разных возрастов, и настолько показалось им, что внимание аудитории было приковано, и они внимали, действительно, что нам сказали: «Ну давайте мы попробуем продолжить. А что бы вы могли предложить?» Тут мы задумались. Но, опять-таки, на помощь нам пришла наша среда информационная, мы вспомнили, что в 2008 году проводился на второй кнопке телевидения конкурс «Имя России», где в публичном пространстве, тогда ещё митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл представлял Александра Невского, Никита Сергеевич Михалков представлял Столыпина, Зюганов представлял, по-моему, Сталина. Вот, и вспомнили, что всенародным голосованием в качестве образа, в качестве вот того ориентира духовного, нравственного, государственного служения Отечеству был выбран Александр Невский.

К. Лаврентьева

— Иерей Александр Кузнецов, клирик храма Александра Невского при МГИМО, член Координационного совета Департамента образования и науки города Москвы по вопросам духовно-нравственного образования детей и молодёжи на основе ценностей православной культуры, проводит сегодня с нами этот «Светлый вечер», вот так вот длинно, это я ещё сократила, дорогие радиослушатели, у отца Александра очень много послушаний церковных и связанных с церковной деятельностью, с образовательной деятельностью и взаимодействием всех этих сфер. У микрофона Константин Мацан и Кира Лаврентьева. Так, после того, как был выбран Александр Невский?..

о. Александр

— Это был пролог, то есть мы для себя предложили школам такую программу духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности «Имя России», где мы предложили: давайте мы поговорим с детьми о наших исторических персонажах, которые в истории знакомы детям по курсу, который читается в школе. Но как он читается: родился, крестился, победил, скончался — всё, больше дети ничего об этих личностях не знают, именно как личностях. Мы предложили немножко другой подход: давайте мы вот эту историческую канву возьмём как задник такой...

К. Лаврентьева

— Отец Александр, перебью вас сразу, то есть вы зашли вот в эту образовательную среду, именно как уже церковное, ввели Церковь в образование как раз через вот этих исторических героев, святых, полководцев и так далее?

о. Александр

— Да, потому что если мы возьмём, действительно, ту плеяду государственных деятелей в разной общественной плоскости, это не только полководцы, не только правители, это представители науки, представители искусства, да кто угодно, но их всех объединяет одно качество — они все сформировались как личность в православной традиции, в культурной православной традиции.

К. Лаврентьева

— Это интересно.

о. Александр

— И поэтому у них есть, при всей разноплановости их деятельности, схожие черты на уровне личности. Ну, допустим, понятие «служение», которое сегодня мы практически не слышим, это как какой-то анахронизм, что это такое — служение, а где там личный успех, а где там карьера, что такое служение, да? Что такое проявление таких личностных качеств, как смирение, кротость, доброжелательность, милосердие, сострадание, любовь, в конце концов? Об этом, ну вот в школе точно не говорят, а именно это волнует, может быть, не всегда осознанно наших детей, потому что они-то это всё переживают в своей жизни, а с ними об этом не говорят. И поэтому мы начали с детьми говорить об этом, используя примеры личности, но получилось, мы так сформулировали для себя в конце концов, мы определили — ну, всё по старинке: четыре четверти — четыре героя в год, если мы, вот ребёнок попадает, первый класс не берём, сложные становления, знакомства и так далее, второй класс в качестве зрителя — прекрасно себе уже, вот со 2-го по 11-й четыре таких героя в год, в течение десяти лет наш ученик знакомится с сорока персонажами, которые складываются в такой коллективный образ национального героя, который имеет определённые качества личности. И что очень важно — что мы всегда искали элемент актуализации, каким образом вот то, что было тогда проявлено, имеет сегодня проявление в жизни современного ребёнка, в его повседневной жизни, и это стало в каком-то смысле нашей такой визитной карточкой.

К. Мацан

— А можете примеры таких актуализаций провести? Вот человек из прошлого, его опыт, его нравственные какие-то борения, победы и свершения оказываются резонансными с тем, чем живёт современный ребёнок?

о. Александр

— Ну вот прямо на поверхности то, что, может быть, сегодня актуально, случай служения и такого личностного выбора, вот если взять Фёдора Фёдоровича Ушакова — победоносный адмирал, но как бы могла сложиться его жизнь, если бы он сделал, так сказать, достаточно такой не нравственный выбор в своей жизни? Период его молодости, он закончил Санкт-Петербургский Кадетский корпус морской, плавал в Балтийском море, и в какой-то момент его заметили как опытного флотоводца уже, и назначают капитаном императорской яхты. С точки зрения сегодняшнего дня — это всё равно, что попасть в Управление делами президента. Ну всё, верх, предел мечтаний, круг общения, элита, аристократия, карьерные какие-то лестницы, материальные блага — всё, но, как человек, искренне желающий связать свою судьбу с судьбой Отечества и послужить, Фёдор Ушаков пишет рапорт о списании его с этой должности, и куда он отправляется? Он отправляется в Воронеж на верфи строить корабли. И мы понимаем, что если бы он не принял такой для себя шаг, то мы бы никогда не узнали про такого замечательного нашего флотоводца-адмирала. Это просто к примеру о том, как вот такой выбор, с точки зрения именно служения, что человек, выбирая, уехал в «тьмутаракань», а там прославился своими делами, поступками. Собственно говоря, это же пример и любого другого святого, когда человек уходил от мира для своего служения нравственного, такого вот духовного подвига, а мир потом приходил и находил такого человека.

К. Лаврентьева

— Отец Александр, а среди современников кто были эти герои для школьников? Наверняка же был запрос, что: давайте не только вот тех, кто жил там два, три, пять веков назад, а вот 20-й век?

о. Александр

— А мы ещё не дошли до этих героев.

К. Лаврентьева

— Не дошли, всё впереди. Ну, святитель Лука у нас есть.

о. Александр

— Да, из ближайших намеченных, таких близких нам, вот мы сейчас работаем над материалом про Николая Пирогова, он, может быть, не совсем современник, но его дела, они сегодня, мы с ними сталкиваемся в нашей повседневности, это с точки зрения даже мирового значения, потому что он первый в полевых условиях, в боевых условиях применил гипс. Не было в мире никого до Николая Пирогова, которого применил вот эту гипсовую повязку для фиксации, и так далее, конечности. Это наш с вами соотечественник, о котором знает сегодня весь мир. Он первый применил вот эту кислородную маску для того, чтобы облегчить страдания человека, потому что не было наркоза. Чем он руководствовался? Он руководствовался облегчить страдания, то есть в нём было сострадание, и это сострадание сподвигло его сделать вот такие значимые открытия. Более того, могу сказать, что он первый применил практику отбора раненых, мы сегодня с вами знаем, что много, кто, к сожалению, не доходит до госпиталей, потому что потеря крови, потому что шоковое состояние, и так далее, а там были степени, когда он распределял, кого можно...

К. Лаврентьева

— По цветам, по-моему, да?

о. Александр

— Да, он цвета применил, и этим пользует сегодня весь мир, сколько людей из жизни сохранено! Послушайте, это разве не современник наш? Ну и так далее.

К. Лаврентьева

— Потрясающе. Да, дети, конечно, должны знать, и взрослые тоже, да.

о. Александр

— Здесь уже воспитывается в хорошем смысле такая внутренняя уверенность в том, что я принадлежу к нации, к народу, который для мира сделал очень много, не говоря уже обо всех остальных научных открытиях, о которых мы тоже будем говорить, и так далее. Поэтому безбрежное море таких примеров, но их нужно вот именно таким образом на личностном уровне раскрыть, вы понимаете? То есть у нас всё есть, но для этого требуется, конечно, приложить усилия.

К. Мацан

— У вас, помимо вот этих школьных занятий, программы, посвященной выдающимся людям, большие планы и в хорошем смысле слова амбиции о том, что вообще можно предложить в целом системе школьного образования, как её в чём-то реформировать с учётом тех задач, которые вы сформулировали.

О. Александр

— Тут нельзя сказать: амбициозно, это не то, что вот я ходил и думал с отцом Игорем, с нашим настоятелем мы постоянно советуемся, то есть не было такой задачи, но это всё как-то естественным путём, вот именно от потребностей. Немножко ещё небольшое отступление, чтобы были понятны такие вот корни: когда мы с такой деятельностью в школе, если можно сказать, закрепились, а педагоги увидели, что мы нормальные люди, которые пекутся точно так же о воспитании наших детей, и это совпадает с целями и задачами школьного образования, мы сказали: «слушайте, может быть, мы ещё в чём-то вам можем быть полезны?» Потому что хуже всего, когда, к сожалению, такие, наверное, случаи наши радиослушатели знают, когда приходят и говорят: «мы знаем, как у вас сейчас тут всё изменить!», но это полный провал, потому что ты не знаешь ещё ничего, ты не знаешь ни трудностей, ни проблем, ни с чем люди живут, и так далее. А мы пришли немножко с другим посылом: чем можем быть вам полезны в той деятельности повседневной, сложной, трудной, которую ведут наши педагоги. Ну, естественно, выбор пал на такой гуманитарный блок, и мы собрали в одной школе методобъединение литературы и русского языка, и поставили вопрос: дорогие педагоги, может быть, вы испытываете трудности, сложности с точки зрения понимания, осмысления, анализа литературных произведений, допустим, нашего золотого запаса XIX века? Они подумали, надо сказать, они были честны и искренни, они сказали: да, у нас есть проблемы, потому что советский этап, он наложил определённые клише на литературоведческий анализ этих произведений, где там классовая борьба, где там социальное неравенство, вот это всё было на поверхности и на это делался упор, а по большому счёту, там не об этом вообще речь, речь как раз о поисках героев произведений литературных о смысле жизни, потому что этим-то и отличается русская литература от западной, у нас нет фэнтези в изводе русской литературы, у нас есть осмысление понимания роли человека в этом мире, его восприятие этого мира, и, конечно, о смысле жизни. И когда мы увидели такую заинтересованность, мы предложили: ну напишите перечень произведений, которые вам бы были интересны, но только единственное: попросили, чтобы это была какая-то линейка с пятого по одиннадцатый класс, чтобы посмотреть, такое разнообразие тематическое, жанровое. И действительно, они откликнулись, предложили по два, иногда три произведения в линейке, и мы начали потихонечку с этим работать. Единственное, могу сказать, что в этом смысле мне повезло, вот мы не знаем, что в жизни нам пригодится: был период, когда я волею случая оказался, тогда он назывался телеканал «Держава», потом телеканал «Глаз», а сейчас мы его знаем как телеканал «Радость моя», и я оказался у истоков этого зарождающегося проекта, и там я познакомился с замечательным нашим современником Михаилом Михайловичем Дунаевым, который как раз в Московской духовной академии читал курс лекций «Православие и русская литература», с глубочайшим осмыслением на основе именно нравственного анализа.

К. Мацан

— Книга потом вышла, очень такая толстая.

о. Александр

— Да, у него шеститомник, есть ещё небольшие какие-то уже перепечатки, и мы с ним делали даже несколько видеоформатов по разным произведениям. И вот, взявшись за эту основу, я начал размышлять, к этому времени уже был какой-то небольшой опыт пастырский, и, как мне кажется, с точки зрения педагогов, нам удалось вместе найти ключик, как это произведение актуализировать, чтобы оно стало интересно ребёнку. И этим ключиком как раз стали те личностные нравственные качества, которые присущи и сегодняшнему ребёнку, и герою.

К. Мацан

— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый ветер» священник Александр Кузнецов, клирик храма Александра Невского при МГИМО, ответственный за образовательную деятельность в Западном викариатстве города Москвы. Скоро вернёмся, не переключайтесь.

К. Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, еще раз приветствуем вас, дорогие наши слушатели. Напоминаем, что у нас в гостях священник Александр Кузнецов, клирик храма Александра Невского при МГИМО, ответственный за образовательную деятельность Западного викариатства города Москвы. У микрофона Константин Мацан и Кира Лаврентьева. Как вы уже поняли, наверное, говорим мы не о чем ином, а как об образовании и о том, как систему образования, по мнению отца Александра, можно было бы оптимизировать, можно было бы где-то улучшить, где-то добавить ей нравственных ценностей, хотя мы этого словосочетания уже стараемся избегать, потому что и так говорим о нравственности, о чем нам еще говорить в рамках программы на Радио ВЕРА и с радостью это делаем, потому что ничто иное не имеет, наверное, уже и смысла даже, если не говорить об этом в рамках нравственности. И, отец Александр, вот я поняла про литературу, мы поняли, про героев поняли, все ваши реальные практические вот эти вот ступени, которые вы постепенно вводите в систему образования от имени Церкви. Есть ли что-то еще? Есть ли что-то еще в планах, чтобы вы хотели как-то внедрить?

о. Александр

— Как обычно, планов громадье, но кто бы сделал. Действительно, мы, вот так точечно касаясь разных предметных областей увидели, что есть возможность реализовать такой метапредметный подход, «мета» — это значит над предметными областями. Разные есть варианты реализации этого понятия в школе, но мы именно хотели опереться на личностные результаты формирования как бы самосознания учащихся, и для себя стали размышлять. А вот сейчас слушатели скажут: ну, это вот хорошо — литература, там материал располагает, да? Ну, история, хотя историки сопротивляются, они такая каста очень, потому что мы предложили не событийный фактологический ряд исследовать, а его использовать в качестве основы, но акцент делать именно на осмыслении поступков личностных исторических героев, которые оказали влияние на его судьбу, и в силу той роли или той общественной позиции, которую занимал этот герой, на судьбу страны, а всё исходит из личностных мотивов, если можно так сказать, поступков этих героев. Но даже мы сейчас не об этом тоже, тут более-менее можно найти точки соприкосновения. А вот нам скажут: а вот точные науки? Ну уж про математику точно вы про нравственность не сможете тут никак вплести! Не тут-то было. Мы начали смотреть: где же есть возможности? Мы всегда ищем возможности, и увидели. Конечно, мы не претендуем на математическую науку с точки зрения арифметики, но вот в начальной школе, в средней школе, там, где есть темы для задач, они всегда имеют какое-то смысловое содержание. И вот любимый пример нашего настоятеля, отца Игоря Фомина, он говорит: ну какая разница, что считать ребёнку? Три яблока плюс два яблока — пять яблок. Ну да, наверное, с точки зрения арифметики выполняет свою функцию, но с точки зрения формирования каких-то нравственных качеств, наверное, оно нейтрально. А вот если предложить, представить ребёнку, что вот мама несёт две сумки, я её встречаю на улице, в одной руке сумка три килограмма, в другой — два килограмма. Если я возьму у мамы сумку в два килограмма, сколько у неё останется? Ну вот с точки зрения математики вообще никак, что считать ребёнку, да? Но с точки зрения такого вот нравственного восприятия окружающего мира, я думаю, безусловно, потому что здесь прослеживается как раз что — помощь и уважение к старшим, помощь маме. Или, допустим, другой пример, мы сейчас много говорим о патриотизме, о любви к Родине, но самая проблема заключается в том, что мы эту Родину практически не знаем, особенно учитывая географические масштабы нашей страны. И поэтому, если, допустим, мы предложим в известной задачке: из пункта А в пункт Б выехал паровоз с километрами и временем в пути, заменим на конкретные топографические названия: «из города-героя Москва, в город-герой Тула выехала „ласточка“, провела столько времени...», то есть вроде бы ничего не меняется, но с точки зрения восприятия ребёнка он погружается в ту культурную, технологическую среду, у него всё равно это начинает восприниматься, он начинает расстояния понимать, которые есть, если мы возьмём: когда самолёт полетел на Камчатку и так далее, то есть мы расширяем его, как минимум, кругозор.

К. Лаврентьева

— Отец Александр, вы знаете, я слушаю вас внимательно, мы с Костей так внимаем прямо, действительно, весь этот час, это очень интересный и потрясающий масштаб у вас взгляда на всё это образование, вы как-то на это смотрите прямо масштабно, и это действительно очень восхищает. Но я вот что хочу спросить: всё это делается ведь, скорее всего, для того, чтобы не только ребёнок образовывался духовно-нравственно, всё понятно, ну правда, это из нашего разговора и так понятно, духовно, чтобы он возрастал эстетически, душевно, чтобы как-то укреплял свой моральный облик, как это не пафосно звучит, но по факту мы об этом и говорим. Но зачем? То есть вот включил сейчас человек какую-нибудь нашу программу и говорит: «вот какие умные вещи говорят». Но вот цель, сверхцель, если говорить об этом, мы иногда задаём этот вопрос: сверхцель всех этих действий, она какая? То есть что мы в итоге хотим получить от школьника, вот среднестатистического школьника, который вот пришёл в школу, в общем-то, дома, может быть, ему там особо ничего и не рассказывали, ну вот такая семья, мама-папа работают с утра до ночи, надо деньги зарабатывать, и как-то вот времени не хватает. А тут он пришёл в школу, погрузился в интересную среду, что в итоге, вот если рисовать какую-то прекрасную картину, что с ним в итоге вот должно стать?

о. Александр

— Конечно, мы должны иметь цель, вести к этой цели, безусловно. Но цель — это всегда личность самого человека.

К. Лаврентьева

— То есть раскрытие личности человека?

о. Александр

— Да. Вы как-то в ходе нашего разговора упомянули эту фразу, то есть восполнить пробел, сегодня это колоссальный пробел в мировоззрении, в самосознании нашего школьника, и этот пробел делает его в каком-то смысле ущербным. То есть что получается? Мы прилагаем усилия, государство тратит деньги, общество надеется: выпускник — прекрасно знает иностранные языки, отлично считает арифметические действия, разбирается в каких-то биологических, химических процессах, но как он эти знания может претворить для общества, государства с точки зрения того ожидания, на которое мы рассчитываем, что вот это новое поколение сделает нашу жизнь более спокойной, уверенной, безопасной и так далее? На чём мы строим эти основания? Потому что просто научная картина мира не даёт ему возможности правильно иногда сделать выбор, вот ведь в чём проблема. Мы каждую секунду с вами делаем выбор: пойти-не пойти, встать утром-не встать, позвонить-не позвонить, ответить-не ответить, и дальше, и дальше, и дальше. Это с точки зрения это только личности, дальше если мы говорим про взаимодействие социальных каких-то отношений, я вот так сейчас обострю эту позицию, мы как-то обсуждали это, что вот очень болезненная тема, и сегодня мы слышим сплошь и рядом, что происходят те или иные заседания судебные, связанные с элементом коррупции, и мы все страстно осуждаем коррупцию, мы даже знаем, что молодёжь поднимали на протестные какие-то выступления, используя этот их посыл к оздоровлению жизни общества. Но на чём оно было построено? На насилии. На том, что нужно как бы прийти и всех наказать там и так далее. Но на самом деле эта проблема не юридическая, эта проблема не социальная, эта проблема не ещё какой-то характера носит, а это проблема личностного выбора. Если у человека сформировано в течение школы устойчивое стремление к личному успеху, к карьерному росту, к максимальному материальному благополучию, то полученные знания этот ребёнок, выйдя во взрослую жизнь, будет использовать для чего? Для личностных, корыстных интересов, и точка. И никакие потуги общественные изменить это, если мы не посмотрим туда, внутрь, вглубь нравственного его самосознания, они бесплодны. Это не повод нам опускать глаза и думать, что будущее для нас закрыто, нет, это просто говорит нам о том, что мы должны пересмотреть, изменить вот этот самый подход и понять, что школа сегодня (но это тоже моё личное убеждение, кто-то может меня, конечно, вполне резонно подвергнуть критике), но сегодня, наверное, единственный социальный институт общественный, который на системном уровне способен ещё донести до наших детей систему знания о нравственной жизни через урочную деятельность, через неурочную деятельность, интегрировав туда вот так, чтобы ребёнок с дошкольного возраста до завершения вуза всё время сталкивался с этими нравственными категориями. А для этого мы должны их на общественном уровне сформулировать, потому что такие понятия, которые характеризуют даже в семейной жизни человека, то есть мы сейчас много очень говорим про семью, говорим: «семья — это наша ценность», каким образом она ценность? Что в ней ценного? Как она способна сделать меня счастливой?.. Молодёжь смотрит сегодня на этот институт как некое обременение: «зачем мне „париться“, зачем мне брать на себя ответственность? Ну, сошлись, всё». И отсюда у нас колоссальная демографическая проблема. Опять-таки, государство направляет большие средства, видит эту проблему, но видит не до конца.

К. Мацан

— Священник Александр Кузнецов, клирик храма Александра Невского при МГИМО, ответственный за образовательную деятельность в Западном викариатстве города Москвы сегодня с нами в программе «Светлый вечер». А что сегодня есть актуального, существующего в российской системе образования школьного, что позволяет и мешает реализации тех целей? У нас есть стандарты образовательные, вот то, что вы говорите, вписывается в те стандарты, которые сегодня приняты на федеральном уровне?

о. Александр

— Абсолютно, как ни парадоксально это прозвучит.

К. Мацан

— Да, с этого места подробнее.

о. Александр

— Вот смотрите, во-первых, нужно понять, что система образования — это же институт, который должен отвечать запросу общества. Сегодня в обществе, в общественном пространстве совершенно чётко, со стороны государства уж точно, формируется этот запрос. И для этого мы должны посмотреть на какие-то фундаментальные основополагающие документы, которые дают нам об этом представление. И для нас это достаточно новая форма формирования таких национальных концепций, и вот стратегия национальной безопасности — это такая концепция всеобъемлющая, которая говорит о том, как должно существовать наше государство в разных областях, социально, экономически, в том числе, там был впервые введён раздел «духовно-нравственные ценности», где и были сформулированы вот эти самые социальные категории, как «семья», «коллективизм», и так далее, они там перечислены. Они повторяются, кстати, и в недавнем указе президента, который вошёл в обиход, номер 809, вот там они перечислены, кто хочет, может посмотреть. Так вот, всё это говорит о чём? Об озабоченности. Другой вопрос, как справедливо заметила Кира: а как это сделать? И здесь, конечно, большая проблема, потому что как мы давно разучились, то есть вот этот промежуток, с 90-х годов по сегодняшний день, наша направленность на, так сказать, поглощение западной культуры, ценностей, даже системы образования, о которой мы говорили — Болонская, вот эти все рейтинги и так далее, это всё абсолютно чуждое было советской системе образования, но оно было таким, знаете, порывом, отвергающим прошлое. А сегодня, я думаю, общество созрело к такому внутреннему сбору для того, чтобы осмыслить и понять, потому что вот в указе написано: «традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе российской идентичности и так далее, но нашедшие свою реализацию в духовном, историческом и культурном наследии». И вот очень важно теперь найти такой инструмент, как нам вот это наше наследие воплотить в практическую жизнь, именно этому посвящена такая изыскательская деятельность наша, и в отношении ФГОСов.

К. Мацан

— ФГОС — это Федеральный государственный образовательный стандарт, на всякий случай.

о. Александр

— Да-да-да. Ну, я думаю, что ЕГЭ и ФГОС — это теперь такое, на языке у всех. Так вот, просто хочу сказать, что в новой версии ФГОСов появился такой раздел, даже номер назвал — 42. Он называется «Личностные результаты освоения программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности», а дальше: «в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями». И дальше идёт такая категорийность: в части гражданского воспитания, в части патриотического воспитания, в части духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, трудового воспитания. Кстати, хочу порадовать наших радиослушателей, что буквально в августе месяца был принят законопроект «О возвращении в школу трудового воспитания», без согласия родителей, с точки зрения привлечения детей к самообслуживанию, к уборке территории, то есть то, что, в общем-то, было, но было забыто.

К. Мацан

— Глядишь, в комнатах начнут убираться у себя дома.

К. Лаврентьева

— Да, не верится...

о. Александр

— Ну, я просто к чему говорю — что, понимаете, мы видим такой тренд, достаточно поступательный, то есть потихонечку разворачивается наш корабль Российской государственности и образования вот в эту сторону.

К. Мацан

— А вот ещё один аспект, мы сейчас говорим об учениках, о детях, вот им будут так-то преподавать, для них такие-то программы, такие-то стандарты. Но мы упираемся в два, как мне кажется, очень важных фактора: первый — это учителя, второй — это родители, то есть те взрослые, которые, как известно, лучше всяких образовательных программ, даже самых хороших, просто своим примером, своим личным мировоззрением ценности либо передают, либо не передают. И, как всегда, кадры решают всё, я так полагаю, и вопрос, который естественно возникает: где набрать и взять такое количество учителей, которые были бы настолько...

К. Лаврентьева

— ... воодушевлены этими идеями.

К. Мацан

— Да даже не только воодушевлены этими идеями, а которые бы просто с учётом своей биографии, жизни, воспитания могли быть такими, на которых посмотришь, и уже ничего говорить не надо: просто очень хорошая Марья Павловна, вот она ещё про математику или про биологию, но рядом с ней как-то даже неловко матом ругаться, потому что она такая хорошая.

о. Александр

— Я хочу выразить такую внутреннюю убеждённость — такие люди у нас есть. И то, что мы с вами сегодня об этом говорим, а мы должны понимать всё-таки, что мы живём в духовном метафизическом пространстве, и мысли, они витают не только здесь, в этой студии. Есть множество людей, которые думают также, я в этом уверен. И вот отчасти я бы хотел обратиться к нашей аудитории Радио ВЕРА, что если вы неравнодушны, если вы ещё не потеряли надежду и веру, то нам нужно объединяться! Мы готовы в этом смысле выступить такой площадкой, где мы могли бы, может быть, после сегодняшней передачи более предметно поговорить о разных предметных областях, как раз рассказать о том, какие, может быть, находки уже нами сделаны, для того, чтобы наши педагоги увидели для себя возможность, а уж наш народ талантливый, который всё-таки думает не только о хлебе насущном, но и о будущем, я думаю, откликнется, я здесь в этом смысле — оптимист. И вот здесь как раз очень важно показать, что педагог и его педагогическая деятельность должна быть немножко изменена, почему — объясню. Очень просто, коротко, потому что время заканчивается, я думаю, у нас ещё будет время об этом с вами поговорить в эфире. То есть раньше педагог был действительно авторитетом почему? Потому что он был носителем информации. Сегодня информация в силу развития цифровых информационных технологий, она уравняла ученика и учителя с точки зрения доступа к этой информации. Мы прекрасно знаем: «алло, Google» и ответы на все вопросы. Но...

К. Мацан

— ... но какие ответы?..

о. Александр

— Да, но какие ответы, и ещё очень важное «но»: ученик получит линейную формальную информацию. Он, к сожалению, или к счастью нашему, никогда в силу своих возрастных особенностей не сможет её оценить с точки зрения именно преломления духовно-нравственного анализа, у него ещё не хватает для этого знания. И вот если наш педагог действительно станет обладателем, носителем этого нравственного знания, то он станет невольно наставником для ребёнка, потому что он ему покажет причинно-следственную связь тех знаний, тех событий, тех героев, с которыми он знакомится, применительно к самому ученику. Он ему откроет новый мир. Это, конечно же, большая работа с педагогами, но понятно, что делать, и хотелось бы нам найти того, кто захочет лично для себя пройти этот путь. Разные формы, мы сегодня с вами понимаем, что средства информации доступны, мы можем и устраивать и видеоконференции, и видеосеминары, и обучение, сейчас границ-то нет, то есть мы в этом смысле как раз должны быть благодарны, что цифровые технологии, которые все ругают, открывают нам новые возможности, и в образовании тоже. Поймите меня правильно, не с точки зрения засадить ребёнка к экрану компьютера, а именно дать возможность педагогу увидеть связь с разными предметными областями и сформировать новое качество знания, потому что мы сегодня в основном говорим про реформы по форме, мы строим новое здание, здорово, мы освобождаем третью смену ещё до сих пор в нашей стране, не говоря уже о второй, это классно, но нужно такое же внимание уделять и содержанию, смыслам, ценностным смыслам. Вот если мы параллельно и эту работу тоже инициируем с помощью запроса общественного, то тогда Россия впереди всех планет будет точно.

К. Мацан

— Спасибо огромное за этот сегодняшний разговор. У нас сегодня в студии был священник Александр Кузнецов, клирик храма Александра Невского при МГИМО, член Координационного совета Департамента образования и науки города Москвы по вопросам духовно-нравственного образования детей и молодежи на основе ценностей православной культуры, эксперт Всемирного Русского Народного Собора по вопросам образования и ответственный за образовательную деятельность в Западном викариатстве города Москвы. В студии у микрофона была Кира Лаврентьева и я, Константин Мацан, до свидания.

К. Лаврентьева

— Всего хорошего.

о. Александр

— До новых встреч.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем