
В 11-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром».
О смысле Божьего наказания — священник Стахий Колотвин.
Бог абсолютно един, и нет никакого противоречия, которое может нам, людям, разделённым грехом, казаться, что — как же может быть любящий Отец — всепрощающий и справедливый судья?
И в том, и в другом проявлении Господь показывает нам максимальную заботу. И поэтому, когда Он нас сейчас судит, когда не откладывается суд над нами до момента Страшного суда, то, как апостол Павел говорит, а преподобный Ефрем Сирин размышляет, это в нашу пользу, потому что мы имеем возможность исправиться.
Если ты не исправился сейчас, то на Страшном суде уже поздно. Господь говорит — не знает тебя. А если Господь тебя знает, если Господь видит, что ты хочешь Его узнать, то Он обязательно даст тебе возможность в этой земной жизни: и первую, и вторую, и, может, 131-ю возможность исправиться.
Но порой, увы, мы настолько грешны, настолько любим себя, настолько погрязли в своих заблуждениях и не хотим исправляться, что Господу приходится нас наказывать.
Но, как сказано ещё в Ветхом Завете: «И наказание Твое исправи мя в конец, и наказание Твое томя научи». Это наказание — не кара какая-то, «наказ» — это некоторое наставление, это некоторые указания, это подсказка, как выбраться.
Вот, можно сказать, Господь нам указывает, как сделать следующий шаг, именно нам — личная такая консультация от Творца неба и земли, чтобы приблизиться к Нему, приблизиться к райской вечной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 августа. О духовных соблазнах

В 18-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам».
О духовных соблазнах — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь речь идёт не о бытовых соблазнах, которые так или иначе, конечно, возникают у нас, но о тех больших соблазнах, которые позволяют выявить искусных, которые дают венцы мужественным последователям и верным Христу. Вот об этих соблазнах здесь прежде всего идёт речь.
И не случайно Христос говорит: «Горе миру от соблазнов», потому что эти соблазны будут губить очень-очень многих. Это те соблазны, которые осознанно создаются определённой группой людей для того, чтобы бороться с Богом, по сути, и уловлять тех, кто не утверждён в вере, не утверждён в добродетели.
«Но надобно прийти им», — говорит Христос, именно потому что благодаря этим соблазнам выявляются верные, мужественные и искусные. И конечно же, если мы живём во Христе, то этот соблазн, хоть и приходит, но он помогает нам держаться за Бога, не забывать о Нём, чтобы противостоять этому соблазну.
Не случайно старец Амвросий говорил о праведном Лоте, что пока он был в Содоме, он был праведным, а когда вышел из Содома, то пал с дочерьми, потому что, видимо, душа, очевидно, его расслабилась в этом уже спокойном состоянии.
А касаемо соблазнителей, Священное Писание говорит нам, что их место будет в Огненном озере, но не нам их судить — это уже дело Божие и Его право как Судьи судить живых и мёртвых.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 августа. О мировоззрении Сергея Трубецкого

Сегодня 4 августа. В этот день в 1862 году родился русский религиозный философ и общественный деятель князь Сергей Трубецкой.
О его мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Труд Сергея Трубецкого говорит о том, что христианство — поистине богооткровенная универсальная религия. И только в устремлении ума и сердца человеческих ко Христу душа человеческая обретает истинное ведение и истинное знание о сущем.
Отрицая Христа, Бога, Слово, человек погружается де-факто, по необходимости, в абсолютный мрак фантазий, произвольных построений и представлений о мире и о человеке, чем и грешит.
Оторванный от христианских корней немецкий идеализм, Сергей Николаевич Трубецкой — религиозный православный мыслитель. Ректор Московского университета резко был против студенческих волнений, инициированных в начале XX века либеральной публикой. Провожали его в путь всея земли сотни и тысячи людей.
А мы с вами призваны изучать наследие русских религиозных философов, чтобы и самим не попадаться в сети материализма и прочих «-измов», цель которых одна — украсть у человека истинное богопознание и любовь к Спасителю Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Дух Святой — третье лицо Святой Троицы. Как Его называет Христос в Евангелии — Утешитель. Какова же Его роль в жизни Церкви и отдельного христианина? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Эпоха раннего христианства известна как эпоха гонений на Церковь. Язычники, враждебно настроенные по отношению к ученикам Христа, преследовали их и, поймав, ставили перед тяжким выбором. Верующие должны были либо проклясть Спасителя, либо умереть. Об этом красочно свидетельствуют жития древнехристианских мучеников.
Даже сам Павел, который в прошлом был ярым гонителем Церкви Христовой, вспоминает о том, как участвовал в преследованиях христиан и заставлял их отречься от Спасителя. В своей проповеди Евангелия иудейскому царю Агриппе он рассказывает: «по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса». Иными словами, будучи гонителем, Павел склонял их произнести анафему на Христа. Такая практика была широко распространена в то время. Поэтому в только что прозвучавшем отрывке апостол Павел и обращается к этой злободневной теме.
Он напоминает, что из уст христианина анафема на Иисуса может прозвучать только в случае, если по каким-то причинам Дух Божий отступит от него и он окажется предоставлен сам себе. И, напротив, признать Иисуса Богом, невзирая даже на угрозу для своей жизни, можно только в том случае, если тебя вдохновляет и подкрепляет Дух Святой.
Также апостол намекает: тот, кто лишён Духа Святого, находится в состояние помрачения ума. Он словно лишён собственной воли. Поэтому и говорит он: «когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас». То есть жизнь без благодатной поддержки Духа — это в каком-то смысле насилие над человеческой природой. Ведь человек, сам того не ведая, сопротивляется жизни, людям, Богу, он противится сам себе.
И, напротив, когда Утешитель посещает нас, к нам приходит ясность ума и чувств. У нас появляется способность делать осмысленный выбор. Мы начинаем прекрасно осознавать своё внутреннее состояние, мотивы своих поступков и видим каждое движение своей души. Нам становится противна всякая ложь. Мы перестаём бороться с людьми, враждовать с собой и сопротивляться истине. Другими словами, мы признаём в Иисусе Господа. Мы начинаем жить так, как заповедовал Господь в Своём Евангелии.
Так апостол подчеркивает ту ключевую роль, которую играет Дух Святой как в церковной жизни, так и в духовной жизни каждого отдельного верующего. Всё то действительно доброе, что мы совершаем, делается лишь благодаря Его благодатному воздействию. Поэтому и говорят Отцы Церкви о том, что цель жизни христианина — это стяжание, то есть приобретение Духа Святого. Вся церковная дисциплина с её аскетическими практиками, с её богослужениями и таинствами, с понуждением себя к регулярному исполнению евангельских заповедей — всё это ради того, чтобы каждое мгновение быть готовым к принятию Духа Божия. Он просвещает наш ум, нашу душу, нашу волю. Он даёт нам мир и покой. Он всё в нашей жизни расставляет по своим местам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов