Адрес храма Иконы Божией Матери Знамение в усадьбе Черемушки:
г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, дом 25, строение 9.
Схема проезда:
Адрес сайта: http://www.evfrosinia.ru/index.php/itef.html
Есть в столице такая усадьба – Черемушки. С одной стороны – ничего особенного она собою не представляет. С другой же, как сказал один из знатоков русской усадьбы, "в смысле исторической поучительности это едва ли не самая интересная подмосковная усадьба".
Здесь же стоит церковь. Которая, пожалуй, тоже ничего особенного собою не представляет. Но вот с другой стороны… Необычна она до крайности тем, где она находится и к какому ведомству приписана…
Заинтриговал я вас? Ну, тогда пойдем дальше, а интригу раскроем в конце программы…
По бытующей до сих пор легенде на том месте, где стоит ныне красивый однокупольный - в стиле елизаветинского барокко - храм Иконы Божией Матери «Знамение», в Смутное время было явление народу Богородицы, которая сказала, что отсюда начнется изгнание «супостата» с русской земли. Интересно, что спустя несколько лет именно отсюда выстрелили из пушки в сторону Польши прахом Лжедмитрия I.
Хозяин этих земель, князь Голицын, узнав о предании, повелел заложить здесь церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». По московскому обычаю ее еще называют Церковь Иконы Божией Матери Знамение в усадьбе Черемушки. Кстати, считается, что сие поэтическое название дано местности по причине произрастания в здешних местах густейших зарослей благоухающей черемухи.
Построен храм был в 1743 году. По окончании строительства получила церковь статус домового храма – то есть предназначалась она строго для хозяев усадьбы.
В 1772 по недошедшим до нас причинам церковь закрыли. И закрытою она простояла целых 12 лет. А снова открылась и начала действовать после перехода Черёмушек к князю Меньшикову, кстати, потомку знаменитого сподвижника Петра Великого.
В конце XVIII - начале XIX века маленькую колокольню над входом в церковь заменили отдельно стоящей деревянной звонницей. Тогда же расписали интерьеры церкви, до наших дней почти не сохранившиеся.
После революции на территории усадьбы открыли дом отдыха для трудящихся. А в 1945 году Черемушки передали Академии наук СССР. И вот теперь мы подошли к прояснению заявленной в начале интриги.
В 1946 году усадьбу передали только что созданному Институту теоретической и экспериментальной физики в качестве научной лаборатории.
А уже в новое время, не столь давно храму Иконы Божией Матери «Знамение» присвоен статус ведомственной церкви Федерального агентства по атомной энергии.
Ну, и по обыкновению – адрес храма: Большая Черёмушкинская улица, 25.
7 января. Об истории Российской Академии наук

Сегодня 7 января. В этот день в 1726 году была основана Российская Академия наук.
О её истории — пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 января. О духовном смысле праздника Рождества Христова
Сегодня 7 января. Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
О духовном смысле праздника — клирик московского храма Святителя Николая в Хамовниках священник Алексий Долгов.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 76. Богослужебные чтения
Можно задам провокационный вопрос? Когда вам плохо — вам нравится, если вас начинают жалеть? Или наоборот, что точно не следует делать — так это проявлять жалость к вам?
Сегодня в храмах читается за богослужением 76-й псалом, где тема жалости к человеку в скорби — центральная. Давайте послушаем!
Псалом 76.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа.
2 Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
3 В день скорби моей ищу Господа; рука моя простёрта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
4 Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.
5 Ты не даёшь мне сомкнуть очей моих; я потрясён и не могу говорить.
6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;
7 Припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
8 Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?
9 Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?
10 Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
11 И сказал я: «вот моё горе — изменение десницы Всевышнего».
12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних;
13 Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.
14 Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш!
15 Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Своё среди народов;
16 Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.
19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.
20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
21 Как стадо, вёл Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.
Вы, конечно, заметили, насколько этот псалом — пронзителен. Причём это не просто чья-то боль, ставшая песнью многих: это именно коллективный, хоровой молитвенный плач. Это своего рода музыкально-литургическая драма — где от ночной муки через острые, обращённые к Небу вопросы, идёт переход к памяти о делах Божиих в истории еврейского народа.
Сильный образ внутри псалма — воздетые в молитве к небу руки, которые не опускаются ни днём, ни ночью. И далее фраза: «душа моя отказывается от утешения». По-церковнославянски звучит ещё сильнее: «Въ де́нь ско́рби моея́ Бо́га взыска́хъ рука́ма мои́ма, но́щiю предъ ни́мъ, и не прельще́нъ бы́хъ: отве́ржеся утѣ́шитися душа́ моя́ (Пс.76:3)» Как сильно: «взыскал Бога руками моими» — и «отверглась утешиться душа моя!» Здесь звучит не каприз, а суровая трезвость: бывают утешения, которые слишком малы для открытой раны. Есть «утешения‑пластырь», которые закрывают проблему «жалением», «сочувствием», «соболезнованием». Но псалмопевец не хочет такого «дешёвого» обезболивающего — он хочет ни много, ни мало — Самого Бога.
Перед нами — очень интересный подход, я бы назвал его «антипсихологическим». Вместо того, чтобы находясь на грани отчаяния, «поутешать» самого себя чем-нибудь «сладеньким», снизить уровень «беспокойства» и «тревожности», не «зацикливаться» на острой и болезненной проблеме — псалмопевец делает точно наоборот: он снова и снова бросает ввысь, к Богу, вопросы — на которые всё никак не получает ни малейшего ответа. Он словно бы «держит пари» перед Богом: Ты не хочешь отвечать? А я с места не сойду — даже вплоть до самой смерти — и не отступлю от Тебя, пока не ответишь! Ты всё молчишь? А я буду снова и снова напоминать Тебе про Твои же дела в нашей истории!..
Такой радикальный подход нам сегодня может показаться сильным... перебором. Мы и друг с другом-то так «жёстко» стараемся никогда не разговаривать — политес всё же, как ни крути. А уж к Самому Господу Богу с такими... «претензиями» — ну, как-то вообще недопустимо! Но вот известный старец афонского монастыря Симонопетра отец Эмилиан Вафидис подтверждает правильность именно такой установки в молитве. Вот что он пишет: «вначале мы переживаем молитву как борьбу. ...Я начинаю мучительное, быть может, не имеющее конца состязание с Самим Богом. ... первым моим переживанием является ощущение непреодолимости препятствия, стоящего передо мной, собственного ничтожества, и, как следствие, — осознание трансцендентности Бога и переживание драматической борьбы, которую я веду с Ним. Представьте: некий человек бьёт воздух. При отсутствии противника он с лёгкостью может направить свои удары, куда захочет. Когда он дерётся с пустотой, то не встречает ни малейшего сопротивления. Однако при наличии противника он мгновенно собирается, его кулаки сжимаются, мышцы напрягаются. Встретив сопротивление, он понимает, что не только он бьёт, но и его бьют. Если у меня не возникает ощущения такой борьбы с Богом, то это значит, что я ещё даже не приступил к молитве. Но предположим, мы стали молиться и начинаем битву с Ним. Он сопротивляется, борюсь и я, и вопрос теперь в том, победит Он или я. Нет другой возможности, кроме как упасть мне, залитому кровью, или одержать над Ним верх и услышать: „Ты победил Меня“. Именно это слышали святые, которые Его делали своим послушником».
Я надеюсь, вы простите мне столь пространную цитату — но в ней не только каждое слово — драгоценно, но и к пониманию псалма она даёт очень точный и хорошо подходящий ключ!..











