Адрес храма Иконы Божией Матери Знамение в усадьбе Черемушки:
г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, дом 25, строение 9.
Схема проезда:
Адрес сайта: http://www.evfrosinia.ru/index.php/itef.html
Есть в столице такая усадьба – Черемушки. С одной стороны – ничего особенного она собою не представляет. С другой же, как сказал один из знатоков русской усадьбы, "в смысле исторической поучительности это едва ли не самая интересная подмосковная усадьба".
Здесь же стоит церковь. Которая, пожалуй, тоже ничего особенного собою не представляет. Но вот с другой стороны… Необычна она до крайности тем, где она находится и к какому ведомству приписана…
Заинтриговал я вас? Ну, тогда пойдем дальше, а интригу раскроем в конце программы…
По бытующей до сих пор легенде на том месте, где стоит ныне красивый однокупольный - в стиле елизаветинского барокко - храм Иконы Божией Матери «Знамение», в Смутное время было явление народу Богородицы, которая сказала, что отсюда начнется изгнание «супостата» с русской земли. Интересно, что спустя несколько лет именно отсюда выстрелили из пушки в сторону Польши прахом Лжедмитрия I.
Хозяин этих земель, князь Голицын, узнав о предании, повелел заложить здесь церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». По московскому обычаю ее еще называют Церковь Иконы Божией Матери Знамение в усадьбе Черемушки. Кстати, считается, что сие поэтическое название дано местности по причине произрастания в здешних местах густейших зарослей благоухающей черемухи.
Построен храм был в 1743 году. По окончании строительства получила церковь статус домового храма – то есть предназначалась она строго для хозяев усадьбы.
В 1772 по недошедшим до нас причинам церковь закрыли. И закрытою она простояла целых 12 лет. А снова открылась и начала действовать после перехода Черёмушек к князю Меньшикову, кстати, потомку знаменитого сподвижника Петра Великого.
В конце XVIII - начале XIX века маленькую колокольню над входом в церковь заменили отдельно стоящей деревянной звонницей. Тогда же расписали интерьеры церкви, до наших дней почти не сохранившиеся.
После революции на территории усадьбы открыли дом отдыха для трудящихся. А в 1945 году Черемушки передали Академии наук СССР. И вот теперь мы подошли к прояснению заявленной в начале интриги.
В 1946 году усадьбу передали только что созданному Институту теоретической и экспериментальной физики в качестве научной лаборатории.
А уже в новое время, не столь давно храму Иконы Божией Матери «Знамение» присвоен статус ведомственной церкви Федерального агентства по атомной энергии.
Ну, и по обыкновению – адрес храма: Большая Черёмушкинская улица, 25.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема