Реклама – двигатель торговли. Вряд ли найдется хоть кто-то, кто не слышал этот лозунг, и уж тем более тот, кто не видел в своей жизни хотя бы один рекламный ролик, постер, логотип или объявление. Не один медийный жанр сегодня не развит так активно и не представлен столь вездесуще, как реклама. Практически вся жизнь современного человека проходит на фоне мерцающих, мигающих, сверкающих, манящих и завлекающих реклам.
Если про средства борьбы с кариесом, перхотью, бактериями под ободком и прочими райскими наслаждениями знают практически все, то весьма немногие в курсе, что помимо коммерческой рекламы, существует еще и реклама социальная. И по закону о рекламе владельцы щитов и других наружных носителей должны ежемесячно предоставлять 5 процентов своих площадей под информацию социальной направленности. Её цель - обратить внимание на важнейшие явления в жизни общества: забота о родителях, помощь малоимущим, ведение здорового образа жизни, соблюдение правил дорожного движения, в конце концов, чистота на улицах.
И если коммерческая реклама - двигатель торговли, то именно социальная реклама есть подлинный двигатель прогресса. Ведь прогресс как и разруха – явление социальное, а не коммерческое…
Очевидно, что социальная реклама говорит о том, что по сути своей не продается: любовь и сострадание к ближним, гражданская активность, культура поведения, доброта, хорошие манеры... Самый дефицитный товар, между прочим... И необходим он нашему обществу не меньше, чем кухонная утварь, которая думает о нас, или напиток, который окрыляет...
Согласно опросам, три четверти россиян считают, что социальная реклама оказывает на людей позитивное влияние. 96% респондентов хотя бы раз в жизни видели и запомнили призывы социальной рекламы. Каждый пятый россиянин считает, что под влиянием социальной рекламы меняются общественные отношения. Свыше половины полагают, что такой вид агитации способен положительно повлиять на поведение.
Казалось бы, такое благое дело, направленное на поднятие нравственного начала, народного духа, профилактику антоисоциальных явлений. И что же? Невооруженным глазом видно, что социальной рекламы в наших городах нет, или ее просто мизер.
Да, человек всегда рекламирует то, что имеет цену. Предложение формирует спрос, а спрос предложение. Но неужели банка пива стоит дороже, чем любовь к матери, неужто распродажа бытовой техники важнее чувства долга, а автомобиль ценнее человеческой жизни? Как-то английский прозаик Норман Дуглас сказал, что об идеалах нации можно судить по ее рекламе… Думаю, что по рекламе можно судить и жизнеспособности общества. Ведь человек вполне способен прожить без всех тех вещей, что пестрят в коммерческих рекламах, но он быстро и печально деградирует без тех понятий, что должна нести реклама социальная. Надеюсь когда-нибудь мы получим свои законные пять процентов, способные хоть немножко изменить наш нравственный дизайн.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер