Кирилл и Мефодий
В начале девятого века, в городе Солуни, в семье военачальника, один за другим родились семь сыновей. Двое из них - самый старший и самый младший, стали известны далеко за пределами родины.
Старшему, Михаилу, прочили карьеру военного, и она ему удалась. В возрасте около тридцати лет он уже был воеводой славянского княжества Славинии. Младшего, Константина, родители чаяли видеть ученым, и он превзошел все ожидания. Константин постигал науки под руководством лучших учителей своего времени, в столице столиц - Константинополе, удостоился звания хранителя библиотеки при соборе Святой Софии, что в наше время можно приравнять к званию академика. Он так блестяще проводил диспуты по сложным богословским проблемам, что его стали называть Константин Философ. Кроме того, он был вхож во дворец императора.
Оба брата могли и дальше продвигаться по карьерной лестнице, приобретать богатства, выгодно жениться и жить, не зная никаких проблем. Но такая жизнь их не устраивала! Сначала старший брат принял монашество с именем Мефодий, а затем и младший оставил мир ради спасения души.
Император сразу же стал использовать таланты братьев на государственном поприще - отправил их с проповедью христианской веры в хазарский каганат. К сожалению, поездка оказалась бесплодной. Зато, возвращаясь домой, у берегов Херсонеса Мефодий и Константин обрели мощи священномученика Климента, четвертого папы римского, одного из 70-ти апостолов Христа, который принял мученическую кончину в первом веке. Часть мощей братья увезли с собой в Константинополь, часть оставили для поклонения в Херсонесе.
Почти одновременно с братьями в Константинополь прибыло посольство Великой Моравии - крупнейшего славянского государства Европы:
<<Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам догматы христианства на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей>>.
На следующий год святые братья привезли с собой в Моравию славянский алфавит и две важнейшие для христианского богослужения книги: Евангелие и Псалтырь, переведенные на славянский язык. Мефодий и Константин открывали школы, обучали письму, проповедовали, многих людей крестили. Они отстаивали право совершать богослужения на славянском языке. В то время была распространена «триязыкая ересь», которая утверждала, что богослужения можно проводить только на трех языках, на которых Понтий Пилат написал табличку на кресте над головой Иисуса Христа: еврейском, латыни и греческом. Братья доказали несостоятельность этой ереси.
Папа римский Адриан второй пригласил братьев в Рим для разъяснения их деятельности. Благочестивые братья откликнулись на приглашение и привезли с собой мощи святого Климента, которые были обретены ими в Херсонесе. Папа и римские священники высшего сана встретили мощи торжественно, далеко за границами города. Некоторые считают, что именно этот дипломатический шаг святых братьев решил судьбу славянской письменности. Так или иначе, Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке.
В Риме Константин тяжело заболел, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, с которым вошел в историю. Скончался Кирилл 14 февраля 869 года – эта дата высечена на его надгробном камне. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента, где и теперь пребывают его мощи. Перед смертью Кирилл сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Еще 16 лет после смерти своего брата трудился святой Мефодий, переводя книги Священного писания на славянский язык.
Пока горят лампады в христианских церквях, православные славяне будут поминать Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – «учителей словенских».
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия