Правильно говорят - сколько народов, столько и традиций. Бывает такое, что один и тот же праздник в разных странах может отмечаться совершенно по-разному. Вот, например, в Болгарии Новый год встречают очень и очень самобытно. Причём, в празднование очередного новолетия у болгар обязательно включены абсолютно церковные моменты.
При разговоре о традициях Нового года в Болгарии необходимо упомянуть, что Болгарская Церковь живёт по новому стилю. Это значит, что Рождество болгары отмечают 25 декабря, и Новый год приходится у них на период праздничных рождественских дней. Поэтому в новогоднюю ночь болгары не постятся, а в их домах звучат рождественские колядки, то есть особые народные песнопения.
Обязательным символом Рождества и Нового года в Болгарии является ёлка, которая, как и у нас в России, ставится прямо в доме. Рядом с ней в новогоднюю ночь болгары накрывают праздничный стол. Они считают, что чем богаче будет угощение в эту ночь, тем удачнее станет наступающий год.
Украшением новогоднего стола в Болгарии является особый пирог под названием “баница”. Это традиционное болгарское кушанье, существующее, как минимум, уже тысячу лет. Обычно баницу делают из слоёного теста. Ее классическая начинка состоит из масла, яиц и брынзы, но может быть также из творога, шпината, лука, капусты, тыквы, крапивы или мяса. Вне зависимости от прочей начинки обязательным ингредиентом рождественской баницы являются палочки кизила. Они дают банице неповторимый аромат и одновременно служат украшением этого праздничного блюда.
Кизил, наряду с елью, считается в Болгарии символом Нового года. Дело в том, что в Болгарии кизил выпускает почки как раз в конце декабря – начале января. Плоды же на нём появляются только осенью, поэтому в течение почти всего года он остаётся зелёным и неувядающим.
Но вернёмся к болгарскому новогоднему хлебу “банице”. Кроме веток кизила в баницу до выпекания её в печи обязательно кладут также монету. В самом начале застолья старший за столом (обычно это отец семейства) прочитывает над баницей особую новогоднюю молитву, испрашивая у Бога помощи на предстоящий год. Затем он разламывает баницу и раздаёт получившиеся куски домочадцам и гостям. Кому достанется кусок с монетой, тот считается особенно счастливым в эту ночь и в наступающем году.
Те, кому монета не досталась, впрочем, не сильно переживают из-за своей неудачи, потому что баница считается освящённым хлебом и всякий, кто её вкусил, как верят болгары, также становится освящённым и благословленным Богом.
Баницу в Болгарии вы сможете попробовать не только на Новый год, но также и на другие праздники. Например, на Пасху. Но, как говорят сами болгары, именно в новогоднюю ночь баница кажется им наиболее вкусной.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традициях празднования Нового года в Болгарии.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница