
Расскажу вам о нашей кошке Мелиссе. Мы её взяли с улицы, молодую белую кошечку с чёрным хвостом, не пушистую, а будто пуховую — такими бывают кошки ангорской породы. Как она оказалась на улице — неизвестно. Бегала по своим делам, всегда весёлая, а увидев издали меня или мужа, или нас двоих, резко меняла траекторию движения и мчалась к нам. Будто поздороваться и спросить: что, ещё не сегодня меня домой возьмёте? Нет? Ну, я пошла...
Однажды мы возвращались откуда-то под крупным снегопадом, в очень хорошем настроении, и опять к нам подбежала эта кошка. Мы взяли её в гости, познакомить с котом. Да так и оставили у себя жить. Назвали Мелиссой.
Умной она оказалась, любознательной, ласковой... Но самое удивительное — это её поведение во время того, как мы молимся. Если зажигаем свечу перед иконами и открываем молитвослов, Мелисса непременно оказывается рядом. Сидит смирно на коврике у ног, но чаще вьётся в движении, трётся о ноги, громко мурлычет... Иногда кто-то из нас поднимает её с полу и кладёт к себе на плечо. Тогда Мелисса успокаивается и замирает, мурлыканье становится тихим и монотонным. Полное ощущение, что она участвует в молитве, хотя этого, мы знаем, не может быть. Просто животное, находясь в тесной связи с людьми, ощущает их настроение. А настроение может нравиться или нет... Вот нравится нашей кошке, когда мы молимся!
Муж мой в шутку называет Мелиссу благочестивым созданием, а мне вспоминаются слова из Псалтири: «всякое дыхание да хвалит Господа»...
Недавно был случай, выходящий из ряда вон. Я перебирала в шкафу книги духовного содержания, протирала их, расставляла заново аккуратно. И обнаружила Новый Завет, который мне когда-то подарили, но я им не пользовалась, читаю другое издание, привычное. Меж тем в этом подарочном выделены жирным шрифтом все слова Спасителя... Я открыла книгу и зачиталась. И вот тут меня удивила Мелисса. Спокойно лежащая до этого момента в кресле, она стремительно подбежала ко мне и исполнила свой ритуал с танцами вокруг моих ног, требовательным мурчанием, и замерла потом блаженно у меня на плече. А ведь я читала Евангелие не вслух, а про себя, и не перед иконами, а стоя у книжного шкафа! Как и что почувствовала кошка? Одному Богу известно.
Как, наверняка, сам Бог нам эту кошку и послал. Сколько раз уже было, что вечером после работы усталость такая — кажется, на молитву сил нет, только перекреститься и упасть в постель. Но Мелисса идёт к нашему домашнему иконостасу и оглядывается на нас, смотрит строго. «Иду, иду, мать игуменья!» — улыбается муж и зажигает свечу...
Апостол Павел говорил о всяком творении Божием, и о животных в том числе: « ...тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».
Каждый раз, встречая эти слова, я думаю о Мелиссе, живой к ним иллюстрации. И улыбаюсь.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.