«Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Эта, известная многим фраза, происходит из Книги Екклесиаста – одной из книг Ветхого Завета.
Ее автор – мудрый царь Соломон – размышляет о том, что такое счастье и несчастье для человека. Вывод, что они сменяют друг друга и подчинены своим законам, начинается со слов:
«Всему своё время, и время каждой вещи под небом».
И далее:
«время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий».
Сам отрывок из третьей главы Екклесиаста, откуда и это выражение, уже давно разобран на отдельные фразы. Впрочем, как и сама книга.
Что касается этого выражения, то существует множество практических версий, объясняющих его. Ссылаясь на другие места в Ветхом Завете можно предположить, что речь идет о разбрасывании камней на участке, чтобы сделать его неурожайным или собирании, чтобы очистить, сделав лучше. Речь идет о сменяемости действий в силу времени и определённых обстоятельств.
Однако, не важно, какое именно «разбрасывание» и «собирание» Екклесиаст здесь имеет в виду.
Этот пример в числе других показывает чередование состояний и действий, которые происходят помимо воли человека. Всё в жизни происходит в строгой последовательности, в зависимости от Божественного миропорядка, и человек не в силах его изменить. И всякая деятельность человека зависит от этих законов. А потому и счастье, к которому стремится человек, по словам Екклесиаста, неосуществимо в том виде, в каком он к нему стремиться. Потому что в любой момент между ним и желаемым может возникнуть что-то непреодолимое.
В наши дни в это выражение вкладывается такой смысл: неминуем час, когда за всё, ранее содеянное, придётся нести ответственность.
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий (Рыпин).
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О личности изобретателя Кулибина

Сегодня 21 апреля. В этот день в 1735 году родился русский механик-инженер Иван Кулибин.
О его трудах — священник Стахий Колотвин.
Мы вспоминаем сегодня инженера Кулибина, удивительного русского человека, самоучку, который достиг вершин Императорской академии, благодаря природной смекалке, дарованию Божию и при этом собственному трудолюбию. Что хотел делать инженер Кулибин? Конечно, он хотел, чтобы строились мосты, чтобы ходили механически суда. Но чем он больше запомнился? Тем, что реставрировал птицу павлин, замечательный экспонат Эрмитажа, тем, что он устраивал фейерверки. Развлекательной частью. Но тем не менее, благодаря вот этим вещам, можно сказать, пустым, вторичным, но которыми восхищался Императорский двор, которыми восхищался Высший Свет, он смог сделать шаги в настоящей науке. Так и мы, дорогие друзья, если мы хотим кого-то привести ко Христу, не нужно сразу на человека взваливать о решении серьезных проблем. Пойди вместе с человеком послушай прекрасное пение церковного хора. Найди для него удобную лавочку, где никто на него не будет шикать. Приведи его к доброму священнику, который не будет говорить ему, что надо в жизни поменять, а просто с ним побеседует за чашечкой чая. И тогда вот будет тот первый шаг сделан в духовной жизни человека, который повлечет за собой серьезные свершения и перемены.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О Пасхальной радости

Сегодня 21 апреля. Понедельник Светлой седмицы.
О Пасхальной радости — протоиерей Василий Гелеван.
Христос Воскресе! В эти дни все сияет и ликует. Природа просыпается от зимней спячки. И наши сердца наполняет обновленное чувство радости. В чем же состоит наша радость? Через тернии к звездам, проходя сквозь жизнь, мы движемся к покою вечной жизни. Свободный выбор каждого дает награду или наказание. И чем больше осознаешь себя христианином, тем яснее видишь себя грешным и просишь Господа о помощи. Пасха — это ответ Бога на прошение Господи помилуй. Он отвечает — не бойтесь. Смерть — это фильтр, это панацея от вечности греха. Умирая, мы как бы убиваем в себе свои грехи, не даем им возможности быть вечными. Во Христе зло повержено. Вся несправедливость падшего мира побеждена его любовью. Весь грех человеческий впитала в себя земля. Там, где живут святые, нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечна. Разлуки больше нет. Господь собирает живых и умерших. Пасха — это праздник победы над смертью. Пасха — это торжество жизни. Разлученные смертью с нашими родными мы чаем встречи с ними в воскресении. Мы увидимся все. Нужно только верить.
Все выпуски программы Актуальная тема