Однажды я уже говорил, что многие купеческие вдовы старались закончить свою жизнь в монастыре, потратив на это все оставшиеся от мужа деньги.
Сызранский Сретенский женский монастырь своим возникновением в 1856 году обязан вдове купца Якова Ивановича Извозчикова – Татьяне Степановне. После смерти мужа, за неимением детей, она решила пожертвовать средства на строительство женской иноческой обители.
Под постройку монастыря Извозчикова купила участок земли, включавший в себя сад с фруктовыми деревьями. Монастырская территория стала полностью занимать один из городских кварталов прямоугольной формы. Ею же были заключены контракты с подрядчиками на поставку в монастырь различных строительных материалов. От своей жертвовательницы Сретенский монастырь получил 900 рублей на первоначальные расходы, а также в вечную собственность половину прибылей от деревянной водяной мукомольной мельницы на реке Крымзе, что обеспечивало монастырю постоянный источник дохода. Кроме мельницы монастырь имел и другое имущество. Например, ему были всемилостивейше пожалованы два участка земли. Один, использовавшийся для посева хлеба и овощей, из удельных дач около Сызрани. Другой – пахотные земли.
В 1860 г. императрица Мария Александровна пожертвовала в дар новой обители ризу и стихарь со всеми необходимыми для литургии принадлежностями.
К моменту основания монастыря Татьяна Степановна уже была не очень здоровой и преклонного возраста, а потому не могла вести активную деятельность по обустройству монастыря. Эту задачу взяла на себя монахиня Мария, переведённая сюда из Пензенского Троицкого монастыря. При ней монастырь начал быстро отстраиваться. Одна за другой на его территории были возведены три церкви: деревянная – во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и каменные – Рождества Пресвятой Богородицы и Сретения Господня. Два последних храма были построены с использованием образцовых проектов Константина Андреевича Тона – архитектора Храма Христа Спасителя в Москве.
А вот теперь внимание. Ничего, из того, что я только что перечислил, нет. Просто не существует. На этом месте теперь квартал города Сызрань, который ограничен улицами Советская, Карла Маркса, Володарского и Некрасовским переулком. Монастырь был закрыт в 1923 году и отдан под детский городок. Позже все постройки сломаны и территория застроена. Тогда так и писали в документах: вместо «храмы» - «постройки».
Теперь в этой части Сызрани храмов не осталось. И вот парадокс. Дорогой, которая ведет к храму из этого района, является улица Советская.
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема











