Однажды я уже говорил, что многие купеческие вдовы старались закончить свою жизнь в монастыре, потратив на это все оставшиеся от мужа деньги.
Сызранский Сретенский женский монастырь своим возникновением в 1856 году обязан вдове купца Якова Ивановича Извозчикова – Татьяне Степановне. После смерти мужа, за неимением детей, она решила пожертвовать средства на строительство женской иноческой обители.
Под постройку монастыря Извозчикова купила участок земли, включавший в себя сад с фруктовыми деревьями. Монастырская территория стала полностью занимать один из городских кварталов прямоугольной формы. Ею же были заключены контракты с подрядчиками на поставку в монастырь различных строительных материалов. От своей жертвовательницы Сретенский монастырь получил 900 рублей на первоначальные расходы, а также в вечную собственность половину прибылей от деревянной водяной мукомольной мельницы на реке Крымзе, что обеспечивало монастырю постоянный источник дохода. Кроме мельницы монастырь имел и другое имущество. Например, ему были всемилостивейше пожалованы два участка земли. Один, использовавшийся для посева хлеба и овощей, из удельных дач около Сызрани. Другой – пахотные земли.
В 1860 г. императрица Мария Александровна пожертвовала в дар новой обители ризу и стихарь со всеми необходимыми для литургии принадлежностями.
К моменту основания монастыря Татьяна Степановна уже была не очень здоровой и преклонного возраста, а потому не могла вести активную деятельность по обустройству монастыря. Эту задачу взяла на себя монахиня Мария, переведённая сюда из Пензенского Троицкого монастыря. При ней монастырь начал быстро отстраиваться. Одна за другой на его территории были возведены три церкви: деревянная – во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и каменные – Рождества Пресвятой Богородицы и Сретения Господня. Два последних храма были построены с использованием образцовых проектов Константина Андреевича Тона – архитектора Храма Христа Спасителя в Москве.
А вот теперь внимание. Ничего, из того, что я только что перечислил, нет. Просто не существует. На этом месте теперь квартал города Сызрань, который ограничен улицами Советская, Карла Маркса, Володарского и Некрасовским переулком. Монастырь был закрыт в 1923 году и отдан под детский городок. Позже все постройки сломаны и территория застроена. Тогда так и писали в документах: вместо «храмы» - «постройки».
Теперь в этой части Сызрани храмов не осталось. И вот парадокс. Дорогой, которая ведет к храму из этого района, является улица Советская.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 187 зач., VIII, 16 - IX, 5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какие условия необходимы для того, чтобы совершать по-настоящему добрые дела? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 8-й и 9-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.
17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,
19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию,
20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.
23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.
24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
Глава 9.
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,
4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, не говорю «вы», похвалившись с такою уверенностью.
5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
Из посланий апостола Павла мы знаем, что христианская община Иерусалима переживала не лучшие времена. Поэтому христиане города Коринф собрали для неё пожертвования. В только что прозвучавшем отрывке идет обсуждение вопроса, кто, как и когда должен доставить эти пожертвования в Иерусалим.
Апостол Павел представляет коринфянам посыльных. Это делегация, во главе которой будет стоять апостол Тит и ещё два ученика Христовых. Каждому из трёх делегатов Павел даёт краткую характеристику. В первую очередь он описывает их моральные качества. Апостол рекомендует их как людей надёжных и верных. Каждый из них много потрудился ради дела распространения Евангелия и созидания Церкви, а потому достоин всяческого доверия и уважения. Одним словом, Павел делает всё от него зависящее, чтобы развеять всякие подозрения у тех, кто боялся, что деньги будут использованы не по назначению.
Но что примечательно, апостол понимает, что этих слов недостаточно. Даже после таких рекомендаций у кого-то останутся сомнения, а, возможно, и недовольства. Ведь речь идёт об отказе от своего имущества. А потому, похвалив своих посланников, он переходит к поощрению уже самих коринфян. Он подчёркивает их добродетельность и усердие в исполнении заповеди любви. Они молодцы, что понудили себя и сделали первый шаг, собрали средства. Теперь осталось напрячься совсем чуть-чуть и доброе дело сделано. Но и после этого апостол не останавливается. Он знает, как инертен бывает человек, когда речь идёт о добродетели. Тем более, когда приходится отдавать своё. А потому в конце он добавляет: пожертвование должно восприниматься самими жертвователями «как благословение, а не как побор». Павел сделал всё от себя зависящее, чтобы приготовить людей к действию, но решение остаётся за ними. Если они отдают милостыню, то должны сделать это свободно, чтобы потом втайне не скрежетать зубами, что лишились своего имущества.
Этот отрывок иллюстрирует важную духовную закономерность. Лучше заранее распрощаться с иллюзией, что заповедь Спасителя о служении ближним — это лёгкое дело. Это именно то дело, которое всегда встретит массу преград на своём пути. И в первую очередь во мне самом. Ведь я очень тяжёл на подъём. Мне постоянно нужны гарантии, что я не потеряю и не останусь в убытке. А потому я жду каких-то дополнительных стимулов. Мне необходимо, чтобы похвалили тех людей, ради которых я это делаю, и тех, при помощи которых я это делаю. Чтобы похвалили меня. Чтобы я это делал не один, но видел, что ещё кто-то делает это рядом. Но даже при всём этом у меня неизбежно останутся сомнения. Это сопротивление моего эго. Оно чувствует, что в конечном счёте мне неизбежно что-то придётся от себя оторвать, чего-то лишиться. Как минимум будет нарушен мой покой. А потому всё, что остаётся сделать в этом случае, — довериться Богу. И помолясь, понудить, то есть заставить себя сделать этот шаг. Через «не хочу». Вопреки сомнениям и страхам. Ведь чем они сильнее, тем больше та духовная польза, которую я в итоге принесу своим поступком самому себе и окружающим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сестричеству милосердия в Белгороде вновь нужна наша помощь

«У нас в Марфо-Мариинском сестричестве милосердия жизнь кипит, как в муравейнике! Непрерывная цепочка: кто-то сортирует помощь, кто-то собирает продуктовые наборы, другие — готовят обеды для нуждающихся и раздают вещи...», — рассказывает Елена Химченко, старшая сестра милосердия из города Белгорода.
Елена вместе с командой других сестёр и волонтёров ежедневно помогает нуждающимся — в большинстве своём это те, кто пострадал от боевых действий, потерял дом. «Меня поразила история двух мужчин из Харьковской области. Этой весной они решили сами эвакуироваться в Россию. И по дороге обнаружив тяжелораненого российского солдата, не прошли мимо, оказали ему первую помощь и взяли с собой. Шли почти десять километров по полям, по льду рек. Им чудом удалось выжить», — вспоминает сестра милосердия.
«Сегодня эвакуация из Харьковской области продолжается. К нам обращается много пожилых людей, которые оставались в своих домах до последнего, но из-за дронов больше не могут. Им нужны продукты, средства гигиены, одежда, ведь они приезжают совсем без всего, берут только документы. Мы стараемся закрыть все их потребности, да и просто поддержать словом, утешить» — говорит Елена Химченко.
Фонд «Мои друзья» при поддержке Радио ВЕРА продолжает помогать Марфо-Мариинскому сестричеству милосердия и людям, пострадавшим от боевых действий. В настоящее время фонд ведёт сбор для закупки средств гигиены и бытовой химии. Планируется отправить в Белгород около 200 наборов со всем необходимым. Присоединяйтесь к помощи ближним, переходите на сайт фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов