
Был в моей жизни период, когда я заранее составляла о человеке мнение, еще и не познакомившись с ним. Кого-то заочно могла считать хорошими, а кого-то — плохими. Хорошо, что Господь показал мне, насколько это ошибочный путь — судить, да еще и заочно о людях.
Эта история произошла около 7 лет назад в деревне, где жила моя бабушка. Был там некий Василий, человек с уголовным прошлым. Непростой человек с очень непростой судьбой.
Он работал пастухом на ферме у наших соседей.
И как-то раз, когда гнал стадо в поля, по пути в канаве увидел выброшенные иконы. Василий в храм не ходил. От церкви был далек, но пройти мимо не смог. Взял иконы и принес нашим соседям, у которых работал.
— Отнеси иконы бабушке из дома в конце улицы — ответили ему — она богомольная, спроси у нее что с иконами делать.
Бабушка с трепетом приняла сверток, который ей вручил Василий. Иконы были очень ветхие. Но некоторые удалось спасти. Одна из них — это икона Вознесения Господня.
На иконе надпись, свидетельствующая о том, что она сделана в Петербурге в 1890. Теперь этот образ занимает почетное место в нашем красном углу. Представляете, такая реликвия, а лежала в канаве.
Эта история для меня не просто рассказ об обретении икон, это — свидетельство о том, что всякая душа — христианка. Человек, который односельчанам казался заблудшим, не смог пройти мимо лежащих в канаве святынь. Сейчас, когда молюсь перед иконой вознесения Господня, вновь и вновь вспоминаю историю ее появления в нашем доме, вспоминаю пастуха Василия и думаю, как же не правильно навешивать на людей ярлыки. Господь любит всех одинаково, умеет достучаться до сердца каждого человека. И это таинственный диалог, человеческой души и Бога, сокрытый от всех внешних.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема