Как известно, в 1952 году при строительстве моста через реку Самару была снесена Преображенская церковь, возведенная еще в семнадцатом веке. С тех пор старейшим храмом города считается Спасо-Вознесенский собор – тот, что красуется на улице Степана Разина, прежде Вознесенской. Это единственный в нашем городе храм, выдержанный в классическом стиле - строгая базилика увенчана массивным куполом, рядом с ней устремила в небо свой тонкий шпиль 56-метровая колокольня.
Вообще, история Вознесенского собора началась задолго до того, как было построено величественное каменное здание, которое мы видим сегодня. Деревянная церковь Вознесения упоминается в описаниях Самары, датированных восемнадцатым веком. Стояла она, как сказано в историческом документе, там, где нынче пересекаются улицы Водников и Комсомольская. Силуэт этой церквушки можно разглядеть на гравюре Джона Кэстля – английского художника, состоявшего на русской службе. Рисунок Кэстля был опубликован в 1784 году. Интересно, что к этому времени Вознесенскую церковь уже уничтожил пожар. Ее быстро восстановили, однако вскоре она вновь сгорела дотла.
В самом начале девятнадцатого века самарцы отвели Вознесенскому храму новое место – то самое, которое собор занимает сегодня. Было принято решение, что на этот раз церковь будет каменной. Однако, денег на строительство не нашлось. Пришлось перенести на Вознесенскую улицу деревянную церковь с закрытого кладбища, и она благополучно простояла здесь до середины девятнадцатого века.
Между тем, от идеи поставить каменный храм самарцы не отказались, подготовка к его возведению была тщательной и неспешной. Проект собора был заказан в Симбирске. Затем в Петербурге его доработали, как считалось тогда, до совершенства – в соответствии со всеми последними архитектурными тенденциями. Строили храм восемь лет, потратили сорок тысяч рублей серебром. И вот, наконец, красавец-собор встал на вершине крутого оврага, украсив собой окрестности!
Остались свидетельства очевидцев, что Вознесенский собор в ту пору не только внешне был прекрасен. Его внутреннее убранство потрясало своей роскошью – Престол из серебра, ризы икон позолоченные, с драгоценными камнями. Немудрено, что именно в этом храме присутствовали на богослужениях высокие гости из столицы. Под сводами Вознесенской церкви молился, например, император Александр Второй!
С тех пор, конечно, многое изменилось. Давным-давно засыпан овраг, новые дома обступили старый собор и лишили его лидерства в панораме. Однако, он и сейчас невероятно хорош. Пройдя через унижения в безбожные времена, он как будто стал ближе к небу. И когда здесь вечером в воскресенье поют акафист перед иконой Богородицы с удивительным названием «Скоропослушница», то верится, что молитва будет услышана.
Деяния святых апостолов

Деян., 38 зач., XVI, 16-34.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Мартин Хайдеггер, крупнейший немецкий философ XX века, в «Разъяснении к поэзии Гельдерлина», оставил нам такую мысль: «Мы никогда не познаем тайну, срывая с неё покров... познать тайну мы можем только сохраняя тайну в качестве тайны».
С этой цитаты мне хотелось бы начать размышления над чтением из 16-й главы книги Деяний святых апостолов, которое сегодня звучит в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 16.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Реакция апостолов из прозвучавшего сейчас отрывка поначалу кажется очень странной: ведь, как сказали бы сегодня, прорицательница «увеличивала потенциальный охват аудитории» проповеди апостолов и повышала существенно эффективность их миссии! Однако апостол Павел не только отказывается от такого «продвижения» себя, но и вообще лишает пророчицу дара — из-за чего и получают апостолы избиение палками и заточение в тюрьму. Что же именно оказалось настолько неприемлемым для апостолов — что они, не задумываясь, отказались от «услуг прорицательницы» — тем более ещё и бесплатных?
Для меня ответ — в приведённых выше словах Хайдеггера о важности не срывать покровы с таинственного. Для обычного человека огромный соблазн — «подглядывать», «подсматривать», «вынюхивать» то, что доступно не всем. И за это, как мы знаем в том числе и из сегодняшнего чтения, люди готовы платить большие деньги! Но что же в этом настолько неправильного, что апостолы решили вопрос с пророчицей радикально, вообще лишив её этой связи с демоном?
Приведу историю, думаю, многим знакомую. Вы когда-нибудь в детстве перед Новым годом — пока родители были чем-то заняты — подглядывали в подарочные коробки? Если да, вы знаете, что сам факт этого подглядывания напрочь испаряет аромат праздника. Когда ты уже знаешь, что тебе подарят, — интрига пропадает, вкус предвкушения улетучивается — остаётся только неизбежное. И сколько же, напротив, восторга у того, кто не стал нарушать определённых границ — дотерпел до конца — и вот, разворачиваются праздничные ленты, снимаются внешние покровы упаковки — да в конце концов, какая разница, что именно окажется там, внутри: ведь ребёнок на всю жизнь запомнит это ощущение протяжённости любви — которая куда важнее самого подарка!..
Подглядывающий — всегда «ворует» любовь; в то время как способный дотерпеть — принимает её как благодарный дар. Этому и учит нас сегодняшнее чтение: уметь ждать, уметь терпеть — и не пытаться своими хитростями проникать туда, куда не следует!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Артемию восстановиться после болезни и операции

Вечерами, после того как Артемий сделает уроки, он с удовольствием устраивается с бабушкой в кресле, и вместе они и читают книги о животных. Артемий с увлечением и разглядывает красочные иллюстрации, с которых на него глядят грозные тигры, величественные слоны, дружелюбные дельфины и много кто ещё. Мальчик очень внимательно слушает рассказы бабушки. Жаль, что он пока не может обсудить с ней свои впечатления и задать море разных вопросов. Из-за болезни и неудачной операции, которые случились в раннем детстве, Тёма не разговаривает, не сидит самостоятельно и не ходит. Раньше он не мог даже голову держать, но со временем, в результате постоянных упражнений и заботы близких, стал чувствовать себя гораздо лучше. Сегодня мальчик проходит обучение на дому — с интересом познаёт школьную программу, изучает по книгам окружающий мир и пытается произносить звуки.
Чтобы Тёма заговорил, научился держать спину и однажды встал на ноги, ему необходимо продолжать курсы восстановительной терапии. Врачи говорят, что у ребёнка есть все шансы многое освоить. Вы можете поддержать Артемия Василёва из города Сургута на его пути к полноценной жизни. Сбор для мальчика открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Шестая неделя после Пасхи. Вознесение Господне». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.16:16-34) и Евангельского (Ин.9:1-38) чтений в шестое воскресенье по Пасхе, об Отдании Пасхи, о празднике Вознесения Господня, а также о дне памяти святых отцов семи Вселенских Соборов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица