Не каждому человеку довелось в жизни испытать банкротство — но, не сомневаюсь, определённое представление об этом тяжёлом испытании есть у каждого. Однако, кроме финансового банкротства, бывает и иное — духовное. Именно о нём говорит пророк Давид в 85-м псалме — который сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Чтобы понять, как можно стать «духовным банкротом», для начала хотя бы немного вспомним, из чего слагается обычное банкротство. Это, как правило, несколько критических составляющих: неплатёжеспособность по взятым долгам, недостаточность активов, публичная продажа всего, что имеет хотя бы какую-то стоимость по бросовым ценам, и, наконец, существенный провал в репутации. Едва ли кто захочет иметь дело в будущем с вчерашним банкротом!
Давайте теперь попробуем перевести эти параметры в духовную плоскость. Когда человек становится «неплатёжеспособным»? Вы удивитесь, но вовсе не тогда, когда он ощущает себя грешником! Грешники «духовные кредиты» не берут — зная, что отдавать-то нечем! А вот «мнимые праведники» — ещё как! «Духовный кредит» — уверенность в том, что человек имеет достаточно оснований «духовной кредитной истории», чтобы милость Божия была снова и снова явлена ему. И тут вдруг — бац! — а нет больше доверия должнику: ваш «лимит» исчерпан, и со всех сторон начинают сыпаться напасти одна жёстче другой!
«Недостаточность активов» — прежде всего, самый главный актив — это собственно вера: чем её больше, чем она твёрже — тем большие испытания может человек пережить без внутреннего разрушения. Это — в теории. А на практике — точно, как с банкротством: когда нечем платить по кредитам, то, как правило, и активы все почему-то распроданы. Приходит беда — отворяй верой ворота, а вера-то куда-то испарилась. Словно бы и не было вообще!
«Публичный аукцион» — это когда твоя полная духовная несостоятельность становится очевидной окружающим: уже не помогают никакие ни социальные роли, ни надетые маски, ни шаблонные фразы. В глазах окружающих быстро превращаешься в «токсичного» — и они предпочитают обходить тебя стороной, дабы не «заразиться». Вот и подошли мы к самому краю — обрушению репутации — прежде всего в собственных глазах — ну и потом для окружающих. Оказавшись «духовным банкротом», человек ясно осознаёт: да, ему уже нечего предъявить Божественному заимодавцу. Казалось бы, это — ужасно. А в духовной жизни — это едва ли не самое лучшее состояние, только находясь в котором и может человек поднять голову вверх, к Небесному Отцу — и начать молиться по-настоящему, не из позиции «веры», «уверенности», или, помилуй Бог, «духовной состоятельности».
Так что проникнемся, дорогие друзья, правильной «непотребностью» царя Давида — и напитаем свою тощую душу его живительными, согревающими, вдохновляющими словами!
Псалом 85. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 85. (Церковно-славянский перевод)
«Доверие Богу». Надежда Космирова
У нас в гостях была многодетная мама, общественный деятель, продюсер Надежда Космирова.
Наша гостья рассказала о том, как жизненные испытания и скорби помогли ей научиться доверять Богу и почему сейчас в своей работе она старается поднимать темы, связанные с христианскими ценностями.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке. Современность
В программе о храме Живоначальной Троицы на Шаболовке его настоятель Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о том, как он стал священником, уделяет внимание вопросам подлинного воцерковления современных прихожан храма. Большую роль в этом играет их расположение к исповеди и Причастию Святых Христовых Тайн, участие в приходских делах и взаимное общение в атмосфере любви, взаимопонимания и благоговейного отношения к Богослужению.
Батюшка делится своими мыслями о современном периоде жизни в храме его постоянных прихожан и тех людей, которые впервые переступают порог Церкви.




с прихожанами





и с братом Игуменом Сергием

и тетей Анной Павловной
Фотографии предоставлены храмом Живоначальной Троицы на Шаболовке.
Все выпуски программы Места и люди
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема







