В Подмосковье много живописных мест. Одно из них находится на севере области, в двенадцати километрах к югу от Дмитрова, в старинном поселке Деденево. По преданию на этих землях в конце 13 века во время сражения был убит ордынский полководец хан Дедень. А село, которое выросло тут позже, получило имя Деденево. С конца 17 столетия село принадлежало старинному дворянскому роду Головиных. Здесь расположилась их усадьба. В 1852 году Анна Гаврииловна Головина с сыном Гавриилом Павловичем решили основать в своем имении монастырь. На тот момент в Деденево уже стоял грандиозный храм Спаса Нерукотворного, в котором были собраны фамильные святыни Головиных, в том числе Влахернская икона Богоматери. Вокруг Спасской церкви и выросла одноименная обитель. Анна Гаврииловна приняла в ней монашеский постриг, а затем схиму. После ее смерти земли усадьбы закрепились за монастырем. А сын графини, Гавриил Павлович до конца своей жизни заботился о монастыре и следил, чтобы его насельницы ни в чем не нуждались.
Обитель росла год от года, и стала называлась Спасо-Влахернской, в честь чудотворного Влахернского образа Богоматери. Сестры занимались иконописью, трудились в швейной мастерской, ловили рыбу в монастырском пруду и даже подковывали лошадей. К началу 20 века обитель в Деденево была одной из самых благоустроенных в Московской епархии. В то время в монастыре подвизалось около трехсот сестер. В обители находились иконы, по преданию написанные Андреем Рублевым: образ Спаса-Нерукотворного, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и образ Владимирской Богоматери. Также сюда приходили богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу Спасителя в терновом венце, в простонародье его называли «Спас Беленький». Икона представляла собой барельеф, в центре которого в углублении располагалась глава Иисуса Христа в терновом венце. По легенде перед этой иконой исцелились две слепые от рождения девочки.
В конце 19-го - начале 20 века в монастыре шло активное строительство. Рядом со Спасским храмом выросла отдельно стоящая высокая колокольня. Позже ее соединили с церковью. В 1910 году на месте ветхой деревянной часовни в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, построили новую каменную часовню. Спустя годы ее переделали в приходскую церковь в честь иконы Богоматери Нечаянная Радость. Она сильно пострадала в советское время и требует ремонта.
Участь третьего храма обители еще более печальна. Красивая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского сгорела перед Великой Отечественной войной. Ныне вблизи Спасского собора стоит современный храм Димитрия Солунского. В 2001 году в нем провели первое богослужение, а еще через год здесь поместили мощи небесной покровительницы Деденева, преподобноисповедницы Параскевы. Параскева Матиешина родилась в Подольской губернии и ступила на монашеский путь в 19 лет. Через некоторое время она оказалась в Деденево. Параскева была высоко образована и крестьяне попросили, чтобы она обучала их дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. Параскева показала себя как талантливый педагог, и скоро это заметил Дмитровский епископ Серафим. Он вызвал ее из монастыря и определил заниматься миссионерской деятельностью. С тех пор Параскева служила диаконисой в Казанском храме Дмитрова и обучала детский хор. В 1930 году за церковную деятельность ее выслали в Казахстан. Ссыльные называли ее "сестрой" и приходили за советом и утешением. После Казахстана бывшая монахиня жила в Астрахани, а затем вернулась в Дмитров. В последние годы жизни она тяжело болела. Матушка Параскева Матиешина скончалась в возрасте 64 лет и была прославлена в лике преподобноисповедницы. Ныне ее святые мощи почивают в Спасо-Влахернской обители.
Сейчас, глядя на монастырь, с трудом верится, что в середине прошлого века он был до основания разрушен. Хотя, безусловно, еще многие здания предстоит восстановить.
Совсем недавно случилось очень важное для обители событие - сюда вернулась чудотворная икона Божией Матери «Влахернская». В годы, когда монастырь был закрыт, святыня хранилась в музее и теперь снова стала доступна для поклонения.
Напомним адрес Спасо-Влахернского женского монастыря: Московская область, Дмитровский район, поселок Деденово.
«Жизнь»
Жизнь ― она вне пределов суеты. Она ― это кваканье лягушек или запах пожарища и тона переходные небес; или дождь, ночь, тишина и капли по крыше; или рассеянные туманы, сиреневые рассветы, или ночные огни. Всё это за пределами чувств. То, что схватываешь пальцами души, как берёшь на ощупь воздух, то, иное, к чему не можешь притронуться, ― но ты и этого касаешься, непроизвольно, непринуждённо, по-свойски, словно тысячу лет тебя там ждали, и вот ты пришёл домой.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 января. О семье святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого, жившего в четвёртом веке.
О семье святителя — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим слова «святое семейство», то всегда относим их к Пресвятой Богородице, Праведному Иосифу и Господу нашему Иисусу Христу. В истории церкви было немало семей, в которых все члены семьи были святыми. Одним из самых замечательных таких семейств была семья святителя Василия Великого. Его мама Емилия, он сам, его сестра Макрина, его брат Петр, епископ Севастийский, все они станут святыми. И не просто святыми, а теми людьми, которые во многом повлияют на становление Церкви Христовой, потому что IV век — это золотой век святоотеческой письменности.
Отец умер рано, и святитель Василий вспоминал, что воспитывала и наставляла их в благочестии сестра Макрина, но над всем этим, как птица, своими крылами покрывала своей любовью мать святая Емилия. И дети росли, все разные, и все очень по-разному в церкви раскрылись. Но все стали святыми.
Удивительно, как в церкви послужит святитель Василий. Он будет и талантливым администратором, и догматистом, и первым будет основывать Дома милосердия, которые так и будут называться Дома Святого Василия. Там будут самые обездоленные, самые презренные, самые отверженные. И вот этот опыт, безусловно, святитель Василий извлек из опыта христианской заботы своей матери, потому что она заботилась обо всех. Она была примерной христианкой, любящей, скорбящей и сорадующейся со всеми людьми, которые встречались на ее пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 января. О почитании Святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в четвёртом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
В литургической жизни православной церкви Святой Василий, вместе с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, именуется Великим Вселенским Учителем и Святителем. Эта почтенная традиция восходит к XI веку. Вместе со святыми Дионисием и Афанасием, которые оба были Александрийскими епископами, Святой Василий — один из всего трех отцов церкви, получивших наименование «Великий». Данный обычай весьма древний и связан с исключительной ролью этих святых в сохранении единства Вселенской Православной Церкви в эпоху гонений, как это было при Дионисии, во время догматических противостояний при Афанасии и самом Василии.
Делом жизни Василия стал Второй Вселенский Собор в Константинополе. Святого Василия следует считать подлинным духовным отцом нашего Никео-Константинопольского Символа веры. Ежедневно, читая его в молитвах и на богослужении, мы благодарно вспоминаем Святого Василия.
Святой прожил всего 49 лет. Его смерть стала подлинной трагедией для современников. По словам его близкого друга, святого Григория Богослова, она повергла в скорбь не только православных, но даже иудеев и язычников всей Кесарии. При этом сам Василий, скорее всего, знал о предстоящем ему исходе, поскольку, как это удалось установить современным исследователям, страдал от тяжелого заболевания кишечника. Подобно другим аскетам того времени, ранние подвиги, которым святой подвергал себя в начале своего монашества, подорвали его здоровье. Раны, от которых он, подобно исповедникам первых веков, страдал, так и не смогли излечиться. Уже во времена Василия церковь увидела в аскетизме и ограничении себя по заповеди Христовой продолжение мученических подвигов. Краткость жизни Василия — утешение тем служителям церкви, кто по неисповедимым путям Бога не имели возможности приобщиться к долголетию в земной истории.
Все выпуски программы Актуальная тема