
Я очень люблю преддверие зимних праздников. Когда до Рождества остаются считанные дни. Для меня это такая удивительная пора — ожидание чудес, волшебства, подарков. Радостная память детства. Настроение становится приподнятым, появляется какой-то кураж, задор!
И вот, однажды, в последних числах декабря, я пошла в банк — нужно было снять аванс зарплаты. Пока ждала своей очереди, разговорилась со старушкой. Она рассказала, что у нее есть дочь и внуки. Отношения с дочерью, к сожалению, непростые, из-за этого она не может навещать любимых внуков так часто, как ей хотелось бы...
За беседой подошла моя очередь, я получила деньги и готова была идти домой, но услышала в соседнем окошке диалог на повышенных тонах. Моя старушка-собеседница пришла за пенсией. А пенсию еще не начислили. «Подождите, — строго объясняла ей сотрудник банка, — тридцатого начислят. Тридцать первого тоже рабочий день». Но бабушка была очень расстроена! Она плакала, что у нее нет денег, а сегодня придет мастер что-то чинить, ей нечем ему заплатить, она очень рассчитывала на пенсию... «Ничем не могу помочь», — сухо ответила женщина в окне и попросила не задерживать очередь.
Бабушка в слезах села на диванчик в зале ожидания. А я, конечно, сразу поняла, что мне сейчас нужно сделать. Но проблема была в том — и это я тоже понимала — что, если я предложу несчастной бабушке половину своего аванса, она может не согласиться его взять, обидеться, или почувствовать себя обязанной...
Но нужно было действовать, потому что старушка горько плакала. Я сделала глубокий вдох и помолилась такими словами: «Господи, помоги мне помочь этой бабушке!»
Подсела к пожилой женщине, открыла сумочку и протянула ей деньги со словами:
— Возьмите, пожалуйста!
Бабушка отшатнулась и замахала рукой:
— Нет! Вы что? Я не неимущая!
Я увидела, что она обиделась. «Господи, помоги!» — снова молилась я. И тут выпалила внезапно пришедшие в голову слова:
— А вы сладости любите? Лимонные дольки?
Старушка с удивлением посмотрела на меня, а я продолжила скороговоркой:
— Лимонные дольки. Были раньше такие в жестяной банке, и сейчас есть. Ну, мармеладки, обсыпанные сахаром. Я очень люблю, а Вы?
Бабушка подобрела:
— Я тоже их люблю.
— Вот — подхватила я, — уверена, что и внуки Ваши их очень любят! А ведь скоро Новый год! Им обязательно нужно купить подарки, правда? Берите деньги, прямо сейчас идите в магазин и накупите, пожалуйста, им сладостей всяких — но непременно лимонные дольки купите, обязательно, это моя личная просьба! Пусть это будет и мой им подарок.
То ли пламенная речь была убедительной, то ли старушка просто вспомнила о любимых внуках, но она, уже со слезами благодарности, взяла, Слава Богу, эти деньги.
Домой я летела абсолютно счастливая — рождественское чудо произошло! И первым делом поблагодарила Бога. Господи! Спасибо Тебе, что сподобил меня помочь человеку и найти нужные слова, чтобы сделать это.
Мое мнение на эту тему такое: если в наших силах помочь человеку словом или делом, поддержать его, утешить, ободрить — это обязательно нужно делать, попросив помощи Божией.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 306 зач., II, 11-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый из нас, несмотря на наличие родственников и друзей, порой чувствует себя одиноким. Это не то одиночество, к которому мы, бывает, стремимся в конце рабочего дня, когда устали и хотим отдохнуть, но то глубинное чувство трагической отделённости от всех, которое тяготит одинаково и экстравертов, и интровертов, потому что, как известно, человеку нужен человек. Но есть ли у нас возможность как-то эту отделённость преодолеть? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Все традиционные религии знали разделение на сакральное и профанное, небесное и земное... Между этими сферами была пропасть, и люди должны были знать своё место. Однако после грехопадения в человеческих сообществах возникали разделения собственно человеческие. Казалось бы, это уж совсем абсурдно, ведь все люди одинаково подвержены голоду, жажде, болезням и смерти, все, как говорится, сделаны из одного теста. Но видимо, потомки тех, кто когда-то в раю захотели стать богами, уже не могли вести себя иначе. Стремление к превозношению и господству приводило к возникновению пропастей уже на земле, между, по сути, одинаковыми людьми. Как известно, доходило до того, что императоры называли себя земными богами, в то время как рабы считались живым имуществом.
И вот в мир, полный гордости, превозношения, разделений и несправедливости, приходит Тот, Кто никак не мог в него прийти. К этому не были готовы ни монотеисты иудеи, ни политеисты язычники. Если уж на земле границы между людьми практически непроходимы, что говорить о границе между земным и небесным. Бог не может так унизиться, не может реально войти в земную жизнь. Иудеи были готовы признать, что Он может говорить с пророками и, например, любить послушных и благочестивых людей. Язычники были готовы согласиться с тем, что боги для каких-то своих нужд могут казаться людьми и даже испытывать к некоторым из них какие-то чувства, но с тем, чтобы Бог любил всех, всем желал спасения и ради этого готов был стать настоящим земным человеком, согласиться не мог никто. Но именно об этом, совершенно поразительном и неприемлемом для обыденного сознания факте пишет апостол Павел в том послании, фрагмент которого мы только что услышали.
Итак, освящающий — то есть Христос, воплощённое Слово Божие, и освящаемые — то есть люди, все — от Единого Отца. Первый по предвечному рождению, а мы как сотворённые во времени. Однако единый источник позволяет Сыну Божьему без стыда называть нас братьями. Для иудеев и эллинов это было недопустимое унижение Бога, но для нас это проявление любви. Причем, если вспомнить, что на языке Писания «освятить» — это предать Богу, получается, что Сын Божий приходит для того, чтобы и нас вернуть к Небесному Отцу. Со Своей стороны Христос преодолевает пропасть между небом и землей, разделяет тяготы нашего существования, чтобы помочь нам на пути восхождения. Однако во всём этом есть одно условие, ведь оказывается, что нам преодолеть пропасть между землёй и небом можно, только преодолевая пропасти между людьми. Потому что Бог есть дух, Он вне пространственных ограничений и все пропасти создаются нами. С момента Его воплощения прошло две тысячи лет. Казалось бы, за это время мы могли бы измениться. Но дело в том, что для каждого из нас история начинается заново и каждый в своё время переживает встречу с Творцом и выбирает быть одиноким и углублять пропасти или ответить на призыв и учиться любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем папе забрать детей из приюта

Сергей вместе с пожилой мамой живут в одном из сёл Луганской области. У них свой уютный дом. Внутри просторно, тепло и светло, на полках бережно расставлены детские поделки, стены увешаны семейными фотографиями. На них запечатлены счастливые моменты жизни Сергея и его шестерых детей. На одном снимке младшая дочь Милана уснула в обнимку с собакой, на другом — мальчишки Илья и Богдан прячутся в шалаше, а вот ребята всей гурьбой обнимают бабушку...
Дети вместе с папой не живут уже довольно давно. Так вышло, что родители приняли решение жить отдельно. Но Сергей семье помогал и часто забирал детей к себе. В его сельском доме они с большой радостью проводили каникулы. Только вот уже полгода звонких детских голосов в этом доме не слышно. Всё потому, что дети находятся в приюте. Осенью 2024 года тяжело заболела их мама, женщину забрали в больницу и признали недееспособной, а ребят отправили в социальное учреждение. Официально в браке с Сергеем она не состояла, поэтому детей ему не отдали. Всё это время Сергей ездит по разным инстанциям и упорно добивается опеки над ребятами. Однако сперва ему нужно создать походящие условия для их возвращения. На последние сбережения мужчина купил новые кровати. Остаётся приобрести новую детскую одежду, одеяла, подушки и письменные столы. А самое главное — нужно сделать генетический тест, чтобы подтвердить отцовство. Это ускорит процесс оформления документов. Со всеми расходами многодетному отцу из Луганской области в одиночку не справиться.
Не так давно вместе с вами мы помогли воссоединиться семье из Тверской области. И сегодня у нас есть возможность сделать ещё один добрый поступок. Помочь Сергею и его детям можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриарх Сергий (Страгородский)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни и служении Патриарха Сергия (Страгородского) в первой половине XX-го века — в одни из самых сложных лет для Русской Православной Церкви.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Патриарх Сергий (Страгородский)». Глеб Елисеев
- «Михаил Коронатович Бахирев». Дмитрий Володихин
- «Князь Юрий Никитич Барятинский». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов