
Я очень люблю преддверие зимних праздников. Когда до Рождества остаются считанные дни. Для меня это такая удивительная пора — ожидание чудес, волшебства, подарков. Радостная память детства. Настроение становится приподнятым, появляется какой-то кураж, задор!
И вот, однажды, в последних числах декабря, я пошла в банк — нужно было снять аванс зарплаты. Пока ждала своей очереди, разговорилась со старушкой. Она рассказала, что у нее есть дочь и внуки. Отношения с дочерью, к сожалению, непростые, из-за этого она не может навещать любимых внуков так часто, как ей хотелось бы...
За беседой подошла моя очередь, я получила деньги и готова была идти домой, но услышала в соседнем окошке диалог на повышенных тонах. Моя старушка-собеседница пришла за пенсией. А пенсию еще не начислили. «Подождите, — строго объясняла ей сотрудник банка, — тридцатого начислят. Тридцать первого тоже рабочий день». Но бабушка была очень расстроена! Она плакала, что у нее нет денег, а сегодня придет мастер что-то чинить, ей нечем ему заплатить, она очень рассчитывала на пенсию... «Ничем не могу помочь», — сухо ответила женщина в окне и попросила не задерживать очередь.
Бабушка в слезах села на диванчик в зале ожидания. А я, конечно, сразу поняла, что мне сейчас нужно сделать. Но проблема была в том — и это я тоже понимала — что, если я предложу несчастной бабушке половину своего аванса, она может не согласиться его взять, обидеться, или почувствовать себя обязанной...
Но нужно было действовать, потому что старушка горько плакала. Я сделала глубокий вдох и помолилась такими словами: «Господи, помоги мне помочь этой бабушке!»
Подсела к пожилой женщине, открыла сумочку и протянула ей деньги со словами:
— Возьмите, пожалуйста!
Бабушка отшатнулась и замахала рукой:
— Нет! Вы что? Я не неимущая!
Я увидела, что она обиделась. «Господи, помоги!» — снова молилась я. И тут выпалила внезапно пришедшие в голову слова:
— А вы сладости любите? Лимонные дольки?
Старушка с удивлением посмотрела на меня, а я продолжила скороговоркой:
— Лимонные дольки. Были раньше такие в жестяной банке, и сейчас есть. Ну, мармеладки, обсыпанные сахаром. Я очень люблю, а Вы?
Бабушка подобрела:
— Я тоже их люблю.
— Вот — подхватила я, — уверена, что и внуки Ваши их очень любят! А ведь скоро Новый год! Им обязательно нужно купить подарки, правда? Берите деньги, прямо сейчас идите в магазин и накупите, пожалуйста, им сладостей всяких — но непременно лимонные дольки купите, обязательно, это моя личная просьба! Пусть это будет и мой им подарок.
То ли пламенная речь была убедительной, то ли старушка просто вспомнила о любимых внуках, но она, уже со слезами благодарности, взяла, Слава Богу, эти деньги.
Домой я летела абсолютно счастливая — рождественское чудо произошло! И первым делом поблагодарила Бога. Господи! Спасибо Тебе, что сподобил меня помочь человеку и найти нужные слова, чтобы сделать это.
Мое мнение на эту тему такое: если в наших силах помочь человеку словом или делом, поддержать его, утешить, ободрить — это обязательно нужно делать, попросив помощи Божией.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер