Были времена, когда храмы являлись средоточием архитектурного искусства своей эпохи. Лучшие зодчие и мастера, самые дорогие материалы и самые передовые технологии – именно так создавались шедевры древнего и средневекового храмостроительства. Затем, несколько веков подряд, в церковном зодчестве воплощались все актуальные архитектурные стили: барокко, рококо, классицизм, ампир…
А как сейчас обстоят дела с церковной архитектурой? Как относится Церковь к современным направлениям? Обязательно ли храмы двадцать первого века должны строиться по подобию древних?
Споры по этим вопросам среди богословов и архитекторов не прекращаются до сих пор. И только практика расставляет всё по своим местам. Бывают проекты неудачные, несмотря на то, что архитектор обращался к тысячелетней традиции. А бывает, что храм, построенный с использованием самых смелых приёмов, становится любимым домом молитвы для верующих. Собор Святой Троицы в польском городе Хайнувка самый известный пример современной православной храмовой архитектуры.
Хайнувка находится неподалёку от границы с Беларусью на западном краю Беловежской Пущи. Большинство населения города – православные христиане белорусского происхождения. Благодаря развитию промышленности после Второй Мировой войны город стал быстро расти. Старая деревянная церковь Николая Чудотворца уже не могла вместить всех молящихся. Поскольку в социалистической Польше давление на верующих не принимало таких крайних форм как в СССР, удалось получить разрешение на постройку нового храма.
Строительство началось в тысяча девятьсот семьдесят третьем году и продолжалось почти двадцать лет. В девяносто втором году главный престол собора был освящён во имя Святой Троицы.
С момента закладки первого камня стало ясно, что это будет не рядовой храм. Познаньский архитектор Александр Григорович, занимавшийся подготовкой проекта, был последователем идей знаменитого архитектора-новатора Ле Корбюзье. Интересно, что сам Ле Корбюзье неоднократно бывал в России и находил вдохновение в псковском церковном зодчестве.
Троицкий собор Григоровича ассиметричен и не похож ни на один из существующих храмов. Внешние стены выполнены из светлого бетона и обошлись без украшений. Только в нескольких местах под сводами видны изображения рублёвской Троицы, иконы «Нечаянная Радость» и святых. Высоту придаёт собору сорокаметровый конус зелёного цвета, увенчанный куполом-луковкой и отдалённо напоминающий шахматного слона. Еще один конус (чуть меньше) расположен рядом. Колокольня сделана в форме полуцилиндра. Свет проникает внутрь через небольшие окна различных размеров и форм. Не имея прямых архитектурных заимствований и поражая необычностью форм, собор в Хайнувке, тем не менее, выглядит как логичное развитие архитектуры Древней Руси.
Внутреннее убранство также представляет собой синтез традиции и новаторства. Яркие росписи выполнены в византийском стиле. Главный иконостас сделан как мозаика, выложенная из керамических частей. Паникадило с витражными иконами, спроектировано так, что при осмотре с любого ракурса виден четырёхконечный греческий крест. Посвящено оно Тысячелетию крещения Руси.
Троицкий собор очень вместителен. В нём одновременно может находиться до пяти тысяч человек. Это качество, вместе с великолепной акустикой, сделало храм в Хайнувке местом проведения большого фестиваля церковной музыки. На фестивале выступают десятки хоров не только из Польши и Беларуси, но и практически из всех православных стран.
Благодаря православному храму небольшой городок на востоке Польши попал в туристические путеводители и архитектурные энциклопедии. Собор в Хайнувке – отличное выражение живой православной традиции, которая переосмысляет и вбирает в себя передовые достижения архитектурной мысли.
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как провести период Святок?» Священник Павел Усачев
Нашим гостем был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Мы говорили о периоде Святок, о связанных с ним христианских смыслах и церковных традициях, а также о том, как провести этот период между Рождеством и Крещением Господним.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер