
Апостол Павел. Мозаика
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как перестать винить окружающих в своих бедах и несчастьях? И что необходимо делать, чтобы избавиться от обиды на людей, причинивших мне боль? Полезные размышления на эту тему находим в отрывке из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Тимофей, которому адресован только что прозвучавший отрывок, был епископом города Эфеса. Здесь в христианской общине появились люди, которые учили о том, что материя — это зло. И поэтому, если человек хочет быть с Богом, он должен пренебрегать всем тем, что связано с телесностью. Практические выводы были вполне ощутимы и конкретны: чрезмерный аскетизм и презрение ко многим обыденным сторонам жизни. Например, воздержание от брака, пренебрежение женатым священством, отказ от определённых видов пищи. С точки зрения таких аскетов, человек, который не практикует строгое воздержание, обречён. Он никогда не встретится с Богом. Ему просто не даст это сделать его материальное начало. Как некая завеса, оно загораживает от человека духовный мир.
С этими умонастроениями и вступает в спор апостол Павел. По его словам, это бабьи басни, то есть мифы, сплетни. И вместо того, чтобы увлекаться чрезмерной аскезой, то есть воздержанием от разного рода еды и отношений, он предлагает упражняться в благочестии. И здесь же апостол поясняет, что он имеет в виду. Упражнение в благочестии — это навык принимать всё, что нас окружает, с благодарностью Творцу и освящать свою жизнь молитвой. Ведь весь мир сотворён Богом. И в нём нет ничего нечистого. Очень легко всю ответственность за человеческие безобразия спихнуть на материю. Однако единственным источником нечистоты является человеческая воля. Она одна причина всех зол и скверных поступков. А чтобы эта истина стала Тимофею очевидна, апостол призывает его вникать в себя и в учение. То есть вглядываться в своё сердце и исполнять Евангелие.
Для нас эти слова как нельзя более актуальны. Так уж мы устроены, что источник своих неприятностей склонны искать вне себя. Если мне на душе плохо, значит в этом виноват кто-то или что-то вокруг. Условия жизни, низкая зарплата, несправедливое отношение окружающих, нелюбовь членов семьи, хамство на дорогах и в общественных местах, время, место, болезнь, страна, атмосферное давление, случай, Бог. Да кто и что угодно. Этот перенос происходит автоматически. Я даже не замечаю, как назначаю ответственных за свою боль. Так работает моя нездоровая самость. Так она не позволяет мне вглядываться в себя, в глубину своей души. Она боится, что там я могу встретить Бога. А для моей зацикленной на себе самости это верная смерть.
Если же мы хотим одержать победу в этой борьбе, следует прислушаться к рекомендациям апостола. В тот момент, когда у нас случится очередной приступ и мы начнём искать виноватых, постараемся освятить себя благодарственной молитвой Богу. Ведь апостол призывает нас благодарить за всё. Не только за хорошее, но и за то, что нам кажется плохим. И это весьма важно. Потому что весь мир в руках Творца. У Него всё под контролем. Как Сам Он говорит в Евангелии: «у всякого из вас все волосы на голове сочтены». А потому у всего происходящего есть какой-то глубокий смысл. И даже ту боль, которую мы причиняем друг другу, Господь в итоге обращает к благим последствиям.
А чтобы нам опытно ощутить и прожить эти важные истины, постараемся ежедневно вникать в себя и в учение Христово. Ведь многие глубокие истины христианской веры становятся очевидными не для того, кто прочитал много книг. А для того, кто внимательно наблюдает за собой. То есть для того, кто, несмотря на внутреннее сопротивление и болезненные ощущения, не бегает от себя, но идёт в своё сердце в надежде там встретить Бога. И кто на практике, изо дня в день, пытается осуществить Евангелие Спасителя в своей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема