
Нашим гостем был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Мы говорили о периоде Святок, о связанных с ним христианских смыслах и церковных традициях, а также о том, как провести этот период между Рождеством и Крещением Господним.
Ведущая: Марина Борисова
М. Борисова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Марина Борисова. И сегодня этот час «Светлого вечера» с нами проведёт священник Павел Усачёв, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. И прежде всего поздравляю вас всех с праздником Рождества Христова, которого мы так долго ждали.
Свящ. Павел Усачёв
— С Рождеством Христовым! Добрый вечер.
М. Борисова
— Батюшка, вот повезло нам — мы с вами встречаемся на Святках. Само слово-то какое — сразу хочется что-то эдакое сотворить праздничное. А вот что? На самом деле вопрос непраздный, хотя и про праздники. Мы, мне кажется, за последние десятилетия как-то подразучились радоваться. Очень много всевозможных подсказок. Вроде как можно придумать самые невероятные себе развлечения, а вот праздника, радости, и праздника долгого, как праздник вот рождественский, не получается. Получается, что мы как-то на один день себя можем настроить, а дальше идёт выхлоп, дальше идёт уже некая, как это ни парадоксально прозвучит, праздничная рутина. Как можно сохранить рождественское состояние души на всё протяжение Святок? Что вы можете посоветовать, что рассказать из вашего опыта?
Свящ. Павел Усачёв
— Спасибо за вопрос. Я то же самое очень чувствую. Хотя я вроде бы участвую во всех этих очень важных службах и всё это знаю как бы изнутри. Но, наверное, это вообще ситуация, которая почему-то касается сейчас практически очень многих людей. Как вы правильно сказали, что мы разучились радоваться. Очень-очень важный вопрос: как это преодолеть? Преодолевается ли это вообще сейчас? Я думаю, что, наверное, нам надо обратиться к тем службам, которые на Святках, и традициям, потому что это как некий камертон. Вот мы отметили Рождество Христово, мы поздравили друг друга с праздником, мы сели за стол и разговелись. Ну что там — какие-то подарочки подарили, какие-то звонки, куча сообщений, на которые тоже стараемся ответить. Может быть, каким-то очень важным контактам мы собрались с силами и написали что-то тёплое, светлое. Ну а дальше заканчиваются новогодние праздники, и мы все опять должны жить эту жизнь с её суетой, с её многозаботливостью.
А Святки продолжаются, и впереди Богоявление. И даже подчас удивляешься: а что, раньше так люди могли жить, что ли, что столько дней отмечать праздник? Наверное, не просто так церковный устав предписывает эти дни проводить свято и радостно, не просто так этот праздник как бы раздвигается во времени. Вот понятно, что мы все живём во времени: день заканчивается, значит, начинается другой. А вот Рождество Христово продолжается практически, получается, до Богоявления. То есть праздник раздвигается и переживается нами в течение всех Святок. Почему так? Наверное, для того, чтобы мы смогли ощутить то состояние души, которое на самом деле возможно только в раю, когда человек там уже больше ничего не может делать, только славить Бога: слава в вышних Богу, и на земли мир! Вот вместе с ангелами и святыми радоваться, славить, благодарить. И получается, что Святки на самом деле нам дают очень важную пищу для размышлений. Мы понимаем, что мы на самом деле ещё так не можем.
И как это преодолеть? Ну вот я всячески рекомендую и сам стараюсь тоже этого придерживаться: после того, как мы разговелись, в этот же день зайти в храм на Великую вечерню ради великого прокимена. Почему это очень важно? Наверное, родители могут это понять. Когда рождается младенец, мы его увидели, мы его взяли на руки, понюхали — как он вкусно пахнет. Как-то все порадовались, а потом заснули. И когда мы проснулись, мы же не взяли и не убежали от него. Мы ещё раз хотим на него посмотреть, мы ещё раз хотим его погладить, взять на руки, с ним полюлюкаться, побыть рядом, удостовериться, что это действительно произошло, что он дышит, что он живой, что теперь новый человек пришёл в мир. И также с Рождеством, то есть мы приходим в этот же день ещё раз в храм, мы видим праздничную икону. И это очень здорово, что так Церковь благословляет — это очень мудро. Такая мудрость в этом содержится, что Богомладенец народившийся требует как бы нашего внимания. Мы должны все эти дни начинать с рождественского тропаря и заканчивать день рождественским тропарём.
Мы должны удостоверяться, и это событие Боговоплощения должно так прорасти в ткань нашей жизни, чтобы не потонуть в ткани нашей жизни, а именно запечатлеться образом Спасителя, удивительным образом. И поэтому недостаточно одного дня, недостаточно двух дней, недостаточно трёх дней, а нам до Богоявления до Крещенского сочельника нам нужен этот праздник, чтобы удостоверяться, благодарить. И я уверен, что без богослужений святые дни невозможно прожить свято — просто в рутине всех забот и дел этот праздник потонет. Поэтому в Святки надо стараться посещать храм, по возможности, причащаться. Поста нет, но есть такое расхожее выражение «проклят всяк постящийся в Святки». Я думаю, что вряд ли это взято из Типикона, но тем не менее суть очень здорово отражена в этом выражении, что не нужно здесь со своим каким-то уставом лезть поперёк Церкви. Церковь благословляет жить радостно, жить празднично, и чтобы ещё Литургия была в в центре твоей жизни. Поэтому поста нет, радуемся, посещаем храм, поём тропарь, и утром, и вечером, и в течение дня. И, конечно, если ещё при этом есть возможность как-то в своей жизни воплотить наши традиции славить Господа — как нам это слово «колядки» досталось от наших языческих предков.
М. Борисова
— Почему? Ещё говорят «христославничать».
Свящ. Павел Усачёв
— Да, христославничать — это вот то, что близко и понятно. Если удаётся как-то это в своей жизни воплотить, то конечно, тогда в полноте праздник этот переживается.
М. Борисова
— А как можно христославничать в большом городе? Вот я когда-то начинала свою церковную жизнь на маленьком сельском приходе. И, несмотря на то, что было это ещё в советские времена, ближе к концу 80-х годов, наш батюшка всё-таки решил возобновить традицию ходить со Звездой. Но он категорически запретил женщинам участвовать в этом. Потому что, представьте себе: там две деревни рядом, советские времена, народ, абсолютно одичавший уже и по поводу Рождества абсолютно пьяный. И Бог знает, к чему может привести этот эксперимент. Поэтому он женщин не пускал. Но это деревня. А в городе как? Я слышала, что на некоторых приходах просто договариваются заранее. То есть спрашивают прихожан, кто хотел бы принять в своём доме людей, которые придут христославничать. То есть составляется какой-то список, и поэтому списку желающие ходят.
Свящ. Павел Усачёв
— Да, это действительно так. И, пожалуй, это единственная форма, в которой эта традиция оживает. И у меня опыт больше касается всё-таки села. Вы совершенно правы, что в городе практически эта традиция замерла. Но вот моё священническое служение начиналось в селе, в Сергиево-Посадском районе. И ещё до принятия сана я там помогал в одном храме. Батюшка был молодой, замечательный, тоже служит сейчас в Сергиево-Посадском районе — отец Сергий Дёмин. Вот он тогда такой горящий был священник, только рукоположен недавно. Он составлял списки тех, кто хочет. И, знаете, в этих списках было очень много адресов. И для нас самая страда была как раз на праздник, когда мы после ночной службы ещё должны были с утра до вечера и с вечера до утра ходить по этим адресам и христославить. Но в этой всей страде, в этом напряжении сил, потому что их уже оставалось не так много, в любую погоду, в мороз мы ходили. Знаете, вот радость от праздника очень здорово ощущалась, хотя мы уставали. Но в чём глубина и смысл вот этой традиции славить Господа, ходить по домам, поздравлять с праздником, колядовать? В чём смысл? В том, что человек не может и не должен радость о том, что Господь воплотился, только сохранить в своём сердце. Вот в этом смысл — что мы должны этим делиться. Может быть, даже нарочито. Может быть, даже если мы не чувствуем эту традицию ещё своей, но попробовать вот это воплотить в своей жизни. Каким образом сейчас это можно сделать? Но вот именно так, то есть по друзьям, по знакомым. Прямо вот позвонить заранее, обговорить, что вот мы хотим прийти вас поздравить с праздником. Может быть, не говорить таких слов, как христославить — это, может быть, кому-то не очень понятно, может отпугнуть, — но что вот мы узнали, что есть такая традиция, и давайте мы к вам придём, поздравим. То есть какие-то вот такие маршруты, пусть они будут и небольшие — два-три адреса.
Но это очень важно ещё с детьми устроить в своей жизни. Потому что когда ты делишься радостью о празднике с близкими и дальними своими, то ты ощущаешь в своём сердце такую невероятную отдачу — это действительно, реально так. И вот мы ходили по этим адресам, и нам попадались совершенно разные люди, разные семьи. Это были и частные дома с очень благополучно живущими в них людьми, и какие-то совершенно убитые однушки в хрущёвках, где бабушкам и дедушкам практически нечего было есть. И то, что мы наколядавали, мы это всё благополучно потихонечку и разгружали сразу же. То есть была и в этом смысле ещё отдача. То есть мы делились радостью, и что-то ещё такое... А вот в «Пятёрочке» нас испугались. Мы так по молодости решили в «Пятёрочку» зайти и испугали кассиров. Они даже подумали, что надо вызывать полицию. Но потом поняли, что таким образом можно избавиться от не очень свежих продуктов. Но было весело. И действительно, была однажды такая ситуация, что нас приняли за каких-то маргиналов, каких-то сектантов. И тоже там собирались кого-то вызывать, потому что вот в ночи какая-то толпа, которая что-то поёт, со звездой горящей. Это может быть и опасно тоже — вот в таких небольших сёлах, деревнях, как вы правильно сказали, где люди и до сих пор ещё не очень трезвые к 7 января. Поэтому здесь нужно подходить с таким практическим соображением, подходом, прагматичным даже. Но эта традиция всё-таки должна как-то отражаться в нашей жизни и оживать в нашей жизни. Потому что тогда мы этот праздник сможем прожить радостно и свято.
М. Борисова
— Священник Павел Усачёв, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, проводит с нами сегодня этот праздничный «Светлый вечер». И мы говорим о том, как же нам праздновать праздники и сохранять радость. Вы знаете, я думаю, что в любом случае поздравлять с праздником — это уже как-то увеличивать радость, уже к своей прибавлять ещё чью-то. Когда-то давным-давно мне матушка, жена моего духовника, на праздник сказала, когда мы уже за столом посидели: «Поехали со мной стариков поздравлять». Я говорю: «Матушка, но какие-то подарки же надо». Она говорит: «Слушай, люди живут одинокие, всеми забытые. Если мы приедем и привезём с собой 200 грамм ирисок, для них это будет уже великое и радостное событие». И действительно, мы ездили по знакомым ей старикам. Почему я это вспомнила? Потому что последние годы в головах у нас что-то подпортилось. Нам кажется, что праздник — это чрезвычайные затраты, это какой-то стол, полный деликатесов, которые стоят денег. Подарки — это тоже что-то очень такое ощутимое, бьющее тебя по кошельку. Если много подарков, то соответственно, очень большие затраты. Ничего подобного. Оказывается, что чисто символическое подношение и желание поделиться радостью гораздо важнее. В конце концов, никто из нас не голодает, никому из нас нетрудно просто выпить чаю с конфетой, но главное, что ты пришёл к человеку, которого, кроме тебя, никто не вспомнил. И это и ему радость, но какая это радость и для тебя.
Свящ. Павел Усачёв
— Да. Наверное, так вот в общем и целом, в среднем, человек, который устаёт от повседневной суеты, от каждодневной работы, от общества устаёт, очень часто хочет побыть один. И он думает: «А как это будет воспринято, что я сейчас приду в чужую семью, в чужой дом? Ведь я же сам не очень хочу, чтобы ко мне приходили сейчас. Оставьте меня в покое». Вот это очень важно, чтобы человек сумел посмотреть немножко вокруг себя, увидеть чуть дальше собственного носа и понять, что мир не начинается и не заканчивается только вот своим мироощущением, своим состоянием. Если ты так чувствуешь, это не значит, что так чувствуют другие. И вот я себя сейчас тоже поймал на этой мысли, что пока не могу себе представить то состояние, в котором находятся подчас одинокие люди. Про отца Павла (Груздева) недавно читал, что когда его посадили в одиночную камеру, он прикормил там мышку, она стала к нему приходить. А потом смотритель-тюремщик её забил лопатой. Ну вот он говорил о том, что когда ты сидишь в одиночной камере несколько дней подряд, то уже возникает такое состояние, что просто умереть хочется от тоски. Невозможно жить без какого-то общения — так устроена наша душа. И вот одиночества на самом деле очень много в современном мире. И вот принести этот лучик надежды, радости... Действительно, затраты финансовые могут быть минимальные, они никак не будут ощутимы нашему кошельку. Но вот суметь это увидеть, почувствовать эту потребность и принести радость праздника — это, конечно, про то, что «если Я был голоден, вы пришли и накормили меня, если был болен...» и так далее. Вот это как раз и осуществление христианства, живой любви. Ради этого Господь пришёл к нам. Вот Он — живая воплощённая любовь. И вот этот свет Рождественской звезды — мы должны помочь ему распространиться дальше нашей квартиры.
Вот это очень важно почувствовать и понять, что мы на самом деле желанные гости с этой вот радостью славить Христа. Мы желанные гости во многих домах — просто вот это почувствовать и не бояться войти в дом. Когда мы только начинали славить, ходили по квартирам, действительно, первое время ты думаешь, что нас же не звали особо-то. Были адреса, где прям очень хотели, но мы иногда стучались и в те двери, которые были для нас заперты. И когда ты преодолеваешь вот этот первый рубеж стеснительности, за этим открывается большая радость. Потому что, как правило, всё-таки люди расположены к общению. Потому что тоска, одиночество присутствуют на самом деле у каждого человека в душе в той или иной степени. Просто мы окружены людьми, и нам этого не почувствовать и не понять, а нужно это почувствовать. Наверное, это задача и этого праздника тоже, что Господь пришёл в мир, и мы должны эту радость распространить вокруг себя.
М. Борисова
— Многие считают, что замечательный способ провести праздники — это куда-нибудь уехать, сменить картинку. Но чтобы не потерять Рождество, надо её как-то так сменить, чтобы она была, по крайней мере, недалека от смысла самого праздника. Вот что бы вы посоветовали в качестве рождественского путешествия?
Свящ. Павел Усачёв
— Да, рождественское путешествие... знаете, я вот как-то так ощущаю этот праздник, вкупе с Новым годом, что это как раз присутствие здесь и сейчас — вот на том месте, где мы сейчас живём, трудимся. И чтобы каждый на своём месте ещё смог бы и эту радость распространить. Вот не знаю, почему такое чувство. Я никогда на Рождество никуда не уезжал с семьёй, мы всегда оставались. Вот не знаю, в силу чего. Но, наверное, ещё и в силу такого ощущения очень домашнего, очень семейного праздника. Но сменить мы успеем: мы успеем сменить картинку, успеем поехать куда-нибудь в путешествие, но, наверное, всё-таки не на Рождество. Всё-таки мне кажется, что это важно. Во-первых, остановиться и сесть за стол сначала со своими родными и близкими. Вот у меня семеро детей: от трёх до 17 лет. И я уже сейчас ощущаю нехватку общения со своими старшими дочками. У них какая-то уже своя такая самостоятельная жизнь: очень много всяких занятий, своего общения. И вот для меня сейчас праздник Рождества — это ещё задача с ними увидеться, посмотреть в глаза друг друга, ощутить себя одной счастливой семьёй. Вот это очень важная даже не задача, а потребность Рождества. Вот за праздничным столом почувствовать, что тихая радость Вифлеемской звезды касается каждого из нас. И уже из этой тихой радости сделать несколько очень таких осторожных шагов, чтобы не спугнуть эту тихую радость и шепнуть ещё на ухо родным и близким и, может быть, не очень близким людям, что Христос рождается, славите. Наверное, всё-таки Святки — это не какое-то разгульное веселье, а именно такая вот тихая семейная радость и желание поделиться этим светом, тихим светом, но очень радостным и очень таким светом, который уже никогда не погаснет.
Рождество Христово — это в тишине, это в какой-то сосредоточенности только можно ощутить эту радость. И этот свет действительно никогда не погаснет. Он теперь горит, горит уже больше 2000 лет. Из года в год мы это ощущаем. И этот дух праздника, очень семейный, очень тихий и очень радостный, его очень легко не почувствовать. И тогда действительно праздник пройдёт мимо. Поэтому, конечно, он начинается в храме, начинается с молитвы и продолжается, когда мы за общим столом смотрим друг другу в глаза и чувствуем, что Рождество Христово — это то, что касается каждого из нас. И потом, да, действительно, постараться распространить эту радость вокруг себя. Но тоже так ненавязчиво, не бурно как-то, а вот тихо и радостно. Я думаю, что это задача, которая выполнима. Но если мы решим сменить картинку снежного пейзажа на какие-то более южные картинки, где песочек, море и другое совсем всё, то, наверное, мы лишим себя праздника. Я не представляю, как можно отметить праздник на берегу Средиземного моря. Наверное, мы лишим себя чего-то очень важного.
М. Борисова
— Священник Павел Усачёв, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, проводит с нами сегодня этот «Светлый вечер». В студии Марина Борисова. Мы ненадолго прервёмся и вернёмся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.
М. Борисова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — священник Павел Усачёв, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. И в этот праздничный вечер мы, естественно, говорим о том, как же нам праздновать. Вот вы несколько раз упомянули, что семья собирается за праздничным столом. Почему во многих культурах такое большое значение придаётся именно совместной трапезе? Не говоря уже о христианской традиции, но мы можем посмотреть на культуры других религий, других народов. И мы увидим, что так или иначе важность совместной трапезы подчёркивается почти повсеместно. Почему? Ведь, казалось бы, что такое — сели за стол? Но почему какой-то сакральный смысл так или иначе придаётся этому совместному сидению за столом?
Свящ. Павел Усачёв
— Вопрос очень интересный. И у меня сейчас, когда вы на эту тему меня спрашивали, эту тему подняли, в сознании воспоминание всплыло. Я сопровождал владыку Савватия, нынешнего Кыргызстанского, в Киргизию, в Кыргызстан. Его назначили, и он просил меня сопровождать его. Таким образом я побывал в совершенно новой стране, новой, иной культуре. И мы ездили по приходам, потому что он принимал дела. И, естественно, на всех местах старались угостить, накрывали стол. Всегда это было самое лучшее, самое вкусное и приготовленное с любовью. И вот сидим мы за столом, уже ничего невозможно есть, уже не первый день эти приходы, эти трапезы. И вдруг в какой-то момент хозяин сам подходит к каждому и раздаёт пакеты. Вот как вы думаете, для чего? Оказывается, такая традиция, именно вот в этой стране, что обязательно нужно взять со стола себе что-то. То есть у нас это считается неприличным: как можно взять и во время трапезы со стола себе начать в пакет что-то складывать? А там, если ты не возьмёшь себе, то это будет личное оскорбление. И мы должны были в эти пакеты что-то такое себе складывать, в меру своей, так сказать, скромности. И, наверное, может быть, вот в этом ракурсе и может раскрыться эта тема — почему так важна совместная трапеза. Потому что это простой язык, с помощью которого мы не просто говорим о любви, а мы показываем. Это воплощение человеческой любви друг ко другу, что мы не чужие друг другу, а что мы одна большая человеческая семья. Поэтому, когда сдвигают бокалы и так надо сдвинуть их, чтобы одно перелилось в другое, чтобы была уверенность, что тебя не отравят. Это, конечно, может быть, шутка, но тем не менее, это вот именно совместное бытие, может быть, на такой короткий срок для того, чтобы ощутить какую-то солидарность, любовь друг ко другу и единство. Поэтом в христианской традиции это имеет вообще сакральное значение, религиозное, духовное, глубокое значение, что мы как бы преломляем эту трапезу, разделяем её между собой.
И в контексте Рождества это ещё и важно, потому что мы постились всё-таки сорок дней, кто как смог, в силу своего здоровья, возможностей, духовного роста. И теперь мы позволяем себе вот эту совместную радость, что мы открываем для себя: оказывается, такие вкусняшки на белом свете есть. И теперь это не то что позволительно, а это благословлено. И теперь каждый день, и нельзя даже теперь в этом смысле отступать от устава. Если раньше надо было поститься, то теперь нельзя поститься. Поэтому здесь ещё такая радость тоже присутствует. Но, отвечая на ваши вопросы ещё раз, если сказать так в целом, что это простой язык человеческой любви, на котором мы общаемся. И просто подойти и сказать, что я тебя люблю — ну о чём это? Это может быть и ни о чём, это могут быть просто слова. Или: как у тебя дела? Ну, всё хорошо. А здесь мы садимся за стол, который с любовью приготовлен хозяином, и разделяем эту любовь вместе с ним. И, наверное, поэтому в традиции, если тебя позвали не очень церковные люди и предложили что-то непостное, то всё-таки это съесть — по любви. Потому что нельзя пренебрегать этой любовью, которая таким образом выражается, на таком простом человеческом языке.
М. Борисова
— Вы знаете, я вас слушаю и вспоминаю недавний разговор со своей подругой. Она сетовала, что вот у соседки юбилей, 75 лет, а она никого не может пригласить, потому что у неё просто денег нет на это угощение. Я подумала: вот интересно, когда это стало проблемой? Ведь на самом деле собирать праздничный стол в складчину было принято даже в моём советском детстве и в моей советской юности. Вы знаете, то, что показывают обычно, то, что можно увидеть в интернете — вот эти огромные очереди, пустые прилавки — это же самый конец 80-х, в Москве, по крайней мере. В Москве это ощутилось где-то в 1989-90-й. До этого, в принципе, такой уж катастрофы с едой в Москве не было. Но у всех были разные возможности или невозможности. Но это никогда никого не останавливало собрать праздничный стол. Потому что кто-то принёс винегрет, кто-то принёс пироги, кто-то ещё что-то принёс. В общем, сели за вполне такой красивый, праздничный стол. Почему сейчас даже в христианской среде это даже не приходит в голову?
Свящ. Павел Усачёв
— В складчину? Да, но это на самом деле такой тревожный звоночек. Ну вот я не знаю, мне кажется, что сейчас всё равно происходят такие трапезы в складчину на приходах, например, когда праздники отмечаются. То есть вот это, может быть, и хорошо, что так происходит, что преодолевается вот эта какая-то неправильная стеснительность, смущение. Почему это происходит, почему такая тенденция? Наверное, как раз не от пресыщенности, но от такого чуждого нам духа культа потребления. Когда мы, к сожалению, стали смотреть на других, что там у них в их продуктовой корзине. Ну вот, может быть, из-за этого, что нужно обязательно, чтобы всё было и чтобы было не хуже. И вот это разобщает людей. Но это, конечно, как маятник. Вот когда в 80-е года были пустые прилавки, все стояли в очереди, талоны ещё эти были, то сейчас понятно, что, наверное, мы должны немножко допрожить эту ситуацию ещё, хоть уже 30 лет, но тем не менее. Надеюсь, что всё это выровняется и как-то мы станем проще. Нам надо опять становиться проще, в хорошем смысле, чтобы не было таких вот внешних препятствий собирать людей за столом. Не было бы вот этих каких-то наносных препятствий, когда мы смущаемся того, что не можем накрыть на стол на свой юбилей. Но я понимаю эту бабушку 75-летнюю или дедушку 80-летнего, которые смущаются того, что не могут достойно отметить свой юбилей.
И в этом для меня проявляется как раз трагедия нашего общества, когда обеспечивать своих стариков, своих родителей — это не всегда норма. Такого не было никогда в нашей стране. Даже вопроса такого не стояло: как можно своего престарелого родителя — крайний вариант возьмём — отдать в дом престарелых? Это страшное преступление на самом деле. И когда такой вопрос может возникнуть у престарелых людей: как собрать стол на свой юбилей? — это свидетельствует о том, что наше общество больно. И это нужно обязательно стараться преодолевать. Но это преодолевается как раз в общинах. Я уверен, что это происходит, это действительно так есть. Может быть, это какие-то небольшие общины, где прихожане имеют возможность иметь эту радость — отметить свой юбилей или свои именины на приходе. Когда все собираются за одним столом и поздравляют того или иного прихожанина, у которого в жизни торжество. Поэтому, слава Богу, что вот эта христианская община не подвержена так влиянию времени, как общество. Поэтому вот как раз, наверное, очень здорово, если человек может найти свою общину и почувствовать, что это его большая семья.
М. Борисова
— Сейчас очень многие, в особенности новоначальные православные христиане, очень строго подходят к традициям, как им кажется, противоречащим церковным. Скажем, детский карнавал. Или даже больше: я знаю людей, которые крайне критично относятся к вертепному действу и считают, что это какая-то неправильная, не наша, не православная традиция, и нечего детям эти всякие представления показывать. Вот как бы вы ответили таким людям? И что на вашей практике хорошо для святочного времяпровождения детей?
Свящ. Павел Усачёв
— Я очень положительно отношусь к вертепу рождественскому. И считаю, что это очень здорово, если получится в этом поучаствовать, если, может быть, на приходе будет рождественский спектакль или в рамках семьи это получится осуществить — разные есть варианты. Но я против фанатизма, который, безусловно присутствует в нашей Церкви, как вы сказали, среди новоначальных. Для новоначальных это, может быть, ещё как бы позволительно, и это можно понять и простить. Но, к сожалению, часто бывает, что человек идёт вообще по этой неправильной дороге какого-то фанатичного отношения к православию, к своей жизни. Я знаю, что есть такое движение в нашей Церкви, которое вообще против новогодней ёлки. Они нашли где-то, что гирлянда — это что-то нехорошее. Не будем сейчас об этом говорить. Но всё же и здесь тоже нужна определённая культура. То есть карнавал — это хорошо, если мы наряжаемся в тех существ, которые как-то символизируют собой Рождество и как-то монтируют с этим праздником. Потому что колядки, когда мы изменяемся в этих зверей каких-то диких — это уже слишком. То есть здесь тоже разумный подход нужен и чувство такое культуры, какой-то вкус нужен всё-таки нам всем.
И рождественский вертеп — это возможность прожить вместе с детьми этот праздник, ощутить вкус, дух праздника. Вот очень всячески рекомендую с детьми устраивать рождественский вертеп кукольный. Это замечательная совершенно традиция. И для многих детишек, которые смущаются именно на сцене играть, это возможность проработать какие-то свои такие неврозы детские, потому что ты с помощью куклы выражаешь свои чувства и чувства героя. Поэтому рождественский вертеп кукольный на самом деле не такая уж и заоблачная и сложная штука. Сейчас разработаны и в интернете можно найти и сценарии рождественского вертепа, и как сделать эти куколки на палках. На самом деле не так много и нужно. Не нужно быть каким-то искусным художником и мастером, чтобы это изготовить и таким образом оживить. Делается такое специальное полно — это тоже всё несложно на самом деле. Один раз сделать и потом убирать только и доставать. Может быть, как-то подновлять, обновлять декорации, сами куклы. Ну вот мы с детьми делали рождественский вертеп, и они у нас участвовали. И я надеюсь, что наши подрастающие малыши тоже в своё время — сейчас им ещё рановато для трёх лет, но вот где-то от пяти лет, наверное, и дальше уже это будет очень здорово.
М. Борисова
— Священник Павел Усачёв, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, проводит с нами сегодня этот праздничный «Светлый вечер». Мы говорим о том, как нам сохранить радость праздника как можно дольше. Вот у вас на приходе, помимо богослужения и помимо общего застолья, помимо того, что вы ходите славить Христа, что-то ещё есть? Может быть, какие-то концерты, может быть, что-то?..
Свящ. Павел Усачёв
— Да, концерт рождественский — это, конечно, то, без чего сложно себе представить Рождество. Вот в прошлом году мы устраивали, и это было замечательно просто. Потому что и дети имеют возможность как-то обыграться — многие в музыкальной школе учатся. Ну, рождественский концерт — это такой формат, в котором каждый может поучаствовать и показать, что он умеет, и получить какое-то вдохновение для дальнейших трудов. Это такой формат, который вмещает в себя любой репертуар. И для прихода это ещё и возможность собрать какую-то денежку. То есть, например, благотворительный рождественский концерт — это очень замечательная форма, которая многим понятна. Вот на селе, когда я служил, мы устраивали такие благотворительные рождественские концерты. И нашему сельскому храму это была ощутимая копеечка. Потому что когда люди, может быть, не очень близкие к Церкви, видят, что пришли многодетные семьи, что они занимаются этими детьми, что они такие творческие, что это жизнь, которая продолжается, такие люди чувствуют какую-то связь, может быть, в хорошем смысле, с советской эпохой, когда тоже была очень хорошо развита самодеятельность, и она была на очень высоком уровне. Поэтому это как раз тот язык, который является миссионерским языком.
Мы на этих концертах и исполняли, и исполняем какие-то произведения советской эстрады, например. Замечательная же есть вещи. Для рождественского концерта возможно всё — это такой формат, который позволяет любые номера использовать, обыгрывать. Поэтому тоже я бы советовал не отказываться от этого формата и как-то попробовать подумать хотя бы о том, как это осуществить в рамках прихода. Может быть, если у кого-то дети тоже учатся в музыкальной школе, можно семьями объединиться, какой-то рождественский концерт сделать. Но в любом случае это ещё такая дополнительная возможность, наверное, прежде всего детям, почувствовать исключительность праздника Рождества. Этот праздник как-то очень глубоко и основательно поселился в детской душе. Это же не просто запах мандаринов и вид ёлки, а это ещё то, в чём ты непосредственно участвовал, к чему готовился и получил отдачу в виде такого вот поощрения, благодарения. Когда ты в чём-то сам непосредственно участвуешь, прилагаешь труд, то, конечно, это очень здорово закладывается в душе. Закладывается в душе ощущение исключительности Рождества.
Вот от всей души желаю нам всем иметь такую возможность. Хотя бы думать в этом направлении — это тоже очень много. Потому что, может быть, не в этом году, но в следующем мы сможем до чего-то такого доползти, дорасти и осуществить. Может быть, какую-то рождественскую традицию, может быть, хотя бы один раз кого-нибудь сходить поздравить. А может быть, и на концерт накопятся силы и получится что-то такое организовать. Я думаю, что и в таком ракурсе надо мыслить Рождество, как: принести радость тем, кто в ней нуждается и кто обделён этой радостью. Вот больницы, госпиталя — это всё очень благодарная публика, которая ждёт этой радости. Вот в этом ракурсе тоже надо думать. Я думаю, что с годами, наверное, будет возрастать эта потребность. И нужно будет стараться, именно, может быть, силами прихода, радовать наших подопечных — тех, кто сегодня в одиночестве, может быть, в болезни находится — и доносить эту радость до больниц и госпиталей.
М. Борисова
— Я думаю, что для госпиталей сейчас это особенно актуально. Потому что всё, что я слышала от волонтёров, которые посещают госпитали и пытаются как-то поднимать настроение — ребята приходят просто попеть песни. И их не отпускают — целый день они проводят в госпитале, потому что их просят из одной палаты в другую. Потому что это всё очень тяжело, когда всё болит, когда вокруг у всех всё болит, когда за спиной много страшного, когда впереди непонятно что. Вообще, сейчас время, когда христианину есть, где приложить свои силы.
Свящ. Павел Усачёв
— Да. Слава Богу. Поэтому праздник Рождества в нашей современной ситуации расцветает новыми красками, возможностями. И я верю, что вот эта задача, о которой мы заявили в начале программы, чтобы этот праздник прочувствовать и чтобы радость не угасала, это всё как раз и будет возможным, когда мы не только в себе замыкаемся, а когда мы идём и осуществляем этот свой апостолат. У каждого есть это призвание к апостольскому такому, миссионерскому служению на простом, ненавязчивом, добром языке Рождества Христова.
М. Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. Священник Павел Усачёв, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, был сегодня с нами в этот светлый праздничный вечер. С вами была Марина Борисова. До свидания, до новых встреч.
Свящ. Павел Усачёв
— Спасибо. Спасибо большое.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..