Считается, что любовь с первого взгляда не бывает долгой. Вспыхнула, погорела и погасла. В пример часто приводят Ромео и Джульетту Шекспира – молодые, страстные, у них была такая умопомрачительная любовь. Но смени Монтекки и Капулетти гнев на милость и позволь им пожениться, долго бы влюбленные прожили вместе счастливо и мирно? Литературоведы, да и просто умудренные жизненным опытом люди отвечают, что нет, Ромео и Джульетта быстро бы остыли друг к другу.
Однако история может привести нам примеры, когда любовь с первого взгляда длилась всю жизнь. Она часто появляется в среде людей творческих, духовно развитых, готовых к самопожертвованию. Так и случилось у знаменитых музыкантов Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича.
Галине Вишневской было 28 лет. Она уже прославилась, считала себя примадонной, серьезной женщиной, умудренной годами. Однако встреча с Мстиславом Ростроповичем разбила этот строгий образ, за которым скрывалась нежная, трепетная девушка, так ждущая пламенной любви.
Их роман развивался как по нотам, так, словно мелодия их любви была уже написана кем-то свыше. Они познакомились на фестивале «Пражская весна». Вишневская вспоминала, что поначалу даже забыла его труднопроизносимое имя. Но потом оно уже не сходило с ее уст. Ростропович охапками покупал ей цветы, целовал ноги. Нескончаемые веселые истории Славы заставляли Галину смеяться. Рассказывают, как он предложил ей совершенно безрассудную выходку – во время прогулки перелезть через забор. Ростропович кинул ей под ноги свое пальто, чтобы Галина не испачкала туфли.
Через четыре дня фестиваля они поженились. Они оба мечтали, чтобы их брак был освящен церковью, но религия в те годы была официально запрещена, и венчаться удалось не сразу. Только перед отъездом за границу они смогли тайно обвенчаться в Саратове, в домовой церкви у епископа Пимена (Дмитрия Хмелевского). Он был любителем классической музыки и давним другом Ростроповича, в своей жизни сделавшим многое для духовного просвещения советской интеллигенции. Пимен долгие годы был духовным наставником для Мстислава, даже когда музыкант жил за границей. Не удивительно, что именно он поддержал Мстислава и Галину, разглядев в их отношениях истинную любовь, утешил их души, освятил их венчанием.
Пламенная любовь Ростроповича и Вишневской не угасла со временем. Старшая дочь Ольга вспоминала, как обожали друг друга родители. Мстислав нашел в жене настоящую опору в жизни. Она помогла ему справиться с переживаниями, когда артистов начали травить в Советском Союзе, и предложила уехать из страны. Потом Галина рассказывала: «…Останься мы тогда в Москве, Ростроповича не было бы вообще — это точно. Он либо спился, либо покончил с собой, и я потеряла бы мужа, семью». Вишневская понимала характер мужа и принимала все его чаяния, была прекрасной матерью, хорошей хозяйкой.
Мстислав это понимал и любил жену безумно. Он осыпал ее подарками, делал ошеломляющие сюрпризы и, самое важное, хотел, чтобы она всегда – всегда! – была с ним. Ростроповича угнетало, что приходится ездить на гастроли без Галины. Он даже писал письмо в Министерство культуры, чтобы оно официально разрешило Вишневской сопровождать его во всех поездках.
Ростропович и Вишневская прожили вместе 52 года, до самой смерти Мстислава. Их любовь не потухла, переросла в нечто большее и согревала супругов до старости. Она дарит надежду и другим людям, что настоящая любовь с первого взгляда все-таки существует и, освященная браком, может длиться всю жизнь.
Деяния святых апостолов

Деян., 35 зач., XIV, 20-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего бывали случаи, когда он оказывался проповедником Евангелия в буквальном смысле этого слова, то есть утешал тех, кто столкнулся с трудностями, говоря с ними о Боге и Его любви. Но означает ли это, что благая весть — это нечто прекраснодушное, идиллическое и сентиментальное? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Всякий раз, когда я бываю в художественных музеях, я особенное внимание уделяю бытовым особенностям жизни прежних времён и поражаюсь тому, как всё изменилось. Автомобили, непромокаемые материалы, новые лекарства... Способы жизни и ведения хозяйства, которые были общими в течение столетий, кажутся навсегда исчезнувшими из нашей жизни. В известной степени все эти новшества становятся светским евангелием для современного человека, благой вестью о новом открытии, новом способе улучшения нашей жизни. И хотя люди продолжают болеть и даже умирать, сам настрой на постоянное улучшение очевиден и, как кажется, необратим. И хотя религия гораздо древнее всех этих технических и научных разработок, новое восприятие жизни меняет наши подходы и ожидания к ней, мы начинаем ждать от неё улучшения нашей жизни, здоровья и психологического комфорта. Да и разве это неправильно? Ведь и открывая Евангелие, мы читаем в нём множество историй о чудесных исцелениях, освобождениях от бесовской одержимости и даже воскрешениях мёртвых. Разве мы не вправе ждать от Бога того же самого и в наши дни?
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостол Павел и его спутники, преодолевая трудности, проповедовали уже не только иудеям, но и язычникам. Причём поразительным образом в одном и том же городе Павла и Варнаву сначала приняли за богов и хотели принести им жертвы, а затем побили камнями, так что были уверены в их смерти. Придя в себя, Павел вернулся в город, а затем ушёл в другие места, снова и снова проповедуя Евангелие как Благую весть. При этом вся его жизнь была наполнена трудностями, так что тот, кто искал в новой вере решения бытовых проблем, не мог быть ею до конца удовлетворён. Именно поэтому на обратном пути апостолу пришлось утверждать души учеников и уговаривать их оставаться верующими, несмотря на скорби и трудности, которые продолжали возникать в их жизни. Апостолу приходилось объяснять, что смысл веры, которую они приняли, не в том, чтобы решить все проблемы здесь, но в том, чтобы достичь Царствия Божия. Конечно, теоретическое осознание подобных вещей проще, чем практическое принятие. Когда ты живёшь по совести, стараешься любить Бога и ближних, но скорби всё равно присутствуют в твоей жизни, может помочь только доверие и рождающееся из него ощущение живого присутствия Божьего. Понимая всё это, перед своим уходом Павел не только рукополагает священников для служения в местной общине, но и, помолившись, предаёт их в руки Господни. Вместе с его учениками и всем нам важно доверять Богу на жизненном пути и помнить о том, что истинная цель, к которой мы идём, — это Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в зоне конфликта

Сергею Шульженко 40 лет, он из Северодонецка. Когда-то мужчина жил активно: работал, занимался танцами, но однажды на него напали на улице, и в результате полученной травмы Сергей перестал ходить. Родных у него не осталось. Ему помогали знакомые и соседи. Однако были моменты, когда обездвиженный мужчина оставался совсем один, особенно во время боевых действий в городе.
Но теперь Сергей постоянно окружён заботой и вниманием. Он находится на попечении добровольцев Патриаршей гуманитарной миссии в Северодонецке. Каждый день его навещают волонтёры, чтобы покормить, пообщаться и навести порядок. Например, Елена и Зина вымыли Сергею всю квартиру и кухню, купили новую посуду и повесили шторы. Доброволец Костя приходит по выходным, чтобы искупать Сергея. Ему поменяли кровать и установили специальный ограничитель, чтобы мужчина не падал. А недавно у него был день рождения. И волонтёры сделали особенный подарок — организовали для Сергея прогулку на коляске. Как же мужчина был рад после долгого перерыва оказаться на свежем воздухе, увидеть небо, листву на деревьях и цветы. Волонтёр Елена связала ему мягкий плед, и Сергей с удовольствием взял его с собой. Теперь этот плед напоминает мужчине о добрых друзьях-волонтёрах и о том, что он не один и кому-то нужен.
Патриаршая миссия ведёт работу по социальной, гуманитарной и строительной помощи в Северодонецке, Мариуполе, Луганске и других городах. На постоянном патронаже проекта десятки лежачих людей, многодетные семьи и старики. Каждый месяц в центры помощи Русской Православной Церкви обращаются тысячи нуждающихся.
Поддержите работу Патриаршей гуманитарной миссии. Людям в пострадавших регионах нужно наше участие и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Избрание святителя Тихона (Беллавина) Патриархом». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о соборе 1917-1918гг. и о том, как происходило избрание Патриарха Московского и всея Руси после долгого перерыва и как Патриархом стал именно святитель Тихон (Беллавин).
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона.
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер