Каждая супружеская пара хоть раз в жизни, но сталкивается с недоверием друг другу или с непониманием. Например, муж делает выбор, а жена сомневается в его правильности. Если вовремя не заметить эту проблему, не объяснить причины своего поступка, недоверие пускает корни, усиливается и разрушает брак. Далеко не все могут верить супругу безоговорочно – для этого нужно любить поистине крепко. Однако в истории есть примеры того, как муж и жена верили друг другу даже тогда, когда всякая надежда, казалось, была потеряна. И их мечты в конце концов сбывались…
Авраам и Сарра были женаты много лет, но у них не было детей. Аврааму было обещано Богом великое потомство, и он искренне верил, что так и будет. Однако шли годы, а Сарра оставалась бесплодной. Авраама это смущало, и все же он продолжал верить, что нужно еще немного подождать – и жена подарит ему ребенка. Сарра не перечила ему – ей хотелось родить так же, как ее мужу – стать отцом.
Шли годы. Супруги странствовали, переезжали из города в город, богатели и беднели. Одно в их жизни оставалось неизменным – ребенок так и не появился. По тем временам это было серьезной причиной для развода, ведь по закону брак заключался для продолжения рода. Авраам тем не менее и не думал расставаться с женой.
Сарра любила мужа настолько же сильно, как и он ее. Но спустя годы она начала сомневаться в своей способности родить ему ребенка. Сарра не становилась моложе, и надежд зачать оставалось все меньше и меньше…
Однажды к дому Авраама пришли три удивительных мужчины. Они не были похожи на обычных путников, глаза их сияли небесным светом. Авраам любил принимать гостей и с радостью предложил им умыться, попить и поесть. Отдохнув и насытившись, странники спросили: «Где Сарра, жена твоя?» Узнав, что она недалеко, один из них пообещал Аврааму, что Сарра через год забеременеет. То, что этот чудный Гость оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он предсказал рождение от нее сына, окончательно открыло Аврааму глаза на небесную природу странников.
А Сарра, услышав эти слова, горько рассмеялась. Она находилась уже в таком возрасте, когда о рождении детей можно забыть. Женщина давно отчаялась подарить мужу сына – уж точно не в ее преклонных годах, а Авраам был и того старше! Однако странник укорил Сарру за недоверие. Им с мужем самим Богом были обещаны наследники, и женщина должна была слушать мужа. Сарра только грустно улыбалась в ответ – она всем сердцем желала верить страннику, но уже так устала ждать…
Однако миновал год, и случилось чудо – Сарра, которой исполнилось уже 90 лет, родила сына! В глазах немолодой женщины стояли слезы счастья, когда она поняла, что ее муж был прав. А уж как радовался Авраам! Он нарек сына Исааком, и мальчик со временем стал одним из великих прародителей еврейского народа, ветхозаветным патриархом.
Сегодня Авраама и Сарру почитают в лике святых Православной церкви. Их надежды и чаяния сбылись, потому что они нашли в себе духовные силы не сомневаться и доверять друг другу. Они не разрушали свой брак пустыми ссорами и недоверием. Супругов соединяла истинная любовь, для которой нет преград – ни годы, ни сомнения, ни тяжелые внешние обстоятельства их жизни - ничто не смогло разъединить Авраама и Сарру. Не смогло потому, что их брак, их любовь были основаны не на страстной влюбленности, как у Ромео и Джульетты, а на абсолютном доверии Богу.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия