У нас в гостях была автор и основатель проекта "Батюшка Онлайн", журналист Надежда Земскова.
Наша гостья рассказала о том, как появился этот необычный проект, какие священники в нем участвуют, вспоминала наиболее интересные вопросы и самые искренние ответы, появлявшиеся на страницах проекта.
Ведущие: Алексей Пичугин, Константин Мацан
А.Пичугин
— Дорогие слушатели радио «Вера», здравствуйте». Это программа «Светлый вечер». Здесь в этой студии я – Алексей Пичугин.
К.Мацан
— И я – Константин Мацан и сегодня у нас в гостях Надежда Земскова – наша гостья из Ульяновска, из Симбирской земли, Симбирской митрополии. Журналист и основатель, руководитель интернет-проекта «Батюшка онлайн».
А.Пичугин
— Здравствуйте, Надежда!
Н.Земскова
— Здравствуйте, дорогие друзья! Спасибо за приглашение!
Наше досье:
Надежда Земскова родилась в Ульяновской области, окончила Ульяновский государственный технический университет. Сейчас преподает и готовит кандидатскую диссертацию в этом ВУЗе. Член союза журналистов России. В 2011 году создала проект «Батюшки онлайн» в котором на вопросы пользователей интернета отвечают священники и архиереи Русской православной церкви со всей России и из других стран. Проект получил широкую известность и был отмечен патриархом Московским и всея Руси Кириллом, а также губернатором Ульяновской области. Надежда принимает активное участие в молодежных форумах, как всероссийского, так и международного уровня. В 2015 году включена в Золотую книгу Почета молодежи Ульяновской области.
К.Мацан
— Сразу нашим слушателям, которые возможно, по каким-то причинам не знакомы с популярным интернет-проектом «Батюшка онлайн» зачитываю. Из выступления на епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Хотелось бы отметить миссионерский проект «Батюшка онлайн». Он создан по инициативе Симбирской епархии, но на вопросы участников отвечают священники со всей России. Призываю духовенство принимать участие в работе данного интернет-ресурса». Вот Надежда – основатель такого большого и интересного интернет-проекта сегодня у нас в гостях.
А.Пичугин
— В связи с этим первый вопрос, как Вы дошли до такой жизни, что вдруг решили вывести священников в интернет на всеобщее обозрение?
Н.Земскова
— Ну, тому следствовало много причин, изначально проект был создан для людей, которых я очень люблю, кто мне особо дорог. Потому что, я когда пришла к вере, начинала делать первые шажочки лет семь назад, я столкнулась с тем, что мне задавали очень много вопросов мои родители, друзья, братишки, сестренки и я только и успевала отвечать. Сама просвещалась и мне хотелось этим делиться. Что знала – говорила, что не знала, звонишь батюшке – на громкую связь его, и, поясните, расскажите. И потом… это одна из причин. Родная, в моем родном университете в Ульяновске в техническом, мы открыли православный молодежный клуб – первый в регионе. Нас поддержал ректор, профессорско-преподавательский состав так активировался. Все участвовали в наших мероприятиях, студенты. Мы выбрали такой интересный формат, как ток-шоу живых бесед на такие острые темы. Мы говорили о гражданских браках, об абортах и всегда среди экспертов выступали врачи, психологи, юристы и в том числе всегда батюшки. И я вместе с коллегами, с преподавателями наблюдая за реакцией студентов увидела своими глазами, воочию, что действительно общение с батюшкой очень востребовано. Те ребята, которые посмелее – вопросы задают легко, они не стесняются, но чувствуется, что некоторые тоже хотят спросить, но им тяжело сформулировать, что подумают преподаватели, одногруппники, если тем более вопрос личный. И как-то очень хотелось всем помочь, утолить этот явный духовный голод, жажду в молодежной среде. И я думала-думала-думала – как и одной бессонной ночью такая идея ко мне пришла и я буквально сразу же все начала оформлять Вконтакте нашу группу, которая сейчас стала очень популярной. На тот момент знала уже много батюшек, участвуя в разных форумах, международных, всероссийских.
А.Пичугин
— Не только из Ульяновска, да?
Н.Земскова
— Конечно, да.
К.Мацан
— Сейчас я смотрю Вконтакте 63 712 человек в группе «Батюшка онлайн» Вконтакте.
Н.Земскова
— Да, в Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) уже два раза у нас больше. Второго такого проекта, по скромности скажем, нет.
К.Мацан
— Слушайте, а в Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), там фотки батюшек онлайн?
Н.Земскова
— Там и фотки, в том числе, новости. Ну такой привычный формат для соцсетей – картинка и что-то полезное под ней – какая-то рекомендация, цитата, библейская, святоотеческая.
К.Мацан
— Я просто не знаком, честно говоря, с этим фотоблогом, там можно вопросы задавать?
Н.Земскова
— Там технически сложнее, вопросы, в основном задают Вконтакте, там есть раздел «Обсуждения» у каждого батюшки своя ветка, там мини-презентация о нем. Выбираешь батюшку по душе – спрашиваешь, или в личку ему пишешь. В Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), там немножко сложнее, потому что мы выкладываем посты и там сразу по 10 000 лайков и сотни комментариев. И там отслеживать администраторам, кто задал вопрос.
А.Пичугин
— Там очень тяжело это сделать, да.
Н.Земскова
— Там некоторые обижаются – ну вот вы не отвечаете. Ну пишите в Директ, в Директ очень много пишут.
К.Мацан
— Смотри, давай вернемся к началу, я себя воображаю на твоем месте, вот пришла идея – о, надо сделать сообщество, в котором священник отвечает на вопросы неравнодушных вопрошающих. Вот дальше – позвонить своему духовник: «Батюшка, Вы поучаствуете?» - «Да», - хорошо это один священник, у вас их около 60. Как ты вообще решилась на такой объем?
А.Пичугин
— Так, наверное, еще и увеличивается количество.
К.Мацан
— Мне бы, наверное, дерзости не хватило, к отцам приставать с такой идеей, наверное, безусловно благой.
Н.Земскова
— Ну, это очень хорошо и все, наверное, промыслительно и не просто так, что этим проектом девушка занимается, мне батюшки откровенно говорят: «Надя, ну мне тяжело, у меня нет сил, у меня столько послушаний, такая нагрузка, но я не могу тебе отказать», - и все.
А.Пичугин
— А бывали случаи, что отказывали?
Н.Земскова
— На моей практике – нет. Ну, некоторые батюшки, которые, ну действительно заняты так, что я даже не смею на них вешать еще какую-то нагрузку. Ну а так, все на тот момент, кого я знала, с кем дружила, много времени не отказывали. А сейчас даже архиереи присоединились к проекту.
К.Мацан
— Я видел, по-моему, даже главу митрополии, отвечающего на вопросы.
Н.Земскова
— Да.
К.Мацан
— Хорошо, и дальше, как это все развивалось?
Н.Земскова
— Ну, сейчас уже, так как проект стал популярным, таким, если так можно выразиться, экономическим термином – узнаваемым брендом, очень много батюшек уже сами хотят присоединиться к проекту. Но это ни в коем случае решение не только мое, хотя у меня есть какое-то, назовем это чутье, что вот этот батюшка, среди молодежи будет очень востребован и популярен, потому что он как личность интересный. Духовник проекта, мой личный духовник, архиерей. Сейчас уже по-разному, кого-то владыка советует, батюшки друг с дружкой общаются – мне в личку пишут, есть прямо классный, надо его тоже приглашать.
К.Мацан
— Послушай, а как ты впервые поняла, что вот он успешный, вот он состоялся? Был, наверное, какой-то период разгона и вдруг что-то сказало, что это востребовано. Как это было?
Н.Земскова
— Да, по реакции СМИ. Мы буквально несколько недель существования проекта, о нас первым написал Интерфакс и потом это прямо разлетелось мгновенно и уже я просто заходила в проект и видела аудитория читательская просто на глазах росла.
А.Пичугин
— Надежда, а скажите, пожалуйста, как все это организовано. Передо мной компьютер, я открываю, смотрю, вот здесь вот иконка, не иконка, скорее фотография маленькая такая, там фотография священника, изображение и под ним такое облачко вопросов-ответов. Получается, что вопросы, которые можно задать конкретному священнику, они выходят на всеобщее обозрение? Или соблюдается, есть возможность соблюсти какую-то тайну переписки? Ответить личным сообщением, задать вопрос лично – не выводя его на широкий экран?
Н.Земскова
— А это зависит от Вас, как Вы решите?
А.Пичугин
— То есть, есть такая возможность?
Н.Земскова
— Конечно, если вы не против, чтобы этот вопрос прочитали сотни, тысячи других людей – пишите на общее обозрение, если вы хотите с батюшкой лично поговорить, то Вконтакте, например, в разделе «Обсуждения» у каждого батюшки, ну кто отвечает в личку, есть ссылка на его аккаунт – заходишь, смотришь, знакомишься и пишешь. И эта переписка только вам и ему видна.
А.Пичугин
— А есть гарантия, что он ответит?
Н.Земскова
— Конечно, а как же? Батюшки для этого и участвуют в проекте, чтобы отвечать.
А.Пичугин
— То есть, священник, который участвует в проекте «Батюшка онлайн», он подписывается негласно на то, что он отвечает на каждое сообщение, которое приходит – там личное, не личное?
Н.Земскова
— Да.
А.Пичугин
— То есть, не может быть такого, что я отправил сообщение, а оно останется без ответа?
Н.Земскова
— Ну, если может быть по каким-то техническим причинам, или он не успевает, или сообщение куда-то вниз ушло – потерялось, все может быть, но отвечают на все вопросы.
А.Пичугин
— Есть ли какая-то модерация общих сообщений?
Н.Земскова
— Да, конечно, откровенные провокации какие-то, оскорбления – сразу в бан избу хулиганов.
А.Пичугин
— А, если вам вдруг кажется… может быть такое, если вам вдруг кажется, что священник, который отвечает на данный вопрос, или вообще отвечает – он не компетентен в каком-то вопросе?
Н.Земскова
— На мой взгляд, или..?
А.Пичугин
— На Ваш, модераторов, как у вас все это устроено?
Н.Земскова
— Ну, здесь, конечно, мы стараемся изначально себя от этого ограждать и приглашать в проект тех батюшек, которые, в первую очередь сами благонадежны, авторитетны, ответственны – поэтому, каждый следит за свои разделом сам. Чтобы другой батюшка заходил в раздел к другому и там что-то чистил, удалял, спорил – такого нет. Мы полностью полагаемся на благонадежность и ответственность духовенства?
К.Мацан
— А батюшки как время находят? Они как-то дежурят постоянно онлайн? Или все-таки онлайн – это такая фигура речи – задаешь вопрос, потом какое-то время ждешь, проверяешь и вот через день приходит ответ?
Н.Земскова
— Все зависит тоже от занятости священника. Некоторые ходят просто в обнимку с планшетом и отвечают очень регулярно. Кто-то заходит реже, допустим, через день, в зависимости от того, что батюшка сам решил. А то, что онлайн – это не просто так, а действительно, география проекта, московские священники сподвигли, южно-сахалинские проснулись, кто-то онлайн есть постоянно. То есть, если у тебя прямо горит, тебе надо какой-то вопрос решить – проект «Батюшка онлайн», как скорая духовная помощь в режиме реального времени отвечает на все вопросы.
К.Мацан
— Я вижу именно список священников в сети Вконтакте, ты должен выбрать, к кому обратиться конкретно, или ты можешь в пустоту как-то вопрос задать и кто-то подхватит его?
Н.Земскова
— Нет, именно лично к батюшке, то есть, ты почитал, познакомился и тебе интересно, допустим, задать вопрос мастеру спорта, вот этому батюшке.
А.Пичугин
— А как я узнаю, что он мастер спорта?
Н.Земскова
— А мы об этом пишем. Батюшки у нас… вот для меня, как я это для себя определила, есть батюшки хорошие, а есть очень-очень хорошие и вот именно такие участвуют в нашем проекте. Прекрасные, яркие, среди них юристы, писатели, спортсмены, музыканты. У нас есть батюшки близнецы, разных сфер деятельности личности.
К.Мацан
— А сейчас вы вышли еще из онлайна в оффлайн. Вот расскажи об этом, что это за решение и почему?
Н.Земскова
— Ну, в принципе, с чего начали – к тому и пришли. Мы начали с ток-шоу, мы увидели, что это востребовано, потрудились в глобальной сети и вновь пошли в народ. Реальная версия виртуального проекта проходит при поддержке Министерства образования, нас приглашают в школы, в ВУЗы, мы в очень современном молодежном формате все это подаем. Не просто батюшка читает какую-то монотонную проповедь, пусть говорит и правильные вещи, но это может быть скучно. У нас это все динамично – презентация, музыкальный фон, фото фон. И селфи делаем и батюшка отвечает на вопросы. Самое главное, что угадали мы с форматом – первое, и второе, что вопросы можно также задать анонимно. Потому что вслух, или записками – это единицы будут спрашивать, ну самые какие-то смелые ребята. А я когда, если сама веду эту встречу, даю свой номер на экране – они мне пишут в WhatsApp’е, в Viber’е и я уже эти сообщения батюшке читаю. Там очень серьезные глубокие личные интимные вопросы студенты, ребята спрашивают о жизни и смерти, любви, отношениях, предательстве. Получается такая вот живая беседа и смотришь за аудиторией, за реакцией, кто-то прямо и прослезится… очень здорово прямо.
К.Мацан
— А например, какой вопрос тебе самой больше всего запомнился, который на слезу пробивает. Ну, или не обязательно на слезу, просто из того, что тебе запомнилось больше всего?
Н.Земскова
— Запомнилось, конечно, мы были в одной из таких ведущих престижных гимназий в нашем городе и мне пришла смска, впервые такой вопрос задали – как избавиться от мысли о суициде, когда ты живешь и не знаешь… выхода нет и тебе никто не может помочь. Я думала, читать – не читать, тут директор, из управления образования… Но я решила прочитать – батюшка ответил и ответил настолько искренне, что я прослезилась сама – это запомнилось. И потом этот молодой человек, он обозначился и действительно сказал, что… поблагодарил, во-первых, что батюшка ответил, утешил, помог. И таких примеров, когда действительно, не просто на вопросы отвечают, а помогают найти и выход, и правильное решение, и утешают, их очень много. Есть книга отзывов, там сотни комментариев о том, как «Батюшка онлайн» мне лично помог, подписчики делятся.
К.Мацан
— Надежда Земскова – журналист, автор и руководитель интернет-проекта «Батюшка онлайн» сегодня в гостях в программе «Светлый вечер».
А.Пичугин
— Костя говорит, что Вы журналист, а вот как раз я хотел спросить, у Вас «Батюшка онлайн» этот проект занимает все Ваше время, или все-таки у Вас есть какое-то трудовое еще… работа отдельная, другая совершенно, не связанная?
Н.Земскова
— Да, конечно, есть у меня помимо этого проекта очень много дел и основная моя работа, и преподавательская деятельность.
А.Пичугин
— А расскажите, чем Вы занимаетесь?
Н.Земскова
— Работаю уже, наверное, больше семи лет в газете – это наше издание «Симбирская митрополия» в пресс-службе трудимся, преподаем и много чем еще интересным занимаемся. Ну, на данный момент, так как проект уже стал настолько масштабным и все серьезно, и такая ответственность, он занимает сейчас основную часть моего времени, сил, средств, ну это как ребеночек, если можно такую аналогию провести, ты уже… ну он твой родной, ты утром и вечером о нем постоянно думаешь, ты бесконечно вкладываешь в него, много о чем заботишься, и много чем жертвуешь ради него.
А.Пичугин
— А как священноначалие оценило ваш проект, я знаю, что святейший патриарх высказывался по этому поводу, и по-моему, это было даже при мне в Ульяновске, когда он приезжал. Вот, расскажите нашим слушателям.
Н.Земскова
— Ну, в 2011 году, как только проект появился, святейший сразу его отметил и призвал духовенство к активному участию. Потом уже спустя три года, состоялась наша личная встреча, знакомство, я рассказала его святейшеству о проекте, как он работает. И тоже мы услышали очень добрые слова поддержки от него – это было приятно, радостно.
А.Пичугин
— Это было в мае этого года, если не ошибаюсь?
Н.Земскова
— Да.
К.Мацан
— Расскажи, как ты сделала селфи со святейшим патриархом Кириллом.
Н.Земскова
— Да, это действительно бомба, мы взорвали интернет, потому что патриарх впервые сделал селфи для проекта «Батюшка онлайн».
К.Мацан
— Ну, давайте, все-таки, не патриарх сделал селфи, а ты сделала селфи на котором была ты, еще другие люди и в том числе патриарх Кирилл.
Н.Земскова
— Да, ну после того, как знакомство состоялось, встреча закончилась, со мной всегда рядом моноподик, он меня много раз выручал. Я предложила – он с радостью, настолько благодушно это воспринял, сфотографировался и…
К.Мацан
— Послушай, всегда возникает вопрос в таких ситуациях, я помню, когда я участвовал в мероприятии, где принимал участие так же за столом президиума святейший патриарх Кирилл, он там выступал. И меня, честно говоря, охватывала некая робость, что-то говорить в микрофон перед святейшим патриархом Кириллом. Как ты это пережила и каким тебе в личном общении запомнился предстоятель?
Н.Земскова
— Ну, это была не первая встреча с ним, личное знакомство впервые состоялось, но раньше я его видела, пересекались на мероприятиях. Он для меня открылся очень радостным и просто бесконечно добрым. Поэтому, я даже не помню какого-то дикого волнения перед выступлением. Настолько было по-доброму, настолько было все естественно и мне было так комфортно, он улыбался, говорил добрые слова, и я не помню, чтобы для меня это какой-то стресс был.
К.Мацан
— Я вот очень хорошо помню, я выступал, говорил что-то публично, и знаешь, как иногда ты выступаешь и на кого-то смотришь, пытаясь поймать реакцию на свои слова. Я посмотрел за стол президиума и так получилось, что в этот момент патриарх смотрел на меня и он так кивнул одобрительно и у меня все, камень с души слетел и я дальше продолжил уже… мне было хорошо. Смотри, честно хочу тебя спросить, ты говоришь про ребенка, про то, что этот проект, как ребенок уже – с утра просыпаешься, о нем думаешь, вечером засыпаешь, о нем думаешь. Ты не устаешь от соц.сетей? Вот люди вообще… это больной вопрос, потому что в век соц.сетей все в них сидят и без надобности, я знаете, помню, как на одной работе, на которой я работал, запретили в соц.сети заходить в течение дня всем кроме SMM-щиков, всем, кроме тех, кто занимался контентом в соц.сетях и они так расстроились….
А.Пичугин
— И ты перешел в отдел SMM?
К.Мацан
— Нет, как раз-таки, те, кто работали в отделе SMM расстроились, что им не запретили пользоваться сетями в течение рабочего дня. Как ты эту проблему для себя решаешь?
Н.Земскова
— Отвечаю откровенно, прямо положа руку на сердце, если бы не этот проект, меня бы вообще в соц.сетях не было. С удовольствием я бы ограничилась другой живой реальность, но уже не могу там не быть, потому что, ну все уже – крест, послушание, ну куда я… как я оставлю это все. Целыми днями, круглые сутки, у меня устают глазки, я устаю очень. Ну, если рассказать немножко о закулисье, то оно все так круто, радостно, масштабно, но это очень тяжело – это тяжелый труд, это ответственность, которая растет и все на мои женские плечи легло. Но тем не менее, Господь укрепляет, и помогает, поддерживает, поэтому не страшно, ни на что не жалуюсь, я абсолютно позитивно и радостно тружусь, ко ли вот моими руками… ну вот, как кисточка, как Светлана Копылова поет «В Божьих руках». Просто помогаешь Богу рисовать эту картину.
К.Мацан
— А, ты говоришь, что угадали с форматом, в смысле встреч с батюшками оффлайн. В принципе, по моим ощущениям встреча с интересным человеком, не новость для ВУЗов. Приходят известные люди, в том числе священники, с ними общаются, им задают вопросы, в чем здесь особенность формата, которая привела к успеху этих встреч?
Н.Земскова
— Ну, я бы не сказала, что батюшка в учебном заведении – это такое привычное явление. Ну, по крайней мере, в нашем регионе, не балуют, скажем батюшки своими визитами ВУЗы, школы. Поэтому, сам факт, что пришел батюшка, да батюшка непростой – музыкант, кандидат наук, спортсмен - это вызывает интерес у молодежи. И потом, я сама вчерашняя аспирантка, мне понятно, что молодежи будет интересно, какой формат, поэтому мы на доступном для них языке все и проводим.
К.Мацан
— Пришли батюшки из интернета по сути в учебное заведение. То есть, раньше как будто бы не ходили, или не звали, или не было такого интереса, может быть, а теперь, когда проект «Батюшка онлайн» стал известным, пришли священники, которые возможно, в той, или иной степени аудиторией воспринимаются, как герои из сети. Что получается, героев из сети легче принять? Им больше доверия, чем больше священнику, который просто пришел?
Н.Земскова
— Ну, здесь, конечно, огромное значение имеет узнаваемость. То есть, когда мы приходим, провожу небольшой опрос – кто о проекте слышал, кто нас читают – поднимают руки практически все, потому что в нашем городе о «Батюшке онлайн», ну я не знаю, кто не слышал. И, соответственно, когда представляешь батюшку, тоже по реакции, кто-то читает, знает, ну это привлекает внимание, личность батюшки, да.
К.Мацан
— Ну, тут можно встать в такую позицию, вот я сейчас в нее встану намеренно, такого консерватора скептика, который скажет, ну смотри, храмы есть, храмы открыты, в них есть батюшки. Человек, у которого есть вопрос, может в этот храм пойти, но почему-то современного молодого человека привлекает именно фигура героя из интернета, батюшка, которого он узнал на сайте Вконтакте и там позадавал ему вопросы, чем просто любой батюшка в храме, который и так открыт, и без этого проекта. То есть, получается, что просто батюшка не убедил, а «Батюшка онлайн» убедил.
Н.Земскова
— Нет, не совсем так, я бы такой вывод не стала делать. У нас вообще в России авторитет батюшек и уровень доверия к батюшке очень высокий. У нас православная страна и церковь, в принципе, любят. Я много читаю комментариев, что пишут. Вот таких прямо враждебно настроенных, каких-то очень мало.
А.Пичугин
— Правда?
Н.Земскова
— И то, какие-то… Правда, абсолютно….
А.Пичугин
— Потому что я с обратным сталкиваюсь постоянно.
Н.Земскова
— Не знаю, то ли у нас проект такой.
А.Пичугин
— Свинья грязь везде найдет.
К.Мацан
— Ты пишешь враждебные комментарии, да, наверное?
Н.Земскова
— А, это вы?
А.Пичугин
— Да, приятно познакомиться.
Н.Земскова
— Ну, по крайней мере, по статистике нашей внутренней, мы же технически ее можем посмотреть, сколько у нас участников и сколько в бан-листе – это мизер. И, проект как раз-таки и разрушает все стереотипы, байки, которые сложились в народе о церкви. Чаще всего от невежества люди так говорят, но вот таких прямо ярых ненавистников, прямо неверующих, я в своей жизни, в своем окружении, судя по работе с проектом встречаю очень мало. Все равно церковь любят, доверяют, в Бога верят, поэтому, и простому батюшке, я думаю, будут доверять, и батюшке, который известен стал, благодаря проекту, или вне проекта. Проект просто помогает этот барьер, который в личном общении часто возникает, преодолеть. В интернете же все проще, он это все стирает и уже ты идешь в храм, и ты смелее себя чувствуешь, потому что ты уже с батюшками общался, ты уже видишь, что они, как обычные стереотипы о священстве, или попы на джипах, или же там деревенский батюшке, который на непонятном языке живет, вообще в какой-то реальности своей, в глуши. А мы показываем, что вот батюшки – современные, модные, активные, деятельные, которые запросто с тобой пообщаются и с удовольствием ответят на твои вопросы, помогут, поддержат. И уже ты приходишь в церковь, и тебе там комфортно и легко.
К.Мацан
— Но ты об этом говоришь в теории, или есть реально люди, которые после проекта «Батюшки онлайн» пришли в церковь оффлайн?
Н.Земскова
— Ну, конечно, это не теория – это практика на основе всех тех комментариев, их сотни тысяч, которые оставляют в нашей книге отзывов, мы призываем поделиться людей, чтобы они рассказали о том, чем им помог проект «Батюшка онлайн» и те же батюшки говорят: «Вот, он мне пишет в сети, часто переписываемся, спрашивают, где я служу и приходят уже в храм». Духовников многие себе нашли благодаря проекту, то есть, вот она такая ступенечка.
К.Мацан
— То есть, если говорить громкими терминами, то все-таки миссия проекта – это реальное воцерковление?
Н.Земскова
— Да, конечно, поделиться радостью, рассказать, просвещать и людям открыть, наверное, этот мир, который так часто в этой суете остается где-то на периферии. Как я всегда папу своего цитирую, ну он там начнет что-то – нас с братом воспитывать, на молодежь там что-то наговаривать: «Ну вот вы, вы такие красивые, успешные, модные, вы знаете несколько языков, вы путешествуете, у вас по два высших образования и больше – этим уже никого не удивишь. А спроси десять заповедей – не назовете. Ну, если назовут, то единицы. Какие там новозаветные, ветхозаветных десять мало кто назовет». А что, он не прав? Ну это абсолютно так. То есть, если мы живем, если мы стараемся быть успешными, нам важно хорошо выглядеть перед людьми, иметь какое-то влияние, заслуги и так далее, но тем не менее не знаем вот этих заповедей – этого секрета счастья, этого, в принципе смысла жизни, то значит – это звоночек, значит, что-то не так. Как говорится, все есть, а счастья нет – вот от этого как раз.
А.Пичугин
— Надежда Земскова – журналист, создатель и руководитель всероссийского проекта «Батюшка онлайн» сегодня у нас в гостях. Здесь в студии радио «Вера» вместе с нами проводит «Светлый вечер». Также в этой студии я – Алексей Пичугин, Константин Мацан. И через несколько мгновений мы сюда вернемся.
К.Мацан
— Это «Светлый вечер» на радио «Вера». У нас в гостях Надежда Земскова, журналист, автор и руководитель интернет-проекта «Батюшка онлайн». У меня в руках буклет «Батюшка онлайн» и внутри него фотографии, вот не знаю кого – участников или друзей этого проекта. И среди них те, кого мы называем…
А.Пичугин
— Звездами.
К.Мацан
— Звезды, да – телеведущий Николай Дроздов, певица Валерия, певец Юрий Шевчук, Борис Корчевников - телеведущий, певица Пелагея, хоккеист Владислав Третьяк, творческая пара, семейная Антон и Виктория Макарские и так далее. Какова их роль в этом проекте? Кто они для Вас?
Н.Земскова
— И друзья, и подписчики, и просто хорошие, добрые люди, которым проект небезразличен, кто проект наш любит и сказал добрые слова о нем. Я по разным, скажем, обстоятельствам с ними познакомилась, ну, в первую очередь по долгу службы, так как журналист, со многими были беседы, интервью. Кого-то уже давно знаю, с кем-то меня знакомили, вот, и среди наших подписчиков, ну, вот, в Instagram (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), допустим, там очень много селебрити. Стас Михайлов читает, и Ваенга, и Павел Астахов, и Лопырева читает Вика, Виктория Боня читает и даже у нас у батюшки бывает переписка с Ксенией Собчак. Даже такое было.
К.Мацан
— О чем они разговаривали, если не секрет?
А.Пичугин
— А чего вы удивляетесь? Так это же хорошо!
Н.Земскова
— Очень хорошо, да. Причем такая была беседа.
К.Мацан
— Какое отношение они имеют к проекту? Они участвуют во встречах? Они задают вопросы? Как взаимодействие происходит проекта «Батюшка онлайн» и вот этих звезд?
Н.Земскова
— А у нас есть рубрика, постоянная, очень востребованная, хорошо читаемая – «Православие в лицах», где мы рассказываем об известных людях, которые не просто там тихонечко верят, а для них – это их мировоззрение, позиция, они об этом говорят открыто. Вот мы знакомим читателей с ними и даже вот в совершенно в новом свете, казалось бы, привычные, известные люди открываются нашим подписчикам – оказывается, он верит, и он этого не стесняется, то есть это в какой-то степени ну, тоже вот миссия.
А.Пичугин
— Вы фестиваль провести не хотите «Батюшка онлайн»?
Н.Земскова
— А мы периодически встречаемся вот на таких форумах больших с батюшками, нас…
А.Пичугин
— Ну, этот форум же не Вы организовываете? Этот форум организован где-то, а ваш фестиваль может быть даже….
Н.Земскова
— То есть прямо наш форум?
Н.Земскова
— Это идея, нам надо пообщаться после эфира, это хорошая идея, подумаем над этим.
К.Мацан
— Не знаю насколько корректный вопрос – кто из этих звезд для тебя открылся наиболее с яркой, наиболее с неожиданной стороны в этих общениях?
Н.Земскова
— Николай Николаевич Дроздов - «В мире животных».
К.Мацан
— Почему?
Н.Земскова
— Ну, с ним, наверное, было одно из запоминающихся для меня интервью, я так много узнала - что он прапраправнук святителя Филарета Дроздова, он так редко об этом говорит и он столько и лично мне сказал, и я не ожидала, что там такая глубина, что там такая вера, хотя, казалось бы, я даже и не знала, что он настолько воцерковлен.
А.Пичугин
— А самое главное простой в общении человек.
Н.Земскова
— Просто меня это потрясло.
А.Пичугин
— Совершенно случайно один раз просто мы вышли с ним… давным-давно работал на другой станции, выходим с ним вместе. Говорю – «До свидания» - «До свидания» - «Может Вас подвезти?» - «А давайте». И мы с ним час просто в пробке ехали - обо все на свете, по-моему, успели поговорить.
К.Мацан
— Да, потрясающе и вот для меня лично конечно проект много дает и каких-то перспектив, возможностей, воодушевления, радости, вдохновления и, в первую очередь, конечно вот благодаря знакомству вот с такими удивительными людьми.
Н.Земскова
— Открываю Вашу страницу ВКонтакте и самая верхняя ссылка, самая первая иеромонах Фотий Мочалов, Боровск, звезда, уже ставшая… человек, уже ставший звездой шоу «Голос». Тем, кто не знает, скажу, что это монах православный - отец Фотий, который пришел на шоу «Голос» и в отборочном туре прошел дальше, его выбрал наставник Григорий Лепс.
Н.Земскова
— Григорий Лепс.
К.Мацан
— И теперь его на проекте ждет какая-то судьба. Но вот я сейчас, с твоего позволения, немножко проблематизирую этот вопрос. Вот, я смотрю его переписку с, естественно, с пользователями. Вот, например, вопрос: «Здравствуйте, вы очень хорошо держались на публике, показали пример. Какие ваши любимые книги?» - «Здравствуйте, - отвечает отец Фотий, - спасибо, я люблю Достоевского, Гюго, любимые книги – словари». Ну, возможно это не самый удачный такой пример, не самый яркий, но, тем не менее, вот когда проект набирает обороты, становится известным, всегда возникает опасность стать таким немножко менее наполненным содержанием, чем, когда это было вот на энтузиазме первые годы, да, большой ресурс, туда хочется протянуть все такое очень топовое, то, что сейчас на слуху, чтобы еще больше привлечь аудиторию. Вот ты видишь опасность как бы потери смысла ради, грубо говоря, каких-то таких вот внешних ярких вещей, связанных с ростом проекта, с его популяризацией?
Н.Земскова
— Да нет, я так не думаю. В основном вот такие вопросы задают от некоторого такого поверхностного знакомства с проектом, зашли куда-нибудь к батюшке в раздел, почитали вопрос-ответ. В открытой переписке действительно задают ну такие вот вопросы достаточно поверхностные, но хотя это тоже от батюшки зависит. Кто-то отвечает развернуто, вдумчиво, прямо со всей душой, кто-то отвечает кратко – у каждого батюшки свой стиль, свой почерк, мне вот, например, прямо нравится, когда отвечают кратко, в одном предложении в двух словах. Вот у меня такое общение с духовником. У нас нет с ним многочасовых там дискуссий, я задаю вопрос, спрашиваю, советуюсь, он мне отвечает – никаких там сюсюканий – четко, вот это вот мой стиль. Кому-то надо вот прямо разжевать, на страницу, то есть тут тоже вот возможность выбора, вот и это еще свидетельствует о том, что все-таки в открытой переписке действительно поверхностный вопрос, а уже вот в личку действительно там все посерьезней, поглубже, и беседы такие.
К.Мацан
— Ну, вот смотри, у меня к иеромонаху Фотию, которого я видел только по телевидению отношение, безусловно, уважительное и очень позитивное. Меня потряс его номер, он прекрасный исполнитель.
Н.Земскова
— Да.
К.Мацан
— Я ничего о нем не знаю просто в силу не знания, да, как о пастыре, как о духовнике и так далее. Не получается ли так, что, безусловно, интересный человек, звезда телеэфира, попал в «Батюшка онлайн» только потому что он звезда телеэфира?
Н.Земскова
— Ну, мы же, в принципе, с этого и начали, что у нас не просто батюшки отвечают, а яркие священники, которые чем-то вот отличаются от всех остальных, каким-то талантом…
А.Пичугин
— Ну, вот правда круто, когда медийный человек пришел, отец Фотий на программу «Голос», его узнала вся страна, а теперь ему еще можно вопрос задать, он ответит.
Н.Земскова
— Да.
А.Пичугин
— Может быть своим участием в «Голосе» он кого-то привлек, да, заинтересовал.
Н.Земскова
— Абсолютно.
А.Пичугин
— К нему теперь захотят прийти, а в Боровск ехать далеко.
Н.Земскова
— Я думаю, поэтому его и благословили, это, несомненно, миссия такого нового, скажем, времени, формата.
А.Пичугин
— Кстати, по поводу благословили, а священники, которые принимают участие, они получают благословение от архиерея на участие в проекте или это их личный выбор? Раз патриарх сказал, что надо как можно большему количеству священников участвовать.
Н.Земскова
— Ну, да, в общем…
А.Пичугин
— Это уже является таким общим благословением.
Н.Земскова
— Выше первосвятительского благословения вряд ли уже что-то может быть. Но, тем не менее, некоторые батюшки берут благословение или у благочинных, или у правящих архиереев, некоторые принимают решение сами, то есть - это уже как бы батюшка сам решает, мы не можем требовать – вот идите, спросите благословения у митрополита тогда вот мы вас возьмем.
К.Мацан
— А какие сомнения бывают ли, если бывают, да, у священника в участии в проекте «Батюшка онлайн»? Я имею ввиду, что все мы люди и наверняка священники тоже разные попадаются, может быть кому-то кажется не комфортным, слишком большой ответственностью вот на такую аудиторию выходить как сейчас в «Батюшка онлайн» набрали. Были такие случаи или нет?
Н.Земскова
— Здесь патриарх сказал такие слова, что старайтесь вот вести работу так вот, что, когда ко мне обращался, чтобы привлекать действительно самых лучших, ответственных, благонадежнейших. Вот, и поэтому некоторые батюшки понимают вот этот уровень ответственности, что вот тебе задали вопрос – ты ответил и это не просто вот один человек прочитал, а это еще тысяча человек прочитывают. Поэтому некоторым тяжело, он говорит: «Я такую ответственность на себя, там, больше брать, там, не могу», - то есть, как бы, все серьезно, но, думаю, батюшка сам решает если все-таки соглашается трудиться в проекте, то понимает насколько это…
К.Мацан
— Я бы вот о чем еще хотел тебя спросить – ты с одной стороны общаешься с огромным количеством священнослужителей, а с другой стороны с огромным количеством молодых людей. Вот как тебе кажется, какие самые, может быть неожиданные, есть стереотипы о священниках – не верные, как в представлении молодых людей, которые вы развинчиваете? Что самого неожиданного молодежь думает о священниках?
Н.Земскова
— Ну, что, да, батюшки - это вот такие небожители, которые там, где-то за церковной оградой, ты не знаешь, как с ним говорить, о чем с ним говорить. Вот чаще всего вот так вот батюшка представляется каким-то там далеким от реальности, вот от нашей жизни человеком. Ну, проект, я думаю, в этом свою миссию выполняет, что делает батюшек ближе к молодежи
К.Мацан
— Есть набор стереотипов о священниках. Отчасти, ты их озвучила. Вот что еще такого тебе кажется странным, а люди так думают?
Н.Земскова
— Ой, да не знаю, наверно, то, что вот сказала – это основное. Ну, сам факт того, что батюшки делают такое великое дело, он конечно потрясает. Много кому батюшки помогли и были случаи, что, когда человек пишет в таком уже отчаянии, но как-то находит священник слова, чтобы вот коснулись сердца и у меня лично похожая история была - как-то вот батюшка достучался до моего сердца, что у меня возник такой огромный интерес изучать православие, ходить в храм, поэтому, когда как-то вот с высока те, кто в храм давно, скажем, ходит, говорят: «А там какие-то глупые вопросы задают «Батюшке онлайн». У меня тоже путь к вере, как мне сейчас кажется, начался, ну, с какого-то для меня сейчас уже глупого, не серьезного вопроса. То есть за таким простым вопросом может действительно чудо произойти.
К.Мацан
— Вопрос к тебе как к эксперту по священникам. Вот один мой знакомый священник однажды мне сказал, что с 1990-х годов мы, священники – он про себя говорил – боролись за то, чтобы нас считали тоже людьми. Что мы не из другого мира, мы не из другого теста, мы вот такие же люди. А сейчас в виду того, что информации о церкви много и священники онлайн мы вынуждены чуть-чуть отыгрывать назад и бороться за обратное – чтобы нас все-таки чуть-чуть считали… все-таки мы священнослужители, все-таки мы служители перед Богом, мы немножечко другие. Ты эту проблему видишь каким-то образом?
Н.Земскова
— Ну, к батюшкам всегда такое благоговейное отношение, даже у подписчиков от храма далеких. То есть, как человек пишет видно же какое-то представление о его духовной жизни, то есть всегда и вопросы формулируются уважительно, то есть никакого там панибратства нет, поэтому я не думаю, что это какая-то уж особая проблема.
К.Мацан
— Ну, то есть даже, то, что батюшка становится таким близким, онлайн, еще ВКонтакте можно комментик ему написать, там, фоточку лайкнуть, да, не снимает этого авторитета. Это важно мне кажется.
Н.Земскова
— Абсолютно и никто из батюшек на это даже и не жаловался. Но если прямо действительно хулиганят, там какие-то…
К.Мацан
— Нет, ну, это мы не берем, это другая история.
Н.Земскова
— А в целом очень уважительное отношение.
К.Мацан
— Мы уже начали говорить о том, какие люди вопросы задают и как… и вот ты говорила, что кому-то кто, может быть, стесняется публично задать вопрос, да, можно его задать не публично. Опять таки встану в позицию такого может быть доброжелательного скептика и спрошу, а может быть, это не так уж и верно, что мы эту боязнь вот такого прямого общения со священником загоняем куда-то еще глубже, давая возможность скрыться там, за там, не знаю… за анонимкой ВКонтакте или за анонимным сообщением в WhatsApp, может быть нужно себя преодолеть и прямо пойти и как-то вот свой страх побороть?
Н.Земскова
— Я вот по себе могу ответить если бы, когда я начинала делать первые шаги к церкви, скажем, если бы был тогда этот проект - мне было намного проще, то есть я бы пообщалась с батюшкой в интернете и потом в храме мне было бы не так не комфортно и страшно,
А.Пичугин
— Ну, может быть это только сейчас так кажется.
Н.Земскова
— Хотя, ну может быть.
А.Пичугин
— Просто люди же… огромное количество людей, которые воцерковлялись в 1990-е, да, когда говорили, что это новая волна, новая эпоха в жизни церкви. Ведь не было же никакого интернета, люди приходили и, ну, это опять-таки 1990-е, совершенно другая экономическая ситуация в стране и люди приходили с совершенно другими какими-то потребностями, возможностями, вопросами и без всякого интернета. Наверное, это сейчас так кажется, что в интернете будет проще. Просто очень хорошо, что есть инструмент, а дальше уже человек сам решает, пользуется он им или нет.
Н.Земскова
— Я за всех конечно не могу сказать, все очень индивидуально. Мне бы, допустим, в интернете было проще, кому-то по переписке общение дается легче, кому-то личное общение. Тут как бы вот не скажешь однозначно, вот так или так, вот все по-разному.
А.Пичугин
— А много ли о вас пишут светские издания?
Н.Земскова
— Достаточно, Ну, постоянно приходят просьбы, что-то сказать, интервью и…
К.Мацан
— А вот в чем их интерес как тебе кажется?
Н.Земскова
— Все пытаются разгадать феномен этого проекта. Почему он стал популярным?
А.Пичугин
— Почему он стал успешным?
К.Мацан
— Кто вас финансирует?
Н.Земскова
— Наверно, да и кто за этим стоит.
К.Мацан
— Кто накрутил вам лайки.
Н.Земскова
— Это тоже один из таких…
А.Пичугин
— А ну-ка, ну-ка, ну-ка - вот это интересно. Кто за этим…
Н.Земскова
— Вы же не светские журналисты, коллеги.
А.Пичугин
— Почему мы не светские? А какие же мы журналисты?
Н.Земскова
— Вот, я что вам скажу, дорогие друзья, когда ты делаешь доброе дело, естественно ты сталкиваешься с огромным количеством каких-то искушений, препятствий, сложностей, но, если это действительно, вот, Божье дело, то Господь не оставит и когда один прямо так и спросил - а кто у вас там покровительствует, кто вас там крышует, и батюшка очень интересно нашелся, ответил на этот вопрос: «Да, у нас действительно есть крыша, на небесах». Вот мы вот под этой крышей ходим, живем и все только с Божьей помощью и, получается, всегда находятся люди не равнодушные, которые готовы поддержать, чем-то помочь.
К.Мацан
— Продолжу докладывать ложку дегтя. Смотри, вот сейчас есть такие почти на всех сайтах, не знаю, клиника стоматологий, заходишь – там онлайн-консультант, задать вопрос онлайн. И много-много встречаются такие сервисы. Да? В интернет ресурсах. Не получается ли такое какое-то стилистической какой-то не состыковки. Вот у нас есть консультант онлайн, вот можно билеты онлайн, вот у нас и батюшка онлайн тут же.
Н.Земскова
— Ну, вот, говоря о том, почему проект стал таким популярным, я могу сказать, что его название во многом сыграло свою роль, как бы слово «батюшка», ну, это только в русской православной церкви так называют духовенство с теплотой и любовью – батюшка, ну, вот, что-то такое родное, да, слово греет душу и в то же время такое современное, моднейшее слово «онлайн» и вот этот вот формат, вот это вот соединение дало такой вот эффект. Люди просто слышат «Батюшка онлайн» и уже интерес. Нежели это портал бы, наш паблик назывался «Вопрос священнику» «Спроси у батюшки». То есть вот я думаю и во многом благодаря своему названию оно все выстреляло, но на это и было рассчитано.
А.Пичугин
— Надежда Земскова - журналист, автор и руководитель всероссийского проекта «Батюшка онлайн» сегодня здесь на радио «Вера» у нас в студии вместе с нами проводит «Светлый вечер». Надь, скажите, а вот Вы не боитесь, что Ваш проект может привести вот к такой штуке. Есть люди, которые любят звонить священнику по любому поводу: «Батюшка, я тут в очереди в гастрономе стою – купить российский сыр или голландский?» - «И вот я не знаю, посоветуйте, пальто красного цвета или зеленого?» Не отключают полностью голову и не умеют ее в нужный момент включить и все перекладывая на плечи священника.
Н.Земскова
— Ну, это всегда такое было, есть и будет. Есть такие дотошные прямо люди, готовые брать благословение действительно на какое-то там… телефон покупать. Вот, но мы не можем им это запретить, но, тем не менее, что мы можем, мы делаем. Контент проекта не подразумевает только вопрос-ответ. Он дает очень много практики вот такой церковной жизни. Если почитать нашу ленту, стену, мы часто просвещаем людей такими постами как подготовиться к причастию, как подготовиться к исповеди, побуждаем больше читать, изучать Священное писание, больше заниматься саморазвитием, то есть не просто так вот я спрошу, батюшка ответит, то есть призываем - это вот одна из тоже миссий проекта, вот, людей самих думать, изучать, искать, вот к такой вот самостоятельности, которая приведет несомненно, вот, к духовному возрастанию.
А.Пичугин
— А, кстати говоря, давайте тогда поговорим о том, как бы вы хотели видеть развитие проекта. Вот чего Вам сейчас не хватает в первую очередь?
Н.Земскова
— Ой, я так не люблю строить какие-то вот планы, долгосрочные вот… и все это…
А.Пичугин
— Нет, долгосрочные не нужно, но все-таки это интернет проект и всегда, когда люди занимаются какой-то интернет-деятельностью, они видят развитие вот этого продукта. Вот как бы Вы хотели, чтобы он развивался?
Н.Земскова
— Ну, вот сейчас…
А.Пичугин
— Помимо того, что священников должно становиться больше. Сейчас их уже 60, там 120…
Н.Земскова
— Мы готовим как раз к запуску мобильное приложение для мобильных устройств, будет презентация книги у нас, дай Бог, весной. То есть весь тот контент, который накопился, а это уже свыше ста тысяч, да, ответов, вот за эти четыре года у батюшек, мы естественно как-то с ними работаем. Он публикуется и в газетах, и журналах, и вот серьезная работа сейчас идет над изданием книги и самыми яркими батюшками, с самыми интересными вопросами.
А.Пичугин
— А мобильное приложение вот я открываю сайт, мне кажется, здесь уже есть на главной странице предложение его скачать.
Н.Земскова
— Да, оно готово, но еще оно пока не запущено, не презентовано официально.
К.Мацан
— Вообще, «Батюшка онлайн» для меня такой проект, который две тенденции какие-то очень важные мне кажется, обозначает. Первое, что проект, созданный не в Москве, приобретает всероссийское значение – это очень здорово. А второе то, что вот ты сейчас сказала про книгу в век информационных технологий, когда мы со всех сторон слышим, что все уходит в сеть, наоборот сеть дает какие-то добрые плоды. А как тебе кажется, вот это действительно такая примета времени, что нужна книжка после того как все это итак есть в интернете - это разные аудитории или зачем это делать?
Н.Земскова
— Да, это разные аудитории, потому что многие о проекте слышат и знают, но не знают, как там, куда там заходить, куда задавать вопрос, а, увидев книгу, они приобретут и почитают, познакомятся с проектом, ну, и потом как-то вот все равно рукописи не горят, как говорится, очень хочется вот из этого виртуального, вот, вытащить и положить на бумагу все самое интересное и я думаю, что эта книга будет очень тоже востребована.
К.Мацан
— Не могу тебя не спросить хоть это и немножко, а может и сильно другая тема – ты приехала из Ульяновска, при этом из Симбирской метрополии. Многие знают, но думаю, что не все, можно напомнить, что раньше Ульяновск назывался Симбирском. Есть ли внутри церковного сообщества, например, в метрополии какая-нибудь дискуссия, разговор о переименовании Ульяновска в Симбирск, возвращение исторического имени.
Н.Земскова
— Да, конечно. Эти разговоры всегда ведутся и, может быть, когда-нибудь мы доживем и на наш век выпадет такая радость, что городу вернут его историческое имя Ульяновск, но для меня самый лучший город на земле, я его так люблю.
К.Мацан
— Вот, расскажи об этом, потому что мы стараемся всех гостей, которые приезжают издалека спрашивать….
А.Пичугин
— Прямо не так уж издалека, между прочим.
Н.Земскова
— Да уж, на самолетике два часа, меньше даже.
К.Мацан
— Это же за МКАДом все-таки. Вот я приехал в Ульяновск, куда мне пойти, если у меня есть деньги?
А.Пичугин
— О, я тебе расскажу потом, куда тебе надо сходить, только после эфира.
К.Мацан
— Я тебя позову в программу потом на эту тему.
Н.Земскова
— На кордодром конечно, на самый большой крытый корд холл в России. Вот там можно погонять, кто это любит, ну, а так если говорить не о развлечениях, а о том, чем велик наш город, это конечно Волга-матушка, мы Приволжский федеральный округ, мы все там города на Волге. У нас самое широкое место в Ульяновске. У нас две реки текут в абсолютно разных направлениях, это тоже удивительно.
А.Пичугин
— Императорский мост, Президентский мост.
Н.Земскова
— Да, у нас самый длинный мост в Европе. Мы авиационная столица России, город, динамично развивающийся и чем вот он интересен, вы задали вопрос, тоже часто задают, все ассоциируют – это наверно Москва, это какой-то столичный там проект, а как из Ульяновска? Как на периферии тут выстрелило. Вообще, сам Ульяновск, он поднялся из руин, этот город, мы знаем, чья это Родина и как он пострадал в годы лихолетия, наверно, ни один город столько не перенес, сколько вот Симбирск, с лица земли стерто было все, вот все святыни, монастыри, храмы, но два, три только осталось, а сейчас несколько сотен, более трехсот храмов нашей метрополии, вот, и вот в духовном плане…
К.Мацан
— На всякий случай все-таки напомним, что это родина Ленина.
Н.Земскова
— Да.
К.Мацан
— Но просто на всякий случай, вдруг кто не знает, забыл.
Н.Земскова
— Он, надо сказать, этот город, не любил, он называл его жалким городишкой, вот, ну, в духовном плане он очень был силен, в дореволюционное время его называли город куполов. И мы знаем, что во время Великой отечественной войны Московская патриархия была временно…
А.Пичугин
— Эвакуирована, да, в Ульяновск.
Н.Земскова
— Да, как раз в наш город, это о многом говорит, и сегодня он действительно воскрес в духовном плане и, может быть, и не просто так, что проект родился вот именно на этой земле. То есть он так мощно…
А.Пичугин
— Да. Какая-то символика в этом прослеживается, конечно, да. Надь, а смотрите, у вас недавно новый архиерей в епархии появился, владыка Анастасий. Он как-то принимает участие?
Н.Земскова
— Я думаю, что в скором будущем, да, он тоже будет отвечать, причем с архиереями мы записываем видео версию и архиепископ Амвросий из Петербурга, он тоже отвечает на вопросы и…
А.Пичугин
— Архиереи сами отвечают на вопросы или там секретариат сидит и печатает?
Н.Земскова
— Ну, он сидит перед камерой, мы записываем…
А.Пичугин
— А ему можно задать вопрос и надеяться…. Что вот я хочу спросить что-то у владыки Н.
Н.Земскова
— Ну, это тоже владыка сам определяет. Если ему удобнее в формате видео-версии участвовать в нашем проекте, то, пожалуйста, если там про службы есть, оборудование есть то это легко воплотить в жизнь. Но некоторые владыки отвечают сами, у нас два владыки епископа, легко, тоже через планшет отвечают без проблем, можно и владыке задать вопрос.
К.Мацан
— А на вопрос, не связанный с духовной жизнью, например, какой-то там человек не равнодушный скажет, зачем вам в церкви столько золота, не лучше ли отдать бедным. Ну, я сейчас стереотипный вопрос привожу в пример. На такой вопрос владыка ответит?
Н.Земскова
— Ну, а как же не ответит? Мы же не говорим, что вот на эти вопросы мы будем отвечать, а на эти не будем.
К.Мацан
— Это важно.
Н.Земскова
— Да, на все вопросы отвечаем.
А.Пичугин
— А задают какие-то самые простые, житейские вопросы: «Батюшка, а вы за Спартак или за Зенит»,
Н.Земскова
— Задают, да.
А.Пичугин
— Ваша любимая марка автомобиля?
Н.Земскова
— Ну, задают, спрашивают и лоб об этом тоже, о музыкальных каких-то предпочтениях, о путешествиях. Спрашивают, разные вопросы задают. Я сама с удовольствием читаю, у меня тоже есть любимые батюшки в проекте, я прямо жду их новых ответов и бесконечно просвещаюсь сама, удивляюсь.
А.Пичугин
— То есть резюмируем – мы в ближайшее время ждем мобильное приложение, книжку и фестиваль.
Н.Земскова
— А фестиваль… не обещаю, но подумаем.
К.Мацан
— И еще раз ждем Надежду Земскову в гости, журналиста, автора и руководителя интернет-проекта «Батюшка онлайн», нашу гостью из Симбирской митрополии, из города Ульяновск. Спасибо огромное за разговор, за этот «Светлый вечер».
А.Пичугин
— Спасибо.
К.Мацан
— В студии были Алексей Пичугин и я - Константин Мацан.
Н.Земскова
— Спасибо большое.
К.Мацан
— Мы напоминаем нашим слушателям что у нас есть сайт radiovera.ru, в котором есть раздел «Голос слушателя», где вы можете найти темы предстоящих программ, высказаться свое мнение, задать вопрос, кстати, тоже, который потом мы обсудим в эфире с нашими гостями, ваше мнение, можете поделиться и это мнение… самое интересные мы выскажем также в эфире, пусть слышат все. Также есть наша страница в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где тоже можно задавать вопросы, делиться мнениями, высказывать позиции. Давайте делать «Светлый вечер» вместе. До свидания.
А.Пичугин
— Будьте здоровы,
Н.Земскова
— Всего доброго.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.