Игумен одной обители, находившейся неподалеку от города Бо́ровск, тяжело заболел. 30 лет до того был он заботливым отцом для братии, но теперь решился оставить настоятельство и принять великую схиму – высшую степень монашества. В тишине и покаянии он собирался провести остаток дней. Однако, неожиданно выздоровев, по велению самой Богородицы он поселился на другом берегу реки и основал новую обитель в честь Рождества Пречистой. Звали этого монаха Пафнутий.
Монастырь очень быстро стал новым центром духовной жизни. Сюда стекался простой народ, приезжали бояре и князья, и все просили игумена о совете и о молитве. И ко всем – независимо от звания, богатства и положения – он относился с любовью. И всем говорил правду.
Однажды некий гордый человек пришел за благословением святого и надменно спрашивал у братии, где найти старца. Он не знал преподобного в лицо и, случайно встретив, толкнул и стал грубо говорить.
Гордый человек:
- Эй, ты! Покажи мне, где здесь Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
- Постой, успокойся, что ты? Мне кажется, тобой овладел лукавый и гордый дух.
Гордый человек:
- Да тебе ли указывать мне?! Кто ты такой?! (вдруг меняет интонацию, догадывается, немного пугается) Так ты и есть Пафнутий?
Преподобный Пафнутий:
- Да, это я.
Горделивый человек был в смятении. Он вскочил на коня и поскакал прочь, то злясь на старца, то стыдясь своей грубости:
Гордый человек:
- О, не таким оказался тот, кого считал я великим… Да разве даст он мне теперь благословение? А нужно ли оно мне? Это просто нищий монах. Нет же, это чудотворец и святой. Что делать мне? Я так грешен, что даже у старца не будет для меня теперь теплого слова…
Вскоре к старцу прибежали люди и стали рассказывать о неком человеке, который прямо на лошади заехал в монастырский пруд и не хочет выходить, говоря, что здесь собирается утопиться. Старец вздохнул и начал молиться Богородице, прося у нее милости к несчастному. Через некоторое время тот человек, растрепанный и мокрый, но уже спокойный, вновь пришел к Пафнутию.
Гордый человек:
- Отче, дай припаду к твоим ногам. Прости меня, прости! Никогда еще не было мне так легко, так спокойно на душе! Благодарю тебя, отче Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
- Не меня благодари, дитя, благодари Пречистую, она избавила тебя от гордыни и уныния, съедавших тебя изнутри. Богородица здесь хозяйка. Все лишь ее молитвами.
Немало еще чудес было явлено святым. По его молитвам появлялась у голодных пища, разрешались безвыходные ситуации, исцелялись больные.
Знаменитый иконописец Дионисий пришел делать росписи в монастырском соборе, но не мог начать – у него сильно болели ноги. Пафнутий благословил его, и когда тот взялся за работу, болезнь отступила.
Жизнь старца была проста и строга. У него были самая бедная келья и облачение, он мало ел и много постился, из общих работ выполнял самые тяжелые – носил камни, рубил дрова, копал огород, и в то же время он всегда первым приходил на молитву.
Последнюю неделю жизни святой провел в посте и молитве, выходя из кельи только ради церковной службы, и благодарил Бога за данные ему перед смертью шесть дней покаяния без суеты.
Также он велел, чтобы на похоронах не было никого из мирских. Братия тихо и почти тайно похоронила его. А когда стала распространяться весть о кончине старца, потянулся народ к обители святого, поклониться могиле его и попросить о небесном заступничестве.
Сейчас мощи преподобного покоятся в соборе Рождества Богородицы основанного им Свято-Пафнутьевского Бо́ровского монастыря. И по сей день, обращаясь к святому Пафнутию, многие верующие получают от Бога помощь и поддержку в добрых своих делах.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия