«Счастье заложено в нас самих и не зависит от внешних обстоятельств» - так мудро и весьма оптимистично начинает английский писатель Оливер Голдсмит одну из глав своего романа под названием «Векфилдский священник». Этим ярким литературным произведением середины восемнадцатого века восхищались Гёте и Диккенс, Толстой и Карамзин. У нынешнего читателя тоже есть возможность по достоинству его оценить: книгу Оливера Голдсмита «Векфилдский священник» легко найти на прилавках магазинов, в том числе - в современном «карманном» формате издательства «Азбука-классика».
От книг эпохи европейского Просвещения обычно ждёшь воинствующего антиклерикализма или религиозной сатиры – такое уж тогда было время. И поэтому особенно отрадно, что Голдсмит в своём романе, вопреки литературной моде, этим путём не пошёл. Наоборот, он создал произведение, пронизанное христианским духом, пробуждающее в читателях веру и способность сочувствовать и сострадать.
Главный герой книги, он же – рассказчик, - благочестивый сельский священник пастор ПрИмроз, отец большого семейства. Однажды его благополучная и обеспеченная жизнь вдруг превращается в череду страданий и лишений: банкир обманывает пастора и скрывается с его деньгами; старшую дочь похищает беспринцИпный сосед-помещик, сгорает дом Примрозов, а сам священник в итоге оказывается в долговой тюрьме. Кажется, кто не сломался бы, не потерял надежду, находясь в таком непростом положении? Но только не Векфилдский священник! Писатель Оливер Голдсмит щедро наградил своего героя душевной стойкостью, смирением и верой в то, что Бог даже страдания посылает нам не напрасно и обязательно поможет их преодолеть. При этом пастору Примрозу не откажешь и в чувстве юмора. Даже в самые тяжёлые моменты он не утрачивает способность улыбаться, так что читатели не только поплачут над злоключениями героя, но вдоволь посмеются над его истинно английскими, тонкими и умными шутками.
Стоит заметить, что в отличие от многих литературных произведений того времени, роман читается легко и непринуждённо, как говорится, на одном дыхании. При этом нём присутствует и глубокий психологизм, и – в хорошем смысле этого слова – высокая мораль. А невероятная динамичность сюжета и его непредсказуемая развязка легко дали бы фору современным детективам.
Многие критики отмечают схожесть сюжета романа с известной Библейской историей об Иове многострадальном. По крайней мере, вывод из этих двух историй один и тот же: быть смиренным в беде и благодарным в счастье. Потому что, как мудро подметил Оливер Голдсмит устами своего «Векфилдского священника», и беда подчас оборачивается благом.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»