Многие знают людей, которые были воспитаны в православных семьях. Некоторые из них взрослея, становятся осознанными прихожанами, а других уносит житейским морем от Церкви. И от тех, поживших без Бога, потом можно услышать чудесные истории возвращения.
Я хочу рассказать о моём друге Николае. Мы с ним познакомились тогда, когда он пытался вернуться в Церковь. Расскажу эту историю так, как он передал её мне. От первого лица. Итак, Николай рассказывает:
Мои родители были воцерковленными людьми и часто водили меня в храм. Я ходил в церковь вместе с ними, но это было неосознанно, так сказать, по умолчанию. В детстве не было никаких вопросов, но чем старше я становился, тем меньше мне хотелось в Храм. Детская вера охладевала, если так можно сказать. Как и многие в подростковом возрасте я бунтовал против всего церковного, совсем перестал ходить в храм и снял с себя крестик.
Ну, а дальше закрутила жизнь: университет, вечеринки, а после уже работа и какая-то усталость. Такая, что не лечится отдыхом за стаканом крепкого чая с друзьями по выходным. Стремительно разрасталась дыра внутри души, из которой веяло холодом.
В тот момент, помню, искал хоть какую-то соломинку, за которую можно было бы ухватиться в своей жизни. Тогда я вспомнил, как было хорошо и спокойно в детстве с родителями в храме. Пошёл в тот самый, куда ходили семьей. Стены, иконы, фрески, всё как раньше. Однако я чувствовал себя лишним. Решил стоять всю службу с надеждой, что может хоть что-то мне откроется о моей жизни.
Стою полчаса, потом уже час — ничего не происходит. Смотрю по сторонам. Надо же, оказывается стою как раз около иконы моего святого, святителя Николая. Я захотел с ним пообщаться душой. Но изнутри никак не могло ничего прорваться. Как старые, заржавевшие шестерни, была моя душа. Смог сказать с тяжестью только одну фразу, даже какую-то детскую: «Святой Николай, сделай чудо!».
И уже приготовился уходить из храма. Но ко мне подошел высокий рыжеволосый парень в больших очках, и такой, открытой радостной улыбкой, протянул руку, сказал: «С праздником! Я увидел тебя впервые в нашем храме, решил подойти. Не хочешь присоединиться к нашему чаепитию и евангельскому кружку после службы?». В этот момент я почувствовал, что здесь вовсе не чужой. Так начался процесс моего возвращения в церковь, к Богу...
Я перебил своего друга вопросом:
— Высокий рыжий парень, под два метра, и стрижка ежиком, да?
— Да... ты его знаешь?
— Думаю, это мой однокурсник. Он тоже в ваш храм ходит.
Я показал фото в телефоне.
— Ага, он — подтвердил мой друг
— Надо же! А вы познакомились, ты знаешь, как его зовут?
— Нет... На трапезе уже за разными столами сидели.
— То есть, ты не знаешь, как его зовут. Николай! Тоже Николай. Смотри как получилось: вы в тот день встретились, три Николая: ты, он и Николай Мирликийский.
Не скажу, что мой друг сильно удивился. Он радостно улыбался. Святой Угодник Божий Николай творит чудеса. Быстро приходит на помочь. И сколько в этом любви! Божьей любви! Как все-таки внимательно и нежно Бог заботится о нас, посылая обстоятельства и людей в помощь!
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Свято-Троицкий храм — Челябинск
Челябинск — один из областных центров России. Он расположен на границе Сибири и Урала, в окружении живописных озёр. Город был основан в 1736 году на правом берегу реки Миасс как оборонительная крепость. Она защищала юго-восточные рубежи Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Они и построили в крепости первую деревянную церковь во имя святителя Николая.
Город стремительно рос. В середине восемнадцатого столетия жители стали застраивать левый берег Миасса. Новый район назвали Заречьем. Из крепости сюда перенесли, предварительно разобрав по брёвнам, Никольский храм. К сожалению, вскоре деревянное здание сгорело при пожаре и в 1820 году челябинские купцы поставили на его месте небольшую каменную церковь во имя Святой Троицы. К началу двадцатого века этот храм обветшал и его пришлось снести.
В 1913 году Заречную часть Челябинска украсила новая Троицкая церковь. Строительство величественного здания из красного кирпича было приурочено к празднованию трёхсотлетия царственного дома Романовых. Храм стал духовным и общественным центром города. При нём открылись школа с богатой библиотекой и общество милосердия для помощи нуждающимся.
Приходскую жизнь Троицкой церкви прервала революция 1917 года. Безбожники закрыли храм и несколько десятилетий под его сводами размещался краеведческий музей. В 1990 году здание вновь стало принадлежать православным. Верующие восстановили закрашенные в советское время настенные росписи, а из музейных хранилищ вернулись святыни, принадлежавшие Троицкой церкви до революции. Это частицы святых мощей апостолов Тимофея и Андрея, мученика Трифона, великомученика Пантелеимона, а также преподобного Серафима Саровского. По молитвам перед ковчежцем с мощами в двадцать первом столетии совершилось несколько чудесных исцелений.
При Троицкой церкви сложилась дружная община. Священнослужители и прихожане организовали социальную службу, которая молитвенно и материально поддерживает людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они навещают больных, кормят малоимущих, помогают восстановить документы и обрести кров обездоленным. Для многих горожан Троицкий храм стал источником надежды. Недаром его называют сердцем Челябинского Заречья.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Николая Чудотворца (д. Согиницы, Ленинградская область)
Между двумя озёрами — Онежским и Ладожским, расположилась тихая деревенька Согиницы. Когда-то здесь была территория Олонецкой губернии, современной республики Карелия. А сегодня это самая окраина Ленинградской области. Сюда непременно стоит добраться — чтобы увидеть редкую жемчужину — церковь святого Николая Чудотворца, которая стоит в Согиницах с конца 17-го столетия.
Как и село, храм расположен на левом берегу быстрой, извилистой прозрачной реки Важинки. Он стоит почти у самой воды, в которой отражается густой вековой лес. Никольская церковь — уникальный памятник Прионежской школы деревянного зодчества. Высокий храм с шатровым куполом и такой же колокольней был возведён в 1696 году. Церковь срублена из еловых и лиственничных стволов. Она полностью деревянная, из дерева сделаны даже маковки куполов! Воздушная, парящая красота.
На Никольский храм советуют смотреть с воды, из лодки — говорят, именно так его архитектура раскрывается во всей своей многогранности, которая кроется за внешней простотой. Но и с суши церковь производит огромное впечатление. Побелевший от времени тёс, небольшие окошки с решётками и сдержанный резной декор.
Когда-то рядом с Никольской церковью стоял ещё один деревянный шатровый храм — в честь пророка Божия Илии. Он разрушился во второй половине 19-го века. Тогда же, в 1864 году, на его месте был возведён новый. Тоже полностью деревянный, но уже совсем в ином архитектурном стиле, ничем не напоминающем традиционное северное храмовое зодчество. А вот Никольский храм с момента постройки не перестраивался ни разу! Делался кое-какой мелкий ремонт, но, в сущности, и церковь, и колокольня дошли до нас в первозданном виде. Конечно, реставрация необходима, и она идёт — постепенно и очень скрупулёзно. Торопиться при работе с таким уникальным древним памятником, как церковь Николая Чудотворца, нельзя. Ведь важно сохранить исторический облик во всех деталях. Оба храма в Согиницах — и Никольский, и Ильинский — действующие, открыты ежедневно. Окутанные глубокой северной тишиной, они ждут каждого, кто захочет приехать, чтобы помолиться в их древних бревенчатых стенах.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Воздвижения Креста Господня (Волково, Рамешковский район, Тверская область)
Деревня Волково в Рамешковском районе Тверской области — место, где царит упоительная тишина. Вокруг леса, луга, да речка Кушалка вьётся среди поросших камышом обрывистых берегов. Простор и покой. Народу здесь осталось совсем немного и местные жители всегда рады гостям. А заезжают сюда часто, хотя дорога от трассы до деревни сложная — грунтовка да булыжники. Привлекает сюда людей церковь Воздвижения Креста Господня.
Пятиглавая, с шатровой колокольней, из красного кирпича, не утратившего со временем яркости, она стоит чуть поодаль от деревни. Храм был построен в начале ХХ столетия. Он принадлежал женской монашеской сельскохозяйственной общине «Труд и молитва». Её насельницы выращивали в деревне овощи и фрукты, занимались птицеводством и рыбной ловлей. И, конечно, молились — именно здесь, в Воздвиженском храме. Белоснежная нарядная пятиглавая церковь была видна издалека. Сохранилась дореволюционная фотография храма — на ней видно, каким красивым он когда-то был. По воспоминаниям очевидцев, его окружал ельник, который высадили монахини.
После 1917 года общину расформировали. Однако богослужения в храме продолжались вплоть до конца 1930-х. Настоятелем церкви в те годы был священник Владимир Чекалов, причисленный ныне к лику новомучеников и исповедников Российских. Воздвиженский храм закрыли после его ареста. К моменту, когда в 2000-е годы храм передали Русской Православной Церкви, здание сильно обветшало, но не утратило своего величия. Кровля поросла деревьями, но всё так же высятся на куполах кресты. А внутри чудом сохранились деревянный резной трёхъярусный иконостас и печь, которая когда-то отапливала храм — судя по остаткам облицовки, она была изразцовой.
Жители Волково надеются, что придёт время, когда в церкви снова совершится Божественная Литургия и продолжают с благоговением молиться в разрушенном храме. Они верят — вместе с ними невидимо и неслышно молится ангел, все эти годы хранящий святыню их села.
Все выпуски программы ПроСтранствия







