В сторожку недавно открытого Технического училища жители Ярославля ходили, как на экскурсию. За несколько дней там, кажется, успел побывать весь город! Мальчишки часами висли на заборе, и, едва завидев сторожа, канючили: «Дяденька, дай трубочку послушать!..» Сегодня сложно представить, что такой переполох мог образоваться всего-навсего вокруг… телефонного аппарата! Но в тысяча девятисотом году в Ярославле такую роскошь как телефон могли позволить себе только очень богатые люди.
Впрочем, купец Николай Петрович Пастухов, построивший училище и установивший в его сторожке баснословно дорогую по тем временам телефонную связь, безусловно, был очень богат. Его называли «железным королём», он владел пятью металлургическими заводами и фактически устанавливал цены на железо по всей стране. Неудивительно, что задумав открыть в родном Ярославле училище, он остановил выбор именно на техническом профиле.
Пастухов видел, какими бурными темпами развивается отечественная промышленность, и понимал, что ей остро не хватает квалифицированных кадров. Николай Петрович мечтал о таком учебном заведении, где технических специалистов готовили бы по самым современным стандартам, а может быть, даже и опережая развитие прогресса. Поэтому наличие телефона в училище было не экзотикой, а простой необходимостью. Училище быстро обрело высокий статус среди специальных учебных заведений России, и по праву считалось одним из лучших. Капитал в сто тысяч, оставленный им на содержание училища, целиком и полностью освобождал студентов от платы за обучение.
Однако училище, в итоге обошедшееся Николаю Петровичу ни много ни мало в четверть состояния, было далеко не единственным благотворительным проектом богатого предпринимателя, прекрасно чувствовавшего и понимавшего нужды людей, живущих рядом с ним. Вместе со своим дядей Николай Пастухов учредил в Ярославе «Богадельню для призрения престарелых и увечных людей». Помимо постоянных денежных пожертвований, Николай Петрович взял на себя исполнение обязанностей эконома в этом благотворительном учреждении. Он был активным деятелем Общества помощи нуждающимся переселенцам, являлся попечителем Александровского дома призрения для мальчиков-сирот и Почетным членом губернского попечительства детских приютов.
Внешне казавшийся многим несколько жёстким и отстранённым, Николай Петрович в действительности имел доброе и сострадательное сердце. Его по-настоящему волновала участь детей-сирот, и щедрые пожертвования Пастухова на содержание Ольгинского детского приюта - красноречивое тому подтверждение. Дом Трудолюбия, городская библиотека, амбулатория и больница в Ярославле тоже поддерживались на средства Николая Петровича. А в городе Сулине, в рабочем поселке при одном из своих заводов, Пастухов построил храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Любой ажиотаж вокруг своей благотворительной деятельности Николай Петрович Пастухов немедленно пресекал. Он не любил делать что-то напоказ. Творить добро для него, воспитанного на евангельских словах Христа: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил», - было так же естественно, как ходить или говорить.
Всю жизнь желавший людям только добра, Николай Петрович Пастухов остался верен себе до последнего вздоха. «Прошу детей моих жить в мире и согласии, быть щедрыми, не допускать в своем образе жизни излишней роскоши, о чём молю Господа», - написал в своём завещании этот Благотворитель с большой буквы.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России