В сторожку недавно открытого Технического училища жители Ярославля ходили, как на экскурсию. За несколько дней там, кажется, успел побывать весь город! Мальчишки часами висли на заборе, и, едва завидев сторожа, канючили: «Дяденька, дай трубочку послушать!..» Сегодня сложно представить, что такой переполох мог образоваться всего-навсего вокруг… телефонного аппарата! Но в тысяча девятисотом году в Ярославле такую роскошь как телефон могли позволить себе только очень богатые люди.
Впрочем, купец Николай Петрович Пастухов, построивший училище и установивший в его сторожке баснословно дорогую по тем временам телефонную связь, безусловно, был очень богат. Его называли «железным королём», он владел пятью металлургическими заводами и фактически устанавливал цены на железо по всей стране. Неудивительно, что задумав открыть в родном Ярославле училище, он остановил выбор именно на техническом профиле.
Пастухов видел, какими бурными темпами развивается отечественная промышленность, и понимал, что ей остро не хватает квалифицированных кадров. Николай Петрович мечтал о таком учебном заведении, где технических специалистов готовили бы по самым современным стандартам, а может быть, даже и опережая развитие прогресса. Поэтому наличие телефона в училище было не экзотикой, а простой необходимостью. Училище быстро обрело высокий статус среди специальных учебных заведений России, и по праву считалось одним из лучших. Капитал в сто тысяч, оставленный им на содержание училища, целиком и полностью освобождал студентов от платы за обучение.
Однако училище, в итоге обошедшееся Николаю Петровичу ни много ни мало в четверть состояния, было далеко не единственным благотворительным проектом богатого предпринимателя, прекрасно чувствовавшего и понимавшего нужды людей, живущих рядом с ним. Вместе со своим дядей Николай Пастухов учредил в Ярославе «Богадельню для призрения престарелых и увечных людей». Помимо постоянных денежных пожертвований, Николай Петрович взял на себя исполнение обязанностей эконома в этом благотворительном учреждении. Он был активным деятелем Общества помощи нуждающимся переселенцам, являлся попечителем Александровского дома призрения для мальчиков-сирот и Почетным членом губернского попечительства детских приютов.
Внешне казавшийся многим несколько жёстким и отстранённым, Николай Петрович в действительности имел доброе и сострадательное сердце. Его по-настоящему волновала участь детей-сирот, и щедрые пожертвования Пастухова на содержание Ольгинского детского приюта - красноречивое тому подтверждение. Дом Трудолюбия, городская библиотека, амбулатория и больница в Ярославле тоже поддерживались на средства Николая Петровича. А в городе Сулине, в рабочем поселке при одном из своих заводов, Пастухов построил храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Любой ажиотаж вокруг своей благотворительной деятельности Николай Петрович Пастухов немедленно пресекал. Он не любил делать что-то напоказ. Творить добро для него, воспитанного на евангельских словах Христа: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил», - было так же естественно, как ходить или говорить.
Всю жизнь желавший людям только добра, Николай Петрович Пастухов остался верен себе до последнего вздоха. «Прошу детей моих жить в мире и согласии, быть щедрыми, не допускать в своем образе жизни излишней роскоши, о чём молю Господа», - написал в своём завещании этот Благотворитель с большой буквы.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.