Однажды мы поехали в Оптину Пустынь навестить подругу, которая подвизалась трудницей в монастыре. Это была моя первая поездка в знаменитую обитель, и скорее напоминала экскурсию, нежели паломничество. На тот момент в храм я заходила довольно редко — свечку поставить, полюбоваться на красивые иконы, не более. И вообще считала, что мне в храм не очень-то и нужно, усиленно сопротивлялась любым попыткам меня воцерковить.
Лето было в самом разгаре. Наша компания остановилась передохнуть возле реки Оки. Конечно же, захотелось искупаться. В такую жару очень приятно окунуться в прохладную реку. Я вошла в воду, поплыла, но никто не предупредил о том, что в Оке очень сильное течение. Не успела проплыть пару метров, как течение захватило меня и понесло вдоль берега. Я гребла что есть сил, стараясь вернуться на сушу, но лишь стремительно удалялась от места нашего привала.
Меня несло мимо таких же отдыхающих, все дальше по течению. С ужасом осознала, что люди на берегу даже не догадываются, что одинокому пловцу нужна помощь: почему-то я стеснялась кричать «помогите!», молча, теряя силы, боролась с течением. От одной мысли, что сейчас река унесет меня в неизвестном направлении и поездка в Оптину закончится трагедией, стало по-настоящему страшно. И я взмолилась Богу.
Не могу даже объяснить, как удалось победить течение. Показалось, что сила воды ослабла, я смогла выбраться на берег и пешком вернуться к своим спутникам. На дрожащих ногах дошла до машины.
Через пару часов мы, наконец, прибыли в монастырь. Там мне сказали, что это обычное дело: когда едешь в святое место, готовься к искушениям.
Благодать и умиротворение святой обители почти изгладили из памяти тот животный страх. Но я пыталась проанализировать, к чему было подобное искушение? Меня хотели так припугнуть? Мол, не придешь в Церковь, Бог тебя накажет? Но эту мысль я сразу отвергла: Бог не наказывает и не устрашает, Он дал человеку свободную волю и уважает эту волю.
Что меня не пускало в храм? Вот такое же течение моей жизни, моих интересов относило прочь от церкви. Конечно, можно плыть по течению, но, во-первых, это опасно, что я и ощутила на себе. Во-вторых, плыть по течению — значит потерять себя, не иметь ориентиров и не знать конечной точки пути. Дорога в никуда. Эти размышления многое прояснили. Любому кораблю нужен маяк, «Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир». Этот маяк — Христос.
Урок был усвоен: без упования на Бога и Его Помощи мы не можем творить ничего, мы абсолютно беззащитны. Уверовав же в Господа, доверившись Ему, можно, как Апостол Петр, даже по воде ходить, не то, что грести против течения.
Значит, решила я, пришла пора начинать плыть в сторону Бога.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема