Наверное, многие обратили внимание на то, что в последнее время и писатели, и в особенности – кинематографисты стали часто обращаться к так называемой «подростковой теме». Правда, создают они на ее основе почему-то почти всегда одно и то же: беспросветную «чернуху», лишенную какого-либо объективного смысла и, как говорят драматурги, сверхзадачи. И вот, когда один такой сериал в прессе вдруг ни с того ни с сего объявили «шедевром» и провозгласили, что еще никогда суровая действительность не представала перед нами в столь реалистичном виде, - очень захотелось возмущенно возразить. Еще как представала! Только говорить о ней умели куда более тонко и умно. Пожалуй, один из самых ярких примеров такого по-настоящему, во всех отношениях, мастерского подхода к теме – это знаменитое «Чучело», трогательная и проникновенная повесть писателя Владимира Железникова.
Кстати, и одноименный фильм, снятый по книге, в котором сыграла совсем еще юная тогда Кристина Орбакайте, тоже получился потрясающе сильным и светлым. И это несмотря на то, что в произведении предостаточно и жестокости, и несправедливости. Иначе и не назовешь отношение одноклассников к новенькой, Лене Бесольцевой, которая, не опасаясь последствий, взяла на себя вину Димки Сомова - мальчика, который ей очень нравился. Димка проговорился классной руководительнице о том, что их класс сбежал с уроков в кино. В наказание учительница отменила запланированную поездку в Москву. Ленке одноклассники объявили жестокий бойкот, а Димка не нашел в себе смелости признаться, что виноват на самом деле он…
То, что пережила главная героиня повести Владимира Железникова «Чучело», смог бы вынести далеко не каждый взрослый. Лена Бессольцева рассказывала своему дедушке Николаю Николаевичу, как толпа подростков гоняла ее по улицам города, словно зайца, как в её платье нарядили соломенное чучело и подожгли, а её схватили и держали, чтобы не убежала, чтобы смотрела на это. А самое страшное - Димка тоже был с ними. Но Лена все равно после каждого очередного издевательства продолжала верить: он обязательно скоро расскажет всем правду!
Но правда обнаружилась лишь случайно… А отъезд отчаявшейся, затравленной девочки из города неожиданно помог каждому, кто унижал ее, понять, что прощение может быть гораздо выше справедливости, а жертвенность – куда ценнее выгоды. И это - настоящая «школа жизни», а не бессмысленное стремление шокировать публику, ни в какое сравнение, конечно, не идущее с удивительной повестью Владимира Железникова «Чучело».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»