В любом путеводителе по Москве, изданном до 1917 года, обязательно упоминается первая в России богадельня. Сегодня это памятник старины, а до революции о приюте знала вся Россия. Задумал её Борис. Воплотил в жизнь Александр. Восстановил Алексей. А последним хранителем был Фёдор. Фамилия этих людей - Куракины.
В начале 18 века Новая Басманная улица, или как она тогда называлась Капитанская слобода, поскольку жили на ней офицеры, находилась не в Москве, а за её пределами. И тем не менее, слобода эта считалась фешенебельным местом, которое императрица Анна Иоанновна подарила князю Александру Куракину. Подарила с тем, чтобы он выполнил волю своего отца Бориса Куракина и выстроил здесь богадельню для проживания раненых воинов.
Борис Иванович – сподвижник Петра Первого, был дипломатом, общественным деятелем и благотворителем. Он участвовал в нескольких военных кампаниях. И будучи в Париже обратил внимание на знаменитый Дом инвалидов, построенный Людовиком Четырнадцатым. Куракину захотелось возвести такой же дом в Москве. Перед иконой святителя Николая Борис Иванович дал обещание построить Никольский храм, а при нём госпиталь. Построить, как он говорил, «с доброю архитектурою», «по чужестранному обычаю» и «со всякою прекрасностью». Сам Борис Куракин свою мечту воплотить в жизнь не успел и завещал дело сыну Александру.
Александр Борисович желание отца исполнил. Возвёл небольшое здание, где устроил всё, как хотел отец. Госпиталь вмещал двенадцать пациентов и предназначался для старых и раненых людей. У каждого из них была отдельная комната с мебелью. В шкафах висела одежда на все времена года. Кровати Куракин велел заказать такие, которые и у себя не стыдно было бы поставить. К столу старикам подавали мясо и птицу в скоромные дни и рыбу в постные. Бывшим воинам каждый день полагалось пиво и вино. А по праздникам привозили мёд. Позади дома был разбит сад для прогулок. К проживающим не было никаких особых требований. Их только просили ночевать в доме и посещать службы в храме.
Вот так в 1742 году Москва украсилась богадельней и домовым храмом с высокой колокольней в честь Николая Чудотворца. Храм был необыкновенно красив и походил на церковь Сан-Карло у Четырёх Фонтанов в Риме.
Куракинская богадельня стала первым благотворительным заведением в России, построенным и содержащимся на частные деньги. На освящение и открытие пожаловала государыня Елизавета Петровна.
Сами благотворители и попечители богадельни – князья Куракины выстроили себе дом на той же улице. Жизнь госпиталя протекала у них на глазах. Во время нашествия Наполеона в Москву, неприятель устроил конюшню в Никольском храме и разорил его. После войны Алексей Куракин отреставрировал церковь, вложив в дело восемь тысяч рублей.
Спустя ещё восемь лет госпиталь переименовали в странноприимный дом. В дни праздников в честь Николая Угодника здесь бесплатно кормили до пятисот нищих. Кроме того, им выдавали по 10-15 копеек. А тем, кто не успел получить билет на обед, доставалось небольшое материальное пособие.
Один из последних попечителей храма и богадельни - князь Фёдор Куракин тридцать лет бессменно сохранял наследие своей семьи. В самом начале 20 века он пристроил к зданию второй этаж и заменил уличную ограду. Богадельня просуществовала 175 лет. Её закрыли после революции.
Сегодня куракинский приют можно сравнить с очень хорошим домом для престарелых. Но даже и в наше время образцово содержать такое учреждение дело весьма хлопотное. В 18 веке это было намного сложнее. Князья Куракины чести своей фамилии не уронили. Потому-то их детище стало одним из самых необыкновенных благотворительных заведений Российской Империи.
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема