Когда заходит речь о природе нашей области, люди восхищаются в первую очередь панорамами Самарской Луки - и это справедливо! Но, между тем, и в лесостепи на левом берегу Волги есть сказочной красоты места. Например, в десяти километрах от реки – там, где сосновый бор сбегает с холма к озеру, заключая в объятия небольшое село Васильевка.
История этого села неприметной ниточкой вплетена в яркую ткань летописи Поволжья. Подобно многим другим селениям, Васильевка возникла в непростое время, когда царская Россия укрепляла свои позиции в этих вольных краях. На левом берегу Волги, напротив Жигулевских гор по указу императрицы Анны Иоанновны был построен Ставрополь – город Креста. В его стенах были расселены калмыки, принявшие православие и выразившие готовность вести оседлый образ жизни. Основную часть жителей Васильевки, расположенной неподалеку от Ставрополя, также составили крещеные калмыки, переселенные из Оренбуржья. Впрочем, чиновники, занимающиеся заселением Поволжья, старались размещать вчерашних кочевников на новых землях в тесном соседстве с русскими крестьянами. Считалось, что так калмыки быстрее освоят земледелие.
В Васильевке долгое время не было храма – деревня была приписана к Ставропольскому Троицкому собору. Только в 1884 году жители поставили на свои средства деревянную церковь на каменном фундаменте. Освященный в честь Михаила Архангела храм мог вместить до шестисот человек. При нем сразу была устроена библиотека и организована церковно-приходская школа. Впрочем, крестьяне не спешили отправлять своих детей на учебу – всего сто васильевских ребятишек овладели грамотой.
После октября 17-го года красные активисты Васильевки вполне лояльно относились к Михаило-Архангельскому приходу. Наверное, потому что прихожанами себя считали большинство жителей поселка. По документам их было более восьмисот человек. Когда зимой 1923 года церковь сгорела, верующие добились, чтобы им для богослужений выделили здание сельсовета – случай беспрецедентный! Но в 1935 году с религией стали бороться активней, священника выслали из Васильевки, и службы в селе прекратились больше, чем на семьдесят лет.
Едва ли сельчане жили все эти годы без молитвы. В Великую Отечественную войну из Васильевки на фронт ушли пятьсот шестьдесят человек, а вернулись из них только сто шестьдесят два. Что помогало оставшимся в тылу женщинам вынести груз непосильного труда, пережить горечь потерь, если не помощь Бога? Они горячо надеялись, что наступит день, когда в селе снова будет стоять храм.
И надежды воплотились – в начале двухтысячных в Васильевке была построена церковь. Как и в девятнадцатом веке, она освящена в честь Архангела Михаила – предводителя Небесного воинства – Ангельского войска, в котором, может статься, стоят сегодня защитники Отечества земного, убиенные на поле брани.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди