Праздник Покрова Пресвятой Богородицы по своему происхождению - русский. Византийский календарь не знал такого торжества. Хотя само чудесное видение Богородицы, которое мы вспоминаем в этот день, случилось в Константинополе, в начале десятого века. Прославил это событие русский князь Андрей Боголюбский в тысяча сто шестьдесят пятом году. Поэтому византийских или греческих икон Покрова не существует
Первые изображения чуда Покрова Пресвятой Богородицы появились тоже на Руси. Самое древнее из сохранившихся относится к тринадцатому веку. Это рисунок на одном из клейм Золотых ворот собора Рождества Богородицы в Суздале.
Существует несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первый называют по месту возникновения - "суздальским". На таких иконах Пресвятая Богородица сама держит Свой Покров. Среди предстоящих перед Богородицей священники, император, патриарх, монахи, миряне. Всё происходит на фоне храма. Зачастую абрис постройки передаёт черты Влахернской церкви Константинополя, где случилось чудо. Древнейшая сохранившаяся икона Покрова Божией Матери такого типа датируется серединой четырнадцатого века. Она находится в собрании Третьяковской галереи.
После учреждения праздника Покрова Пресвятой Богородицы он начал распространяться по Руси. Одними из первых новое торжество в честь Царицы Небесной приняли и прославили новгородцы и псковитяне. В Пскове был открыт первый Покровский монастырь. Возможно, поэтому здесь сложился свой тип икон Покрова. На них покрывало-омофор держит не сама Богородица, а парящие над Девой Марией ангелы.
Храм изображается как бы в разрезе, он символизирует всю вселенную, которая сама стала храмом славы Божией.
На многих иконах в центре композиции находится фигура диакона, возглашающего хвалу Владычице Небесной. Это известный византийский церковный поэт, преподобный Роман Сладкопевец. По преданию свой дар он получил от Пресвятой Богородицы. Роман начинал служить именно во Влахернской церкви.Казалось бы, зачем его помещать на икону Покрова? Но дело в том, что икона многомернее живописного полотна. Присутствие при событии Покрова известного византийского гимнографа усиливает тему общецерковного прославления Богородицы. Кроме того, четырнадцатое октября - это день памяти Романа Сладкопевца.
В любом из вариантов иконография Покрова - это торжество Церкви. Это радость всего рода христианского, у которого есть Заступница-Богородица, покрывающая его и сберегающая от всякого зла честным Своим омофором.
Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова: «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери».
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.