Менее чем в двух километрах от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере расположен монастырь, побывав в котором однажды, навсегда оставляешь своё сердце. Сочетание живописной местности и строгого аскетизма пещерных храмов у любого вызовут восхищение и трепет. Особенно хорошо здесь весной. Деревья облачаются в белые одежды, а соловьи, слушающие через распахнутое окно храма монотонный величественный баритон монашеского пения, дополняют его своими чистейшими тенорами.
Бахчисарайский Успенский мужской монастырь. Его называют ещё Крымской лаврой и Крымским Афоном. Один из самых славных и древних Крымских монастырей.
Точно определить время его основания сегодня сложно. В учёном мире существуют две версии.
Согласно первой, монастырь основали греческие монахи, в VIII веке бежавшие из Византии от преследования за почитание икон. Ущелье, чем-то похожее на Афон – монашеский полуостров на территории современной Греции – напомнило им родные края. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи – свои новые жилища.
Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Чуфут-Кале, что находится на вершине горы рядом. Но после захвата её турками в 1475 году он был перенесен на новое место. Православные греки называли своё поселение – Мариамполь – город Девы Марии. К этому же времени относят чудесное явление здесь Бахчисарайской иконы Божьей Матери.
В пещерах жили монахи, а в ущелье внизу поселились миряне-христиане. Не легко жилось и тем, и другим под гнётом турецкой власти. В 1778 году императрица Екатерина Вторая, ввиду притеснений христианского населения Крыма, дала распоряжение на его переселение в Азовскую губернию. Под предводительством епископа Игнатия жители и монахи Мариамполя, неся перед собой Бахчисарайскую икону Божьей Матери, покинули свои родные места и переселились в Северное Приазовье. Город, который они основали, до сих пор носит близкое и дорогое для них название, созвучное с родным – Мариуполь.
Возобновление монашеской жизни в Бахчисарайском монастыре относится к середине XIX века. Архиепископ Херсонский Иннокентий Борисов инициировал возвращение монашеской жизни в уже Российский Крым. Бахчисарайский Успенский монастырь снова стал центром крымского Православия.
Во время Первой обороны Севастополя в 1854-1855 годах в кельях, дом паломников и другие строения монастыря стали госпиталем. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.
В 21-м году XX века монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.
Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, трудами настоятеля обители архимандрита Силуана (Макея). Воссоздана пещерная Свято-Успенская церковь, отстроена звонница, восстановлены кельи и хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм во имя Равноапостольных царей Константина и Елены.
Обитель вернулась к жизни. Ведь, как писал апостол Павел, «Бог поругаем не бывает».
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.