
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 209 зач., IV, 4-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня наша Церковь торжествует Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, событие, которого ждали многие поколения порабощённых грехом и смертью людей. Когда мы размышляем об этом, то у нас неизбежно возникает масса вопросов. К примеру, нам бывает непросто понять, почему Христос не мог прийти раньше. Или же почему Он пришёл через рождение от Девы. И почему вообще наше спасение устроено так, как оно устроено. С одной стороны, это вопросы, которые подразумевают развёрнутый и пространный ответ, с другой же стороны, звучащий сегодня во время праздничной литургии в православных храмах отрывок из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Галатам сумел ответить на все эти вопросы буквально тремя небольшими предложениями. Давайте послушаем их.
Глава 4.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Христос, согласно только что прозвучавшему отрывку Послания к Галатам, воплотился тогда, «когда пришла полнота времени». Это, на первый взгляд весьма загадочное выражение, православная традиция прочтения Послания к Галатам традиционно понимает как аналог совершеннолетия человека применительно к человечеству. Мы прекрасно понимаем, что любой человек учится и развивается всю свою жизнь, и совершеннолетие — это лишь необходимое юридическое понятие. Однако понятие возраста зрелости и связанных с ним обязанностей мы можем найти в любой культуре, было оно и в культуре Библии. Это понятие апостол Павел перенёс на все человечество, которое, конечно же, никогда не перестанет развиваться, но при этом оно к моменту Христова Рождества обрело ту степень зрелости, которая позволила Спасителю воплотиться. Толкователи по-разному отвечали на вопрос о том, что же именно подразумевала эта зрелость. К примеру, довольно широко известно предположение, что дело в появлении и усилении Римской империи, ведь внутри империи было удобно нести Благую весть. Конечно, эта мысль выглядит довольно странно, ведь она ставит спасение человечества в зависимость от развития форм бытия государства. Более вероятным видится иное наполнение слов апостола Павла, то, о котором писал святитель Феофан Затворник: «Всё духовное, истинно Божие от Господа Иисуса: внешняя история может идти своим чередом; но среди него незримо зреет племя Божие, — единое ценное, вне коего всё ничтожно». Вызревание упомянутого святителем «племени Божия» — вот та причина, по которой Христос пришёл тогда, когда Он пришёл.
Далее апостол Павел изложил прекрасно известные любому христианину истины: Единородный Сын Божий — Христос — «родился от жены», то есть стал Человеком, но не неким суперменом, нет, Спаситель «подчинился закону». Это последнее выражение можно понимать как минимум двумя способами. Во-первых, как указание на то, что Христос во всём подчинялся иудейскому закону, а во-вторых, как свидетельство того, что Спаситель понёс на Себе все тяготы человеческого бытия, ведь Он стал человеком в полном смысле этого слова, и то, что можно сказать о нас как о людях, можно сказать и о Нём. К второму образу понимания слов апостола Павла склоняют нас и дальнейшие слова Послания к Галатам: «Подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5). Искупление затронуло всех, а не только одних лишь иудеев, и мы знаем, что Господь дал нам свободу от грехов, Он уничтожил их, и мы, веруя во Христа как в Сына Божия, причащаясь Его Тела и Крови становимся с Ним едины, мы получаем усыновление от Бога, а это в свою очередь означает, что мы уже не ничего не значащие рабы, мы, как о том написал апостол Павел, сыновья Божии и наследники Его обетований через Иисуса Христа.
Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы вели жизнь, которая бы соответствовала нашему призванию и нашему высочайшему статусу! Дай Бог, чтобы свет Христова Рождества наполнил наши души, и мы стали проводниками веры Христовой для всех тех, в чьи сердца ещё не проникла Благая весть нашего Спасителя и Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим мастерскую для ребят с инвалидностью в Петербурге

Никита Власов живёт в Санкт-Петербурге. Из-за болезни он не ходит, с трудом говорит, и его не слушаются собственные руки. При этом Никита пишет замечательные картины! Занятия по живописи доставляют юноше огромную радость.
Возможность заниматься творчеством, трудиться, развиваться и общаться Никите и другим молодым людям с инвалидностью предоставляет фонд во имя святой блаженной Матроны Московской в Санкт-Петербурге. Здесь работают 5 мастерских: швейная, ткацкая, керамическая, полиграфическая и живописная. Каждый будний день в них занимаются 30 ребят с различными нарушениями, в том числе и Никита. Если бы не это место, то молодой человек, скорее всего, сидел бы всё время дома. Но сейчас его жизнь наполнена интересом и смыслом. Он хорошо рисует. Многие изображения Никиты переносят на сумки, магниты и кружки, которые изготавливаются в других мастерских фонда. А недавно юноша проиллюстрировал собственные сказки. Скоро они будут изданы.
Живописью с особенными молодыми людьми занимается профессиональный педагог. Под его заботливым руководством молодые люди рисуют маслом, акрилом, пастелью и акварелью. Однако в живописной мастерской они не только реализуют свои творческие способности, но и тренируют бытовые навыки. Каждый знает, что после занятий нужно вымыть кисти и убрать рабочее место. Здесь подопечные учатся действовать самостоятельно.
Чтобы Никита и другие люди с инвалидностью могли продолжать занятия, необходимо приобрести материалы для творчества и оплатить работу педагога. Вы можете в этом помочь. Сбор для живописной мастерской фонда во имя святой блаженной Матроны Московской открыт на портале «Милосердие.Ru», в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Олег Святославич». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о судьбе одного из правителей Руси конца 11-го века — князя Олега Святославича, прозванного в «Слове о полку Игореве» «Гориславичем». Жизнь князя Олега была наполнена многочисленными событиями, кровавыми междоусобными войнами, борьбой за власть и княжеские уделы.
Каким был князь Олег Святославич в начале своей жизни и каким стал к ее концу — об этом шел разговор в этой программе.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Олег Святославич». Сергей Алексеев
- «Николай Гоголь как христианин». Екатерина Федорчук
- «Философ Иван Александрович Ильин». Юрий Закунов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианин в современном мире». Марина Птицына

У нас в студии была музыкант, художник, педагог, многодетная мама Марина Птицына.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, об удивительных свидетельствах помощи Бога и святых в сложных обстоятельствах и как сегодня для нее объединяются семья, творчество, работа и церковная жизнь.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья