Послание к Евреям святого апостола Павла. Глава 1, стихи 1-12.
Несмотря на то, что христианство зародилось внутри иудейской цивилизации, именно еврейский народ, в большинстве своем, не принял Иисуса Христа и Его учение. Начиная с печальных событий, произошедших в Иерусалиме в 30-х годах нашей эры и приведших к казни Спасителя, духовные вожди народа избранного, так называемые фарисеи и саддукеи, делали все возможное, чтобы препятствовать проповеди Евангелия в Палестине. Почти сразу после казни Христа, мученическую смерть от рук соплеменников приняли некоторые апостолы, ближайшие ученики Спасителя. Их кончина противниками христианства представлялась в качестве заслуженной казни, причиной которой было нарушение предписаний Ветхого Завета. Первым случаем, когда гибель христианского проповедника не была хоть как-то оправдана, стало убийство святого Иакова Праведного, первого епископа Иерусалима. Не сумев вменить ему нарушение закона Моисея, фарисеи и саддукеивсе же возвели Иакова на крышу храма Соломона, откуда столкнули его вниз на землю. Согласно преданию, смерть Иакова Праведного стала причиной, по которой Бог попустил разрушение Иерусалима римскими солдатами в 70 году. После гибели святого Иакова христианская община Палестины пришла в смятение. Успокоил и воодушевил христиан Святой Земли апостол Павел, направивший им послание, вошедшее в Библию под названием «Послание к евреям».Отрывок из него читается сегодня утром во время богослужения.
1.1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 1.2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
1.3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 1.4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
1.5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
1.6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
1.7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
1.8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты.
1.9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
1.10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; 1.11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 1.12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Специфика Послания к евреям заключается в том, что оно было адресовано евреям, принявшим христианство. Составляя текст послания, апостол Павел делал акцент на ветхозаветных пророчествах, посвященных Иисусу Христу. Павел последовательно доказывает, что в течение веков евреи ожидали именно Христа и трагедия народа избранного состоит в том, что он своего Спасителя обрек на крестную казнь. Евреи стали жертвой самообмана – они полагали, что Мессия обязан быть политическим освободителем Израиля от власти Рима, его правителем-царем. Христос же пришел с иной, значительно более высокой целью. Он освободил не только евреев, но и всех людей от господства зла, дал каждому человеку способность победить в себе грехи и пороки. Это стало возможным благодаря тому, что Христос был не проповедником и не пророком, а Сыном Божиим, принявшим человеческую плоть. Апостол Павел в прозвучавшем отрывке текста своего послания сравнивает Спасителя с ангелами и прямо говорит о том, что Христос превосходит в Своем величии все духовные силы. Спаситель Иисус Христос – это Сын Божий во всем равный Богу Отцу и Святому Духу. Он в составе Пресвятой Троицы сотворил мир, создал человека. Христос, принеся в жертву на Кресте, преодолел преграду смерти. Павел прямо говорит, что в нашем мире все может измениться, может разрушиться и сам наш мир, но Христос останется прежним. Вот что он имеет ввиду, когда говорит: «Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь… Ты тот же, и лета Твои не кончатся». Христос, по мысли апостола Павла, это тот непоколебимый камень, жизненную опору в котором может найти каждый православный христианин.
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.