Поэт Евгений Баратынский в детстве называл себя «пажом королевы». Королевой маленький Евгений считал свою маму Александру Фёдоровну. С ней он был неразлучен до тех пор, пока не пришла пора уехать из родного дома на учёбу. Мама в письмах просила сына не беспокоиться о ней. Евгений отвечал: «Разве есть для меня в мире кто-нибудь дороже матери, да ещё такой доброй и нежной, как Вы? Ах, маменька, сын, который не тревожится о матери — не сын».
Баратынская овдовела, когда ей было 34 года. Она осталась одна с шестью детьми и была беременна седьмым. Казалось, горе удесятерило её силы. Александра Фёдоровна построила в своём поместье Мара Тамбовской губернии храм в память о супруге и посвятила себя детям. Своим трудом она создала идеальный дом, а в нём идеальный мир, в котором и рос Евгений, больше всего на свете любивший сидеть рядом с мамой, когда она читала вслух или когда наигрывала мелодии на клавесине. Для мальчика не было места лучше Мары, в которой летом так приятно лежать на траве, считать облака, проплывающие по небу и слышать мамин голос, зовущий к обеду.
Александра Фёдоровна с отличием окончившая Смольный институт благородных девиц, хотела, чтобы её дети выросли всесторонне образованными людьми. Пока был жив супруг она вместе ним, а потом и одна занималась с ними русским и иностранными языками. «Бубинька уже выучился грамоте и теперь пишет. У него благодаря Бога понятие очень хорошее, и мы, игравши с ним, учим», — писал о четырёхлетнем Евгении отец — генерал Баратынский. Все его дети учились охотно и были такими, какими мечтала видеть их мать: музицировали, рисовали, пробовали себя в поэзии. Заметив в Евгении литературный дар, Александра Фёдоровна его развивала, руководила чтением мальчика. Сын делился с ней мечтами стать поэтом, приносил свои стихотворения — самое первое было посвящено маме — и говорил, что если она найдёт у него талант, он будет учиться и совершенствовать свои способности.
Юношей Евгений «заболел» морем и решил стать военным моряком — манила романтика. Александра Фёдоровна отговаривала — служба на флоте пугала её — и в 1812-ом году определила сына в Пажеский корпус — самое престижное учебное заведение России. Разлука с семьёй Евгению далась непросто. Учёба оказалась скучной, кроме того подростков пороли за малейшую провинность. Для Баратынского, которого дома никогда не наказывали и обращались исключительно ласково, называя то «Бубинькой», то «Бубушей!» это стало шоком. Евгений писал маме отчаянные письма: «Желал бы я, чтоб какой-нибудь добрый волшебник заколдовал меня, и мне вечно бы казалось, будто я нахожусь подле вас...».
В Пажеском корпусе с 15-летним Баратынским случилась беда. Он оказался замешанным в краже и был с позором исключён. Год Евгений стыдился показаться на глаза родным, год скитался по Петербургу, где перед ним закрывались все двери. Заболевший нервным расстройством, он всё-таки приехал домой. Первые минуты встречи навсегда врезались в его память. Баратынского поразила «бездна нежности», с которой приняла его мама: «свет разогнал призраки, омрачившие моё воображение, я ужаснулся как моего поступка, так и его последствий», — писал Евгений своему другу Жуковскому.
Баратынский прожил тогда рядом с мамой несколько лет. Александра Фёдоровна занималась душевным излечением сына. Её заботы смогли возродить интерес Евгения к жизни. Мама напомнила ему о детской мечте стать поэтом. Именно тогда он серьёзно занялся сочинением стихов. И именно тогда родился как поэт — «первый элегический поэт России» — так называл его Пушкин.
Благодаря хлопотам матери и друзей, позже Евгений поступил на военную службу. Попробовал себя и на государственном поприще. Но убедившись, что, по его собственным словам, «не годится ни в какую канцелярию», отовсюду уволился. Евгений был счастливо женат, у него росли чудесные дети. С семьёй или один он регулярно наведывался в Мару к Александре Фёдоровне. Не только для того, чтобы отдохнуть. Имение требовало внимания: мостики — ремонта, пруды — чистки, парк — ухода. Так что поэт занимался весьма прозаическими делами. В Маре каждое лето собиралась все Баратынские. Дети привозили бабушке внуков, поместье звенело голосами и смехом, возвращая Евгения в пору детства, когда он посвящал Александре Фёдоровне стихи, больше похожие на гимн матери:
Я хотел бы, маменька,
Прославить твои добродетели,
Что от божественного промысла
Достались тебе от рождения...
Как ты — не существует больше.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»