
Ирина Собыленская
Одна из самых горячих тем, которая часто обсуждается среди моих знакомых — может ли православный человек хотеть улучшения своего финансового положения или должен довольствоваться тем, что имеет?
Не раз я слышала мнение, что правильный христианин — это обязательно бессребреник, который должен доказывать свою веру бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства. В этом случае верующий представляется окружающим монахом, отринувшим все мирское и материальное. Но это не совсем так. Бедность и богатство сами по себе не могут приблизить человека к Царствию Небесному или отдалить от него.
Если у человека есть желание продвигаться по карьерной лестнице и больше зарабатывать, это не плохо и не является грехом. Получать за свой труд деньги — нормально. Уметь распределять бюджет, откладывать, разбираться в экономических процессах — часть жизни любого современного человека, это невозможно отрицать.
Главное, чтобы целью были не финансовые высоты, а желание реализовать свои способности и таланты во благо другим. Господь щедро награждает людей талантами. Одному моему знакомому дано организовывать успешные бизнесы и начинать проекты — он видит возможности там, где не видят другие. Другая знакомая — успешный врач, ее талант не только помогает людям, но и обеспечивает очень хороший уровень жизни. Разве можно их назвать от этого менее верующими или плохими христианами? Я считаю, что нет.
Священное Писание много говорит нам о материальном богатстве и ясно дает понять, что духовная жизнь человека не зависит от материального достатка и изобилия. Тем не менее, мы скорее вспоминаем отрицательные примеры из Нового Завета — например, притчу о неблагоразумном богаче, построившем житницы на многие годы вперед или о богаче, не замечавшем нищего Лазаря.
Но есть в Библии и другие ориентиры: богатый Иосиф из Аримафеи предоставил гробницу, чтобы похоронить Иисуса, а Никодим купил смирну для погребения. Их поступки показывают нам, что можно использовать земные блага для совершенствования в добродетелях, делиться ими и делать добрые дела разного рода. Это еще называют «богатеть в Бога».
Господь каждого из нас ведет ко спасению разными путями: для кого-то испытанием становится бедность, для кого-то — богатство. Главное во всех жизненных ситуациях — стремиться к Царствию Божиему, а не ставить целью исключительно зарабатывание денег и приобретение материальных вещей.
Святитель Василий Великий говорил: «Не пристращайся к богатству душой своей, но извлекай из него пользу; не люби его через меру, и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его во служение, как орудие».
Будем везде знать меру и слушать, что говорит наша совесть. А также благодарить Господа за щедрые дары и делиться ими с теми, кто нуждается.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема