
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 90
«Семья — это навсегда», — так говорил прославленный оперный тенор Зураб Соткилава. И это были не просто красивые слова. Зураб Лаврентьевич и его жена Элисо Максимовна Турманидзе прожили в счастливом браке 51 год.
Будущие супруги познакомились в Тбилисской консерватории, куда Зураб поступил в 1959 году, а Элисо — годом раньше. Соткилава уже тогда был своего рода звездой. Правда, пока ещё не оперной, а... футбольной! Играл за тбилисское «Динамо», был капитаном молодёжной сборной Грузии. Продолжить спортивную карьеру помешала травма. Но Зураб не расстроился — ведь музыку он любил ничуть не меньше, чем футбол. Свою Элисо он встретил в первый же день занятий в консерватории. Шёл с приятелем по коридору, а навстречу поступью королевы плыла стройная черноглазая красавица. Молодые люди проводили девушку восхищённым взглядом, а Зураб вдруг уверенно сказал: «Она будет моей женой».
Вскоре о его любви к прекрасной Элисо знали все, кроме самой Турманидзе. Скромный, стеснительный первокурсник Соткилава не решался даже познакомиться со своей избранницей! Но однажды на экзамене по вокалу он вдруг увидел девушку сидящей в зале. До Элисо, наконец, дошли слухи о футболисте с удивительным голосом. После экзамена она сама подошла к Зурабу, похвалила его талант и угостила смущённого парня шоколадкой.
Потом их всё чаще и чаще стали видеть вместе. Как и Зураб, Элисо всей душой любила искусство. Они ходили на театральные премьеры, посещали музеи и выставки. А когда девушка решилась представить будущего мужа родным, произошёл курьёз. Старая тётка Элисо, происходящая из знатного грузинского рода Багратиони, вдруг с апломбом заявила: «Что ещё за Соткилава? Не знаю такой фамилии!» Находчивый Зураб с улыбкой ответил: «Ничего! Скоро эту фамилию узнают все!»
17 июля 1965 года Зураб Лаврентьевич и Элисо Максимовна отпраздновали свадьбу. К тому времени оба они уже окончили консерваторию, и Соткилава сдержал обещание, данное тётке жены: тенору из Грузии, рукоплескали лучшие оперные залы мира. Элисо, талантливая пианистка, поначалу ездила на гастроли вместе с мужем. Но очень быстро поняла, что дома будет ему нужнее. Турманидзе решила оставить сцену, чтобы её любимый муж мог возвращаться с гастролей в домашний уют. Вскоре у супругов появились дети — дочери Теа и Кетеван.
Жена оставалась для Зураба Лаврентьевича лучшим творческим советчиком. Каждую партию, которую Соткилаве предстояло исполнить на сцене, он сначала пропевал перед своей дорогой Элисо. И от неё одной был готов смиренно выслушивать самую строгую критику.
В 2015 году у Зураба Соткилавы диагностировали онкологическое заболевание. Элисо Максимовна неотлучно была рядом — преданно заботилась, поддерживала и молилась Богу о своём муже. «Оставаться на плаву мне помогали две вещи — музыка и семья», — скажет потом Зураб Лаврентьевич. Как только певцу стало лучше, он поспешил вернуться на сцену. Соткилава дал несколько концертов и планировал большое выступление в Сергиевом Посаде — городе преподобного Сергия Радонежского. Но, увы, этому замыслу не суждено было осуществиться. Болезнь возвратилась, и 18 сентября 2017 года великий певец скончался.
Соткилаве часто задавали вопрос о том, что приносит ему самую большую радость в жизни. И Зураб Лаврентьевич неизменно отвечал: «Моя семья».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер