Жил на свете жестокий и коварный царь.
Все подданные — от мала до велика — его боялись. А сам царь страшился только одного: старости. И всех людей, у кого появлялась седина, он велел в тюрьму отправлять, чтобы настроение ему не портили.
Толпы просителей осаждали царский дворец, умоляя выпустить из заточения их матерей, отцов, жён и мужей.
Наконец, надоело царю слушать бесконечные жалобы, и он объявил народу о своей великой милости: если кто-то в течение ста дней сумеет достать лежащий на дне озера золотой кувшин, то он отпустит всех стариков.
Множество храбрых и сильных юношей съехались на обрывистый берег озера, на дне которого сквозь чистую, прозрачную воду хорошо был виден кувшин с тонким горлышком и выгнутой ручкой. Но ни одному из ныряльщиков не удалось его достать.
На сотый день настала очередь последнего храбреца по имени Аскер.
Этот парень сильно любил своего старого отца, и спрятал его от царского гнева в горах. Накануне испытания, Аскер, как обычно, тайком пробрался в пещеру и принёс отцу еду, только был он той ночью непривычно задумчив и печален. Почему золотой кувшин никому не даётся в руки? Может быть, он заколдованный?
Старик выслушал рассказ сына и глубоко задумался.
— Скажи мне, сынок, — спросил он, — а не стоит ли на берегу озера, в том месте, откуда виден кувшин, какое-нибудь дерево?
— Да, отец, — ответил юноша, — над обрывом стоит большое, раскидистое дерево.
— А вспомни-ка хорошенько, не в тени ли этого дерева виден кувшин?
— Именно так, отец, — кивнул Аскер.
— Ну, так слушай меня, сынок, — сказал старик. — Заберись на это дерево, и ты найдёшь среди его ветвей золотой кувшин. Тот кувшин, который виден в воде — только его отражение.
На следующий день Аскер вместо того, чтобы нырять в воду, полез на дерево над обрывом, и, действительно, нашёл на нём тот самый золотой кувшин с тонким горлышком и выгнутой ручкой.
— Неужели ты сам додумался, как его достать? — спросил царь, когда юноша принёс ему кувшин.
— Сам бы я ни за что не догадался, — признался Аскер, — Мой старый отец, которого я укрыл от твоего гнева, подсказал мне, где искать золотой кувшин.
Крепко задумался царь.
— Как же так? Выходит, один старик угадал то, до чего не смогли додуматься девяносто девять юношей? — сказал он удивлённо. — Похоже, вместе с сединами к человеку приходит мудрость, а она дорогого стоит.
В тот же день царь велел отпустить из темницы всех стариков и окружил их почётом и уважением, чего и нам всем желаем.
(по мотивам адыгейской народной сказки)
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.