
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Вот уже более тысячи лет существует на Святой горе Афон болгарский монастырь Зограф. Существует, несмотря на многие трудности прошлого и настоящего. Зограф несколько раз пустел, подвергался нападениям недругов, но всякий раз восстанавливался. Зографские монахи сумели сохранить не только храмы обители и ее стены, но и удивительные святыни монастыря. Одна из их — Фануилева икона святого Георгия Победоносца, благодаря которой у обители появилось название Зограф, что в переводе с греческого языка означает «художник».
История иконы и связанного с ней именования монастыря «Зографом» такова. В конце девятого века на Афон из Болгарии прибыли три брата-монаха Моисей, Авраам и Иоанн, желавшие основать здесь обитель строгого устава жизни. Братья стали молиться Богу с просьбой дать знак, какому святому посвятить обитель. Предварительно они заготовили чистую иконную доску, на которой хотели изобразить лик святого покровителя. Неожиданно случилось чудо — на чистой доске сам собой проявился образ святого Георгия Победоносца. Причем, не в традиционном виде — скачущем на белом коне и поражающем дракона, а в виде изображенного по пояс юноши в доспехах и копьем в руке.
Удивлению братьев монахов не было предела, но еще больше они были поражены, когда в их маленькую обитель прибыла делегация из сирийского Фануилева монастыря города Лидда, родины святого Георгия. Игумен, то есть начальник Фануилева монастыря, поведал афонским монахам о чуде, которое стало причиной прибытия на Святую гору. Сирийские монахи, находясь в своем монастыре, увидели, как во время богослужения от их чтимой и любимой Фануилевой иконы святого Георгия отделилось его изображение и унеслось прочь из храма. Осталась только чистая доска. Неожиданно прозвучал голос святого Георгия, что сирийские монахи должны вслед за ним переселиться на Афон. Что они и сделали.
Самописанная икона святого Георгия дала монастырю его нынешнее называние Зограф, которое означает, что художником изобразившим святого на чистой доске является Сам Бог. Богом писанная икона святого Георгия прославила Зограф далеко за пределами святой Горы. Однажды в обитель прибыл епископ, не веривший в чудесное появление образа. Этот епископ стал надменно общаться с монахами Зографа, а затем увидев икону презрительно ткнул в нее пальцем. Епископ был наказан Богом. Его палец прилип к иконе, прилип настолько сильно, что монахам, чтобы освободить неразумного, пришлось отрезать тому часть пальца.
Засохший кусочек пальца гордого епископа до сих пор виден на иконе. Согласно древней традиции на Афоне могут побывать только мужчины. Поэтому если наши слушатели соберутся в паломничество на Святую гору, пусть не обходят вниманием Зограф, расположенный в западной части полуострова и окруженный густыми лесами. Слушательницы же могут помолиться святому Георгию перед репродукцией Фануилевой иконы, которая сегодня распространена по всему миру.
Все выпуски программы Вселенная православия
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов