Дабы осознать всю значимость проекта, о котором мы нынче рассказываем, давайте перенесемся во времена давние… лет этак на 300 назад. И вот какую безрадостную картину увидим: интернета нет, мобильных телефонов нет, телеграфа нет… То есть нет государствообразующей системы – связи. А что такое государство без связи? Так, набор населенных пунктов, разбросанных на территории огромной страны.
Ага, один аспект обозначили. Теперь зайдем с другой стороны. Осваиваем Сибирь. Просторы – необъятные. А из всех дорог внутри Сибири – только реки. А как ехать в Сибирь из столицы Российской империи? А как везти в Сибирь товары?
Вот она, проблема-то, и нарисовалась. И значимость ее – тоже. Ибо дорога в те давние времена, о коих мы говорим, была явлением неоднозначным. Это сегодня мы думаем, что дорога служит для перемещения людей и товаров. А в те времена дорога была еще и средством связи, то есть доставки информации от отправителя получателю. И не просто писем любимой девушке, а из столицы - документов государственной важности: указов, постановлений, распоряжений, и прочего, на чем зиждется государственная машина и с помощью чего функционирует. А в столицу – опять же по дорогам – отчеты о проделанной работе, челобитные, налоги… И прочее важное…
Вот и получается, что были очень серьезные основания для того, чтобы в России-матушке зародился и был осуществлен грандиозный проект – Сибирский тракт. Он же Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт, Осьмая государственная дорога.
Учитывая же важность дорог не только для связи, но и для внутренней и международной торговли, сей тракт пролег из европейской части России через Сибирь и границы Китая аж до самого Пекина. Было и два ответвления - на Нерчинск и Кяхту. Общая же протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла по разным подсчётам от 8332 до 8839 вёрст. К слову, в одной версте содержится 1 километр 67 метров.
Надо сказать, что государственники российские понимали важность, если так можно выразиться, канала связи меж центром России и Сибирью. Именно поэтому - практически с самым началом освоения Сибири - 22 ноября 1689 вышел царский указ об учреждении пути, который бы соединил Центральную Россию с Сибирью. Однако же работа по строительству тракта началась только в 1730 году и, что вполне оправдывается грандиозностью проекта - закончена была в середине XIX века.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема