Междоусобные войны в древней Руси были обычным явлением. Желая расширить свой удел и возвыситься над остальными, брат поднимал меч на брата, сын – на отца, отец – на сына. Впрочем, это вполне соответствовало нравам и обычаям того времени. Неуёмная жажда наживы подогревалась пламенем языческих костров. Оправдывалась пышностью погребальных тризн. Люди верили: чем больше золота и серебра, лошадей и наложниц последует за своим господином в мир иной, тем богаче и счастливее будет его новая жизнь. Принятие христианства, связанное с именем великого князя Владимира Святого, вселяло надежду на перемены в мировоззрении. Не малую роль в этом играл и личный пример самого князя. Первым делом Владимир запретил содержать гаремы, и сам отказался от многочисленных жён. Тризны также были объявлены вне закона. Прекратились жестокие обряды погребения заживо. Но языческие устои по-прежнему оставались сильны…
…Киевская Русь. Год - тысяча пятнадцатый…
…После смерти Владимира Святого киевские бояре возвели на престол его сына Святопо́лка. Известно, что сам Владимир намеревался передать правление другому кня́жичу - Борису. Не по старшинству, как того требовал обычай, а по велению отцовского сердца. В боголюбивом и праведном Борисе Владимир видел достойного продолжателя своего дела – становления христианской веры на Руси. О княжеской воле в Киеве знали многие. В том числе и Святопо́лк…
Приближённый:
- О чём печалишься, княже? Выйди к дружине! Подними с нами чарку! Слышишь, поют тебе здра́вицу!
Святополк:
- Не могу я ни пить, ни есть, покуда с Борисом дело не решено.
Приближённый:
- Как не решено? Не он ли третьего дня прислал тебе верную грамоту? Отказывается от Киевского стола…. Отцом своим тебя называет!
Святополк:
- Сегодня отказывается. А завтра, глядишь - передумает. Исполнения княжеской воли потребует. Глеб с Ярославом его подержат. Да и не только они. В Киеве Бориса любят, а меня терпят... До поры.
Приближённый:
- Полно, князь! Не замарает себя Борис вероломством. Не такие у него повадки.
Святополк:
- Тиха вода, а на дне – беда. Слыхал, наверное?... Так вот. Борис возвращается из похода на печенегов. Пошли к нему гонца. Пусть докажет брат своё смирение. Дружину поперёд себя в Киев отправит. А ты собери самых верных людей, и жди моего приказа.
Приближённый:
- Что ты задумал, Святополк?! Неужто...
…Когда убийцы, посланные Святопо́лком, окружили шатёр Бориса, он творил вечернюю молитву. Князь был предупреждён о злодействе, которое замыслил его брат. Тем не менее, он приказал войску следовать в Киев и не взял в руки оружия. Вместо этого Борис просил у Господа прощения для своих палачей. Когда последние слова молитвы были сказаны, князь лёг на постель. В ту же секунду, в шатёр ворвались люди Святополка и закололи его копьями. Не пощадил Святополк и Глеба. Опечаленный известием о смерти любимого брата отправился Глеб в Киев, но по дороге был зверски убит. Слухи о коварстве Святополка мигом разлетелись по Руси. Прозванный русским народом «Окаянным», бежал он в Польшу, и подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Борис и Глеб, следуя заветам Господним, даже под угрозой смерти не пожелавшие обнажить меч против старшего брата, стали новыми народными героями. А позже - и первыми русскими святыми. Скорые помощники святые мученики Борис и Глеб были и остаются одними из самых почитаемых и любимых русских святых.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема