Был ли Борис Годунов вправе занимать царский престол? Как умер царевич Дмитрий? Вопросы, волновавшие Русь в конце шестнадцатого века, и сегодня остаются без ответов. История оставила народу мрачные воспоминания о тех временах, смутных, голодных и мятежных. Единственным утешением для людей была церковь. В 1589 году в стране произошло событие, которое историки признают вторым по величине после Крещения Руси – в Москве появилось свое патриаршество. Первым предстоятелем Русской церкви стал Иов, бывший до этого митрополитом Московским. Мудрый и благочестивый патриарх прилагал все силы для распространения Священного писания среди простого народа, поощрял церковное образование, крестил Сибирь, а все свои личные деньги раздавал бедным и жертвовал на строительства храмов. Но в это время на Западе сгустилась туча, готовая накрыть всю Русь и уничтожить ее традиции…
…Смутное время, год 1605-й…
Вот уже полгода как по русским землям с польским войском продвигался бывший монах Григорий Отрепьев. Хитрый захватчик не рассчитывал получить Русь в битвах – нет, он думал взять власть обманом, заставить всех поверить в чудо, в то, что он – не кто иной, как чудесно спасшийся царевич Дмитрий, сын царя Иоанна, а значит, законный властитель Руси. Войско он получил в обмен на обязательство поделиться с Польшей землями и обратить Русь в католичество. Обещаниями «быть добрым отцом» он подкупал крестьян, богатыми посулами – бояр. И все задуманное самозванцу удавалось.
Приближённый:
Царевич! Из Москвы весть!
Отрепьев:
Что там? Ждут меня бояре? Откроют ли мне Кремль?
Приближённый:
Об том условлено. Но верные друзья предупреждают – есть еще тебе, с кем бороться. По Москве письма ходят подметные, вот, одно передали…
Отрепьев:
Дай сюда! Что здесь? «расстрига», «жил у Романовых во дворе да заворовался», «вор ведомый Гришка сын Отрепьев», «идет отобрать веру русскую, да насадить иноземную»… Кто смел написать такое?! А-а, вот оно, имя предателево, это все дело Иова, патриарха, который обманщику Годунову служил! Ишь какой, говорит, что не царь я, а дьяк, что книги переписывает. Я ему покажу – книги! Сам переписывать пойдет.
Приближённый:
Что же с ним делать?
Отрепьев:
Известно что. Надо, чтобы люд московский сам с ним разобрался. Передай – пусть мои верные друзья посеют смуту, пусть говорят, что патриарх предал русскую веру, что отрекается от истинного царя, богом данного, что прислужничал Бориске Годунову. Поручи Басманову – он справится.
Преклонив колени перед Владимирской иконой Богоматери, молился патриарх Иов за русский народ, за то, чтобы осталась у него православная вера. Но неоконченной осталась молитва – в Успенский собор ворвалась толпа, подговоренная предателями. Мятежники схватили патриарха и сорвали с него ризы, а затем потащили на лобное место, где долго избивали человека, который положил жизнь на благо Руси. После этого был разграблен Патриарший двор, а истерзанного Иова отправили в Старицкий монастырь, где когда-то патриарх был простым иноком. Через два года он скончался от болезней. Но еще раньше погиб самозванец – случайно или по воле Божьей, его растерзали заговорщики, а народу была прочитана та самая грамота, которую писал патриарх. Еще через полгода мощи Иова были с почестями перенесены в Кремлевский Успенский собор, и многие свидетели говорили о чудесных исцелениях, которые происходили вблизи раки. И сегодня первый патриарх Московский Иов – один самых почитаемых святых на Руси.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема