
Стоит на берегу Сиверского озера красавец-монастырь. Белоснежные стены, неприступные башни. Один из самых крупных российских монастырей основал в 1397 году монах Кирилл, прозванный позже Белозерским.
Кирилл мечтал о монашеском служении с юности, но его опекун и благодетель, боярин Вельминов, не отпускал любимого слугу в монастырь. Долгие годы был Кирилл монахом только в своих помыслах. Постриг принял довольно зрелым человеком. Став иноком московского Симонова монастыря, нес послушание в хлебопекарне: носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Глядя на пылающий огонь в печи, часто говорил себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился преподобный Кирилл, соблюдая строгие посты, отдавая ночи молитвам во славу Господа. Братья по монашескому ордену избрали его новым игуменом монастыря. Мирские заботы и хлопоты отвлекали от молитвенного служения, и вскоре Кирилл отказался от игуменства, от власти и богатства, принял обет безмолвия и затворился в келье, проводя дни в трудах по переписке книг, а ночи – в молитвах. Однако люди, почитая Кирилла как чудотворца и прозорливца, толпились у его кельи, просили духовного руководства.
И тогда ушел инок Кирилл из Москвы на север, в глухие белозерские леса.
Девочка:
— Вот грибок, еще грибок… Проша, смотри, на Ивановой горке крест стоит.
Мальчик:
— Там в землянке божий человек поселился. Сказывают – бывший игумен целого монастыря в Москве. Считай, большой человек был, а теперь вон в лесу живет, сам землю копает и деревья валит.
Девочка:
— А чего ему тут надо-то?
Мальчик:
— Монастырь будет строить. Люди говорят – сама Богородица ему это место указала. Посреди молитвы услышал он ее чудесный голос, иди, мол, на Белое озеро, там твое место. Вот он и пришел. Сначала, его еще один монах провожал, Ферапонт, из наших мест. Но он дальше пошел, а этот вот остался. Потому что он в видении видел: большое озеро, по одну сторону — гора, по другую — густой лес, за лесом долина... Совсем как у нас тут.
Девочка:
— И не страшно ему одному-то?
Мальчик:
— А Богородица его оберегает. Сказывают, боярин один думал, что у старика в землянке богатство великое припрятано, и наслал сюда разбойников, чтоб, значит, поживу поиметь. А явились лихоимцам стрельцы с луками на страже вокруг жилища. Испугались разбойники, да разбежались. А на самом деле не было никого — лес глухой кругом.
Девочка:
—На вид такой добрый дедушка, седой, худенький. Он не хворый, а, Прошка?
Мальчик:
— Да почем я знаю? Он молчит, не разговаривает ни с кем. Мы с ребятами ходили за рыбой на озеро, встретили его. Испугались, Федьку хромого вперед вытолкали. Он поклонился, и говорит: возьмите окуней, старче, только старосте не жалуйтесь, что мы тут рыбачили.
Девочка:
—А дедушка что?
Мальчик:
— Рыбы не взял, перекрестил нас всех, а Федюшку по голове погладил. И ушел.
Девочка:
— И все?
Мальчик:
— Нет! Федька-то хромать перестал! Бегает теперь туда, к старику. Помогает. А тот его читать учит.
Девочка:
— Прош, хорошо, что будет монастырь…
Кирилл недолго оставался один. Постепенно к нему потянулись другие иноки. Совместными усилиями они построили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Так на берегу Сиверского озера возник Успенский Кирилло-Белозерский, или просто Кириллов монастырь. Кирилл ввел в монастыре строгий общежительский устав, запрещавший монахам отвлекаться от служения на мирские заботы. Никто из монахов не имел личной собственности. Братьям не позволялось даже держать воду для питья в своих кельях. Однако игумен личным примером и кротостью заслужил безграничное уважение как среди своих собратьев, так и среди окрестных жителей. Мудрец и книжник, Кирилл основал в монастыре библиотеку, школу, занимался просветительством. До нашего времени дошли 12 книг из личной библиотеки преподобного Кирилла.
Тридцать лет Кирилл был игуменом Монастыря, еще при жизни прославившись многими чудесами. Совершались они и после его смерти, оберегая и защищая обитель от зла. Кириллов монастырь пользовался особым уважением в России, охраняя сухопутный путь из Москвы в Архангельск, стал центром паломничества и крупным культурно-экономическим центром русского севера. Сам Кирилл Белозерский в 1547 был причислен к лику святых.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер