
Василий Беллавин, в монашеском постриге Тихон, стал одиннадцатым Патриархом в истории России и первым после двухсотлетнего перерыва. Случилось это в нелёгкие времена, когда страна погружалась в революционный хаос.
Родился будущий Патриарх в Псковской глубинке, в семье сельского священника. Во время учёбы в семинарии товарищи шутливо называли его «архиереем» - за блестящие успехи в учёбе и серьёзность, а в духовной академии юноша получил пророческое прозвище – «патриарх». Окончив академию и став архиепископом, Тихон успешно преподавал в Пскове, был ректором Холмогорской семинарии, много сделал для распространения православия в Америке.
В августе 1917 года на Поместном Соборе Русской Церкви архиепископ Тихон был удостоен сана митрополита, а затем был избран председателем Собора. Именно на этом Соборе было принято важнейшее решение восстановить в России Патриаршество, среди трёх кандидатов на высокий пост был и митрополит Тихон.
Выборы проходили в Храме Христа Спасителя. Схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий вынул из урны жребий с именем кандидата, митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника. Митрополит Тихон принял известие о выпавшем ему жребии смиренно, осознавая трудность предстоящего подвига.
Настоящим испытанием для Патриарха Тихона стали годы противостояния Церкви и Советской власти. Страна переживала голод и разруху, и советское правительство нашло простой, по его мнению, способ пополнить казну – изъять ценности у церкви. Изъятие началось с варварской беспощадностью: большевики не только снимали оклады с икон, вынимали из них драгоценные камни, но и забирали богослужебные предметы, в том числе чаши для Причастия. Священники и миряне считали разграбление Церкви святотатством, и отчаянно сопротивлялись. Люди даже под страхом ареста и расстрела отстаивали церковные святыни. Был непреклонен и Патриарх Тихон, он стал духовным стержнем сопротивления.
Весной 1922 года Патриарх Тихон был арестован и заключён в покоях Донского монастыря. Его неоднократно вызывали в ГПУ на Лубянку. Следователи изнурительными беседами пытались сломить волю Патриарха.
Конвойный:
— Подследственный Белавин доставлен.
Следователь:
— Гражданин Белавин, присаживайтесь.
Патриарх Тихон:
— Вы всегда людей ночью допрашиваете?
Следователь:
— Неплохая идея! А? Думаю использовать её и дальше. Вот читайте.
Патриарх Тихон:
— Простите, сударь, ваши коллеги вытащили меня из постели… Очки забыл прихватить.
Следователь:
— Хорошо, сам прочту. Это официальное уведомление. «Правительство советской республики требует от гражданина Белавина, как от ответственного руководителя всей иерархии, публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчинённая ему иерархия».
Патриарх Тихон:
— Не понимаю, о каком заговоре идёт речь.
Следователь:
— Не понимаете? Вы не будете отрицать, что обратились к верующим с воззванием противостоять представителям советской власти, которые проводят изъятие ценностей? Это незаконно.
Патриарх Тихон:
— С точки зрения советского закона – незаконно, а с точки зрения церковной – законно.
Следователь:
— В таком случае не считаете ли вы, что кровь, которая может пролиться в этом противостоянии, лежит на вас?
Патриарх Тихон:
— Нет. Разве мы проливаем кровь?
Следователь:
— Нужно отдать всё – за исключением необходимого.
Патриарх Тихон:
— Всё? Никогда.
Следователь:
— Ясно… Другой вопрос. Согласно декрету ВЦИК зарубежная православная церковь обязана сдать ценности представителям советской власти. Мы требуем, чтобы вы издали директиву зарубежному духовенству о выдаче церковного имущества.
Патриарх Тихон:
— Это не мне решать… Я сделаю предложение Высшему Церковному Управлению.
Следователь:
— Может быть, вы пригласите глав русской церкви за рубежом в Россию? Мы поговорим с ними…
Патриарх Тихон:
— А разве они поедут сюда?
Следователь:
— Ничего… Мы и до них доберёмся!
Судя по публикациям в прессе, власти готовились к расправе над Патриархом. Но в газете «Правда» неожиданно появилось «Постановление Верховного Суда об освобождении гражданина Белавина из-под стражи». Получив свободу, Святейший Патриарх Тихон продолжил бороться за сохранение авторитета и единства Русской Православной Церкви. Не без душевной боли смотрел он на страдания людей, всячески старался им помочь.
Один из французских журналистов писал: «Ласковый, просто одетый, без всякой роскоши, без различия принимающий всех посетителей, Патриарх лишён пышности, но он действительно очень дорог тысячам малых людей». Святейший Тихон обезоруживал своей добротой даже своих врагов. «Подите к Патриарху, попросите у него денег, и он вам отдаст всё, что у него есть, и ему придётся идти пешком», — говорил один из зачинщиков церковной смуты.
Невзгоды сказались на здоровье Святейшего Патриарха — в 1924 году он стал недомогать и был госпитализирован. Однако постоянно отлучался из больницы, чтобы совершать богослужения. В воскресенье, 5 апреля, за два дня до своей кончины, Патриарх Тихон отслужил свою последнюю литургию в церкви Большого Вознесения на Никитской. Утром 8 апреля 1925 года колокола московских храмов возвестили о кончине Патриарха Тихона. «Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» — были его последние слова.
Псалом 104. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда люди признаются на исповеди в том, что приходят в храм только тогда, когда им плохо и нужна помощь. Конечно, лучше прийти так, чем никак, лучше ждать помощи от Господа, чем надеяться только на свои силы или прибегать к помощи тёмных сил. Однако приходя к Богу, стоит помнить, что и Он ждёт нас не только молитв и прошений, о чём прекрасно говорится в 104-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем его.
Псалом 104.
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
Нередко, обращаясь к Богу, люди уже имеют представление о том, что должно получиться в конце. Происходит это потому, что Бог часто воспринимается как помощник, который нужен только для того, чтобы поддержать там, где собственных сил у человека оказывается недостаточно. Для верующих людей очевидно, что в подобном подходе кроется ошибка, ведь мы призваны не только надеяться на помощь Божию, но и прислушиваться к Нему тогда, когда задумываемся о цели нашего пути.
В псалме, который мы сейчас услышали, автор кратко пересказывает историю того, как потомки Авраама попали в Египет и были выведены из него Богом. Впрочем, очевидно, что непосредственными предводителями народа были Моисей и Аарон, но, в то же время, духовно ими руководил Бог. Уже в этом можно видеть очень яркую черту библейских историй, в которых Бог помогает людям. Он ждёт от каждого двух вещей: собственной активности и доверия. Человеку не стоит ждать того, что Бог всё решит за него, но и действовать так, как будто бы всё может решить сам, тоже не нужно. Речь должна идти о соработничестве, при котором человек делает всё зависящее от него и доверяет Богу в том, как в итоге Он всё устраивает.
С самого момента грехопадения людям хочется устроить жизнь по своему усмотрению. И Бог никогда не запрещал им творчески подходить к жизни, но призывал учитывать духовные законы, которые лежат в основании сотворённого Им мира. Мы созданы свободными и творческими существами, только призваны научиться реализовывать свободу и творить в согласии с Творцом. Хорошим примером здесь служит народ Божий, который приходит в Землю обетованную. Казалось бы, теперь иудеи свободны и у них есть своя земля: могут жить и делать, что захотят. Но псалмопевец говорит, что Бог провёл их через все испытания не для того, чтобы они жили во грехах, как прочие народы, но для того, чтобы «соблюдали уставы Его и хранили законы Его», являя в этом пример всем людям.
Псалом 104. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 104. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 104. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
16 апреля. О трудах Семёна Венгерова

Сегодня 16 апреля. В этот день в 1855 году родился русский историк и библиограф Семён Венгеров.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он стал подлинным энциклопедистом, библиографом, главным делом которого было составление краткой характеристики биографии писателей, описания их произведений. И за всю жизнь он составил более двух тысяч словарных статей по творчеству русских писателей и около миллиона библиографических описаний. Венгеров стоял во главе издания первого в России масштабного сборника библиографических, справочных, критических материалов о литературе как древнерусской, так и всех последующих столетий, вплоть до 20-го столетия. Такая колоссальная работоспособность, такая преданность науке, неутомимая усидчивость свойственны могут быть только человеку мирного, светлого и кроткого духа, ограничивающего общение с внешним миром и уходящего вглубь собственного сердца. Семен Афанасьевич Венгеров много потрудился для культурного наследия России. Одним из самых главных его достижений было создание Русского библиологического общества, в рамках которого он стремился к осуществлению полной регистрации и каталогизации книг. Интересно, что сегодня один маленький компьютер может вмещать в себя обширные картотеки, над которыми трудился наш ученый.
Все выпуски программы Актуальная тема