
Василий Беллавин, в монашеском постриге Тихон, стал одиннадцатым Патриархом в истории России и первым после двухсотлетнего перерыва. Случилось это в нелёгкие времена, когда страна погружалась в революционный хаос.
Родился будущий Патриарх в Псковской глубинке, в семье сельского священника. Во время учёбы в семинарии товарищи шутливо называли его «архиереем» - за блестящие успехи в учёбе и серьёзность, а в духовной академии юноша получил пророческое прозвище – «патриарх». Окончив академию и став архиепископом, Тихон успешно преподавал в Пскове, был ректором Холмогорской семинарии, много сделал для распространения православия в Америке.
В августе 1917 года на Поместном Соборе Русской Церкви архиепископ Тихон был удостоен сана митрополита, а затем был избран председателем Собора. Именно на этом Соборе было принято важнейшее решение восстановить в России Патриаршество, среди трёх кандидатов на высокий пост был и митрополит Тихон.
Выборы проходили в Храме Христа Спасителя. Схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий вынул из урны жребий с именем кандидата, митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника. Митрополит Тихон принял известие о выпавшем ему жребии смиренно, осознавая трудность предстоящего подвига.
Настоящим испытанием для Патриарха Тихона стали годы противостояния Церкви и Советской власти. Страна переживала голод и разруху, и советское правительство нашло простой, по его мнению, способ пополнить казну – изъять ценности у церкви. Изъятие началось с варварской беспощадностью: большевики не только снимали оклады с икон, вынимали из них драгоценные камни, но и забирали богослужебные предметы, в том числе чаши для Причастия. Священники и миряне считали разграбление Церкви святотатством, и отчаянно сопротивлялись. Люди даже под страхом ареста и расстрела отстаивали церковные святыни. Был непреклонен и Патриарх Тихон, он стал духовным стержнем сопротивления.
Весной 1922 года Патриарх Тихон был арестован и заключён в покоях Донского монастыря. Его неоднократно вызывали в ГПУ на Лубянку. Следователи изнурительными беседами пытались сломить волю Патриарха.
Конвойный:
— Подследственный Белавин доставлен.
Следователь:
— Гражданин Белавин, присаживайтесь.
Патриарх Тихон:
— Вы всегда людей ночью допрашиваете?
Следователь:
— Неплохая идея! А? Думаю использовать её и дальше. Вот читайте.
Патриарх Тихон:
— Простите, сударь, ваши коллеги вытащили меня из постели… Очки забыл прихватить.
Следователь:
— Хорошо, сам прочту. Это официальное уведомление. «Правительство советской республики требует от гражданина Белавина, как от ответственного руководителя всей иерархии, публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчинённая ему иерархия».
Патриарх Тихон:
— Не понимаю, о каком заговоре идёт речь.
Следователь:
— Не понимаете? Вы не будете отрицать, что обратились к верующим с воззванием противостоять представителям советской власти, которые проводят изъятие ценностей? Это незаконно.
Патриарх Тихон:
— С точки зрения советского закона – незаконно, а с точки зрения церковной – законно.
Следователь:
— В таком случае не считаете ли вы, что кровь, которая может пролиться в этом противостоянии, лежит на вас?
Патриарх Тихон:
— Нет. Разве мы проливаем кровь?
Следователь:
— Нужно отдать всё – за исключением необходимого.
Патриарх Тихон:
— Всё? Никогда.
Следователь:
— Ясно… Другой вопрос. Согласно декрету ВЦИК зарубежная православная церковь обязана сдать ценности представителям советской власти. Мы требуем, чтобы вы издали директиву зарубежному духовенству о выдаче церковного имущества.
Патриарх Тихон:
— Это не мне решать… Я сделаю предложение Высшему Церковному Управлению.
Следователь:
— Может быть, вы пригласите глав русской церкви за рубежом в Россию? Мы поговорим с ними…
Патриарх Тихон:
— А разве они поедут сюда?
Следователь:
— Ничего… Мы и до них доберёмся!
Судя по публикациям в прессе, власти готовились к расправе над Патриархом. Но в газете «Правда» неожиданно появилось «Постановление Верховного Суда об освобождении гражданина Белавина из-под стражи». Получив свободу, Святейший Патриарх Тихон продолжил бороться за сохранение авторитета и единства Русской Православной Церкви. Не без душевной боли смотрел он на страдания людей, всячески старался им помочь.
Один из французских журналистов писал: «Ласковый, просто одетый, без всякой роскоши, без различия принимающий всех посетителей, Патриарх лишён пышности, но он действительно очень дорог тысячам малых людей». Святейший Тихон обезоруживал своей добротой даже своих врагов. «Подите к Патриарху, попросите у него денег, и он вам отдаст всё, что у него есть, и ему придётся идти пешком», — говорил один из зачинщиков церковной смуты.
Невзгоды сказались на здоровье Святейшего Патриарха — в 1924 году он стал недомогать и был госпитализирован. Однако постоянно отлучался из больницы, чтобы совершать богослужения. В воскресенье, 5 апреля, за два дня до своей кончины, Патриарх Тихон отслужил свою последнюю литургию в церкви Большого Вознесения на Никитской. Утром 8 апреля 1925 года колокола московских храмов возвестили о кончине Патриарха Тихона. «Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» — были его последние слова.
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема