Начало девятнадцатого века. Таганрог. В то время это был сонный провинциальный город, ничем и никем не знаменитый. И мало кто понимал тогда, что странный пожилой человек, который каждый день после службы в соседнем храме появляется на базаре с двумя холщовыми сумками на плече, - это будущий святой.
Торговка:
Петро, ты у нас новенький тут, видишь, старик идет, дай ему своего товару!
Торговец:
Вот еще! Зачем? Он вон даже не просит!
Торговка:
Подай, говорят тебе, у нас так принято!
Торговец:
Ну ладно, эй, дед, возьми!
Торговка:
А ты грешен, Петро, смотри, не взял у тебя старик милостыню-то!
Блаженный Павел Таганрогский действительно не у всех принимал милостыню, не всех благословлял. К преклонным годам он получил от Бога дар прозорливости и мог видеть прошлое и будущее человека.
А в детстве он казался самым обычным мальчиком из хорошей дворянской семьи в Черниговской губернии. Родители его были люди благочестивые, но в меру. Они мечтали о том, что сын получит образование, женится, заведет детей и будет дальше преумножать благосостояние семьи. Все будет как у людей. Но сам Павел грезил о другом. Он хотел жить, как святые подвижники, а для начала отправиться в путешествие по святым местам.
Родители ему не разрешали этого, но когда Павлу исполнилось шестнадцать, он просто убежал. Вернулся домой только через год. И это не было возвращением блудного сына, отец не встречал его радостным пиром. Он сильно избил Павла, требуя, чтобы тот больше и думать не смел ни о каких святых местах.
Долгие семь лет Павел, как послушный сын, жил с родителями, выполняя их волю, но на самом деле он ждал только совершеннолетия. И как только это произошло, он ушел из дома окончательно.
На средства, которые Павел получил от отца, он мог безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Кроме денег, ему было даровано имение с крестьянами. Он мог свободно пользоваться плодами их труда, поскольку в то время еще существовало крепостное право. Но все это претило его душе.
Павел не понимал, как один христианин может владеть другим христианином, и сразу же отпустил всех своих крестьян. Деньги раздал по храмам и налегке, как обычный странник, отправился в долгожданный путь. Десять лет он ходил по святым местам, питаясь подаянием. А через десять лет осел в Таганроге.
Молодой сильный мужчина, он стал зарабатывать на жизнь как простой рабочий – грузчиком в порту, разнорабочим у разных местных предпринимателей.
Приказчик:
Работаем, работаем, работа срочная, доплачу еще!
Приказчик:
Эй, ты куда, я же сказал – доплачу!
Торговец:
Да ты его не удержишь, Пашка он такой, как только к вечерне звонят, уйдет – и деньги ему не нужны! Не пьет, не курит, но упрям!
Это действительно было так, Павел никогда не пропускал службы. Ничто не могло удержать его: ни деньги, ни чьи-то просьбы. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила Божия благодать. Люди стали идти к нему за советом и утешением. И когда он достиг преклонных лет, то вовсе оставил работу.
Теперь каждый день его начинался в храме. Он говорил, что любить Бога надо начинать с малого – с любви к церковной святыне. С собой он всегда носил маленькую скамеечку и полотенце, чтобы протирать в храме иконы. Потом заходил на базар, где получал подаяние, и шел домой.
Жил он в маленьком домике, в котором было несколько комнат. Одна считалась его кельей, в других постоянно жили люди, которые приходили к нему со своими проблемами и вопросами. Некоторых он оставлял у себя как бы на послушание.
Келья его, на первый взгляд, была очень странной. Все стены у нее были увешаны иконами, но на полу стояли кадки, горшки, корзины и мешки, наполненные хлебом, бубликами, маслинами, черносливом, лимонами, банки с медом, сумки с просфорами. Где-нибудь в углу могли быть свалены чулки и башмаки. Это был такой маленький склад! Зачем? К чему все это старцу, который проповедует нестяжание?
Все объяснялось очень просто – старец уже не мог сам совершать путешествий по святым местам, он отправлял туда других и всегда следил, чтобы никто не ушел в дальний путь с пустыми руками.
А вот чего он не любил, это непослушания. Он даже говорил, что послушание превыше поста и молитвы.
Торговка:
Как грязно здесь, и некому убрать у старца! Сейчас все вымоем, как хорошо будет!
Молодая молитвенница:
А он не заругается, мы же в его келье приборку делаем?
Торговка:
Да ладно, ну смотри, какая чистота, нечто он не чувствует!
Чистота старцу, как оказалось, была не так важна, как послушание. Слишком инициативных баб он быстро проучил, приказав притащить золы и рассыпать ее на свежевымытом полу. В келье стало еще грязнее, чем было. Но это была грязь внешняя, ему же была важна чистота внутренняя.
И чем дальше, тем больше он видел и понимал про людей, про их прошлое и будущее. Своему духовнику, в то время простому монаху Дамиану, он предсказал, что тот будет великим человеком, таким, что больше уже невозможно. И тот вправду стал через много лет патриархом Святого Града Иерусалима.
Было ему открыто и время его собственной смерти. Накануне он велел написать письмо своим близким – а у него был жив еще родной брат – с просьбой быть на похоронах.
Предсказывал он и свою канонизацию, только в тот момент окружающие не поняли, что он имел в виду. А он сказал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы — да в собор». Так и было, только прошло больше ста лет. Прославление святого совершилось в июне 1999 года, его мощи были перенесены в Свято-Никольский храм Таганрога.
Торжества сопровождались многочисленными чудесами. Вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около часа. Потом в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой.
Блаженный Павел Таганрогский не был пустынником, не искал уединения, всю свою жизнь он провел среди людей и для людей. И после кончины он – по молитвам – продолжает помогать верующим.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко люди, совершающие вполне сознательные грехи, в качестве оправдания говорят, что поступают так, потому что праведный путь для них слишком труден. Конечно, осуждать никого не стоит, потому что всей жизни, всех обстоятельств, всех сил человечека мы знать не можем... Но для себя самих бывает вполне полезно задуматься о том, как удержаться от греха в сложных обстоятельствах? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Историй о героических поступках немало. В честь героев называют улицы, их подвиги описывают в газетах и на стендах, обсуждают с детьми в школах. Иногда это довольно известные люди, учёные, полководцы, а иногда совсем простые, вроде Ивана Сусанина, который был крепостным крестьянином. Но бывают поступки, о которых неизвестно практически никому, кроме тех, кто их совершает. Более того, иногда это и не поступки вовсе, а их отсутствие... Скажем, можно вспомнить слова, которые обратил к воинам Иоанн Креститель: никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь жалованием. Кажется, что это очень просто, но в ситуации, когда остальные ведут себя иначе, простые вещи становятся трудными и обыкновенная честность оказывается сродни подвигу. Когда ты понимаешь, что немного меньше принципиальности позволит тебе повысить качество жизни, может быть обновить машину или даже улучшить жилищные условия, но оказываешься не готов ломать собственную совесть, это может восприниматься как глупость окружающими, но оказывается очень ценно перед Богом. И речь даже не столько про формальное соблюдение норм, сколько про искреннее стремление жить по правде, которое всегда предполагает подлинную заботу о людях, в том числе и тех, чья жизнь зависит тебя.
Но что может стать основой такой жизни? Современные люди дают разные ответы, а библейский ответ один — вера в Бога. Именно поэтому, рассказывая о жизни святых, апостол в отрывке, который мы услышали, говорит, что они действовали верой. Верой побеждали царства, верой творили правду. То есть они делали всё это, будучи уверены, что Бог и Его воля важнее сиюминутных выгод, которые в древности можно было получить, например, принеся жертву идолам, а в наше время обокрав кого-нибудь, получив взятку, поступившись заповедями тем или иным образом. Сегодня это не для всех очевидно, но ученики Спасителя совершенно не разделяли веру и верность заповедям. Они жили верой вне зависимости от обстоятельств, хороших или плохих, внешне побеждали и внешне проигрывали, но шли к цели, намеченной для них Богом. И не просто шли... Столетиями они призывали других идти за собой, как сегодня призывают нас. В сложных жизненных обстоятельствах нам может быть страшно, ведь мир, в котором мы живём, диктует нам свои правила. Однако образ святых — апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных призывает нас, несмотря ни на что, прежде всего ориентироваться на правила Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим Варе из Алтайского края активную инвалидную коляску

Когда ребёнок по причине болезни лишается движения, он теряет и возможность участвовать в происходящем вокруг. Активная инвалидная коляска её возвращает. Она создана специально для детей с тяжёлыми нарушениями. Этой коляской, в отличие от обычной, они могут с лёгкостью управлять сами. Такая техника — незаменимый инструмент для игры и познания мира.
Благодаря слушателям Радио ВЕРА у пятерых подопечных фонда «Игра» уже появились активные коляски. У всех ребят есть двигательные нарушения, и ходить они не могут. Но с этой современной техникой, каждый из них стал более независимым от взрослых.
Девятилетняя Тася, получив активную коляску, первым делом поехала на кухню и налила себе воды. Для неё было важно сделать это без помощи близких. И теперь она всё, что может, стремиться выполнять сама. Также девочка стала гораздо увереннее чувствовать себя на сцене. Ведь Тася профессионально занимается вокалом и часто выступает на разных конкурсах и фестивалях.
Активная инвалидная коляска — удобная и безопасная. Она дарит детям свободу передвижения, а ещё помогает укрепить мышцы рук и спины.
Сейчас в такой же технике нуждается трёхлетняя Варя из Алтайского края. Врачи уже подобрали для неё нужную коляску, которая учитывает всё её особенности — и, к сожалению, для Вариной семьи она стоит слишком дорого.
Подарить маленькой Варе возможность активно познавать мир, можно сделав любой благотворительный взнос на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«1-е воскресенье по Пятидесятнице. День Всех святых». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.11:33-12:2) и Евангельского (Мф.10:32-33, 37-38 ,19:27-30) чтений в 1-е воскресенье по Пятидесятнице, о дне Всех святых, а также о днях памяти перенесения мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву, святителя Никифора, патриарха Константинопольского, преподобного Мефодия, игумена Пешношского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица