В Православной Церкви есть четыре многодневных поста. Самым строгим и продолжительным из них является Великий пост. Он длится семь недель и завершается празднованием Пасхи.
В дни Великого поста православные христиане не едят мясные и молочные продукты, а также яйца и иные продукты животного происхождения. Кроме того, они стараются ограничивать себя в развлечениях.
С Великим постом связано много традиций. На острове Кипр, например, этот пост начинается с так называемого Зеленого понедельника.
Хотя Зеленый понедельник — это первый день поста, у киприотов он считается праздничным. Они совершенно не скорбят по поводу того, что семь недель им придётся себя ограничивать в еде и досуге. Великий пост у них принято понимать так — это особое время перед Пасхой. Да, оно предполагает духовный труд и воздержание. Но нельзя скорбеть - ведь после поста настанет главный православный праздник!
Зеленый понедельник назван так по двум причинам. Во-первых, это день большой уборки. Киприоты убираются внутри своих домов и вокруг них. Они считают, что пост надо начинать с чистоты. С чистоты внутри себя и того, что тебя окружает. Нужно проявить заботу о природе и экологии - отсюда и первая причина названия «зеленый».
А вторая причина следующая. В зеленый понедельник киприоты устраивают обычно загородной пикник. После уборки они стараются выехать за город, провести остаток дня на природе, которая начинает пробуждаться от зимнего сна.
Надо сказать, еда на этом пикнике абсолютно постная. На Кипре это не проблема. Начало великого поста совпадает у них со временем созревания апельсинов, мандаринов и других фруктов.
Кроме того, киприоты в дни поста любят печь специальный хлеб. Тесто для него замешивают на оливковом масле. Из этого же текста кипрские хозяйки пекут постные пироги - со шпинатом, изюмом, тыквой и тахинной халвой.
Но не подумайте, что киприоты только и делают великим постом, что едят. На самом деле, среди них есть много благочестивых людей, которые постятся строго, ограничивая себя и в еде, и в развлечениях.
Тем не менее, в Зеленый понедельник даже самые строгие в духовном плане киприоты позволяют себе порадоваться наступившему посту и отдохнуть на природе. Там они могут посмотреть и послушать специальные детские концерты, приуроченные именно к началу Великого поста.
Лично меня традиция Зеленого понедельника очень вдохновляет. Как часто здесь в России мы воспринимаем пост как бремя и тяжелую обязанность. А надо бы встречать, наверное, его так, как делают это киприоты - с чистотой в домах и на улицах, и с радостью в сердце!
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции встречи Великого поста у православных киприотов.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница