
Фото: Pascal Debrunner/Unsplash
«И вот именно потому прежде всего и называю я себя дурным христианином, что редко, слишком редко ставил я свечу на подсвечнике, и если и светила она когда-нибудь кому-нибудь, то очень слабым, отраженным светом. Этот грех, вместе со многими другими, десятки лет камнем лежит на моей душе.
И все-таки я не могу не считать себя человеком счастливым. Да, жизнь моя пришлась на годы самого дикого, самого злого, жестокого и разнузданного безбожия, всю жизнь меня окружали неверующие люди, атеисты, в юности было не¬сколько лет, когда я, и на себе испытал черный холод безверия, а между тем я считаю, что мне всю жизнь самым чудесным образом везло: я знал очень много людей духовно глубоких, верующих, ведающих или хотя бы ищущих Бога, а с некоторыми из этих людей даже был связан близкой дружбой.
„Чудесным образом“ я сказал не случайно, не красного словца ради, а потому что ни я не искал этих людей, ни они меня не искали, а просто так получалось, будто сам Господь Бог посылал нас друг другу навстречу.»
Это было чтение из заветной книги писателя Л.Пантелеева (Алексея Ивановича Пантелеева-Еремеева), автора «Республики ШКИД», «Пакета» и «Честного слова», — из книги «Верую», над которой он, таясь ото всех, работал в последние годы своей земной жизни — в начале 1980-х. Читал нам Сергей Агапов.
В эту поразительную, растянувшуюся на две сотни страниц исповедь «сына века» сего я положил две закладки. То, что вы слышали (а написано это всё в самые что ни на есть советские годы), оно, как ни странно — и моё почти ежедневное собственное признание, то самое, что и на моей душе лежит камнем.
Какие уж мы светильники!
Но — Пантелеев, на книгах которого росли поколения? Который незаметно учил нас быть честными и добрыми, который, «порвав с литературой вымысла», как он сам написал, создал уникальное свидетельство глубоко верующего в советские годы интеллигента?
Так не зря же говорят, что чем ближе человек к Богу, тем сильнее он осознает свой грех, тем глубже разверзшаяся перед ним пропасть... Не знаю, может, и так. И я не могу не думать, что мы пошли в церковь тогда, когда за это уже не преследовали, нам, родившимся в конце 1960-х не приходилось оглядываться, стоя перед алтарем, — не ли кого «оттуда», то есть «из органов»... А ему — приходилось.
Получив редкий орден по случаю какого-нибудь своего юбилея писатель-ленинградец шел не в ресторан, а в храм, на молитву. И он знал, зачем шёл.
Стыдно признаваться в этом и тягостно употреблять это слово, но понимаю, что тут есть все-таки и некоторая доля авантюризма — в этом хождении по острию ножа. Но, разумеется, главное — не это. Главное — потребность омыться, очиститься, а также, не скрою, и возблагодарить Бога за то, что, при всей двуличности моей жизни, я ничего не делаю заведомо злого, что охраняет меня Господь от недоброго, наставляет на доброе.
Не проповедуя слова Божия на площадях и стогнах, часто не называя вещи своими именами, я, по мере сил своих и по мере возможности, стараюсь, возжегши тайно светильник, внести теплый свет христианства во все то, что выходит из-под моего пера. Там, где можно. А там, где нельзя, — там и не получается ничего или получается плохо. Сила моей дидактики, «моральной проповеди», о которых упоминал в своих статьях Чуковский, объясняется лишь тем, что она основана на моей христианской вере.
Язык, на котором я пишу свои книжки, — эзопов язык христианина.
Вот они, самые главные его слова в этой книге. А на каком языке пишем и говорим мы с вами, друзья, какой язык учим, какой осваиваем? Книга Пантелеева «Верую» оказалась драматическим рассказом о человеке, тоскующем об открытом исповедании своей веры, о будущих благоприятных обстоятельствах. Каких? Вот этих, сегодняшних, — моих и наших с вами. Научиться бы их ценить и благодарить за них ежечасно.
«Котёнок»

Фото: Joe Cleary / Unsplash
Нина Петровна привыкла жить одна. Мужа похоронила давно, взрослый сын живёт отдельно, в гости приходит пару раз в месяц... Правда, звонит регулярно, справляется о здоровье. Нина Петровна жалуется на одиночество, но это скорее для порядка — тихий образ жизни её вполне устраивает. Есть вязанье, хорошие книги и любимые фотоальбомы. А общество? Её компания — старый толстый кот, вечно дремлющий на диване. Один день похож на другой, ну и хорошо.
Но однажды вечером внезапно на пороге появился сын, да не один — с котёнком за пазухой. «Мам, мне вот подарили... гляди, какой! А я улетаю на неделю, пусть пока у тебя побудет, ладно? Я корм для него принёс — вот!» — опустил на пол прихожей сначала шуршащий пакет, а потом и испуганное дрожащее существо с тонким полосатым хвостиком. Нина Петровна и опомниться не успела, как за сыном закрылась дверь — чмокнув маму в щёку, он бежал вниз по лестнице.
А следующее утро было чудесным. Котёнок пищал, требовал еды, возился, пытался играть хвостом крайне удивлённого старого кота, выгибал спинку, умилительно — боком! боком! — наскакивал на веник... Нина Петровна поймала себя на том, что постоянно улыбается и — в заботах о новом питомце — чувствует себя молодой. Позвонил сын — и вместо обычных жалоб на одиночество услышал от матери: «У нас всё отлично! Спасибо тебе! Да, правда — всё слава Богу!»
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 февраля. О скорби и смирении Пресвятой Богородицы

Во 2-й главе Евангелия от Луки есть слова, сказанные Симеоном Богоприимцем Пресвятой Богородице: «И Тебе Самой оружие пройдет душу — да откроются помышления многих сердец».
О скорби и смирении Пресвятой Богородицы — протоиерей Андрей Ефанов.
В день, когда Пресвятой Богородице следовало бы слышать только слова поздравлений, Святой Симеон Богоприимец говорит ей горестное пророчество. Пророчество только произносится словами пророка, но его источником является сам Бог. Бог хранит смирение Девы Марии, чтобы она, претерпев все земные лишения, смогла вознестись душой выше Херувимов и Серафимов к самому престолу Величества Божия. Так и нам, христианам, взирая на земной путь нашей Небесной Матери, не надо унывать и отчаиваться. Ведь мы тоже следуем Царство Небесное, идя в которое приходится нести свой, порой нелегкий, жизненный крест. Не случайно мы молимся Богородице словами «Все упование мое на Тебя возлагаю», потому как покров Пречистой соткан из ее земных страданий, ей близка наша земная жизнь. Она, как никто другой, понимает нас, христиан, и является усердной заступницей христианского рода.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 февраля. Об иконографии праведного Симеона Богоприимца

В 2-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём».
Об иконографии праведного Симеона — протоиерей Игорь Самохин.
Праведный Симеон — одна из ключевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня, стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. На отдельных иконах праведника, как правило, также изображают с Богомладенцем Христом. Существуют и варианты иконы с пророчицей Анной. Праведный Симеон — величественный старец, глаза которого наполнены счастьем. Исполнилось древнее пророчество. Спаситель пришел в мир, и Ветхий Завет сменяется новым. Дай Бог и нам, увидев это счастье в глазах праведника, разделить его всем своим сердцем.
Все выпуски программы Актуальная тема